Конспект урока для 10 класса на тему «Первобытное равенство»
Жанр: урок- исследование
Предмет: история
Автор: учитель обществоведческих дисциплин Нургалиева Альбина Берковна
Место работы: МБОУ «Кировская СОШ» п.Кировский Камызякского района
Класс: 10
Ожидаемые результаты:
Знания:
— дать определение: мифы, первобытное общество, палеолит, мезолит, неолит, энеолит.
— знать основные этапы становления первобытного общества;
— иметь представление о «первобытном равенстве».
Умения и навыки:
— уметь устанавливать причинно-следственные связи между процессами и явлениями;
— работать с документами;
— работать в группе;
— выступать публично;
— уметь отстаивать свое собственное мнение.
Отношения, ценности, внутренние установки:
— понять историческое значение становления первобытного общества;
— выказать свое отношение;
Ресурсы:
— Головатенко А.Ю. «Вопросы и задания по первобытной истории»
— учебник «Всемирная история» Н.В.Загладина,10 класс.
— хронологическая таблица
— иллюстрации по теме
-документы
План.
Организационный момент.
Мотивация.
Знакомство с деятельностью групп.
Постановка исследовательской задачи.
Работа по группам.
Работа с учебником и таблицей.
Подведение итогов исследовательской работы.
Домашнее задание
Ход урока:
Организационный момент:
Объявляются цели и задачи урока. Класс предварительно был разделен на группы, получившие опережающие задания.
Мотивация: Наши представления о первобытности базируются на довольно отрывочных и порой не вполне достоверных данных. Археологические находки и этнографические наблюдения, как правило, не дают достаточных оснований для однозначных выводов о жизни древнейших людей. Очень многое в первобытной истории приходится домысливать, реконструировать, полагаясь на способность логически рассуждать – или на интуицию.
Существует немало мифов о ранних периодах истории, так, мы почти ничего не знаем об общественных отношениях, существовавших в древнейших человеческих коллективах, но привыкли считать, что это были отношения равенства. Итак, тема нашего урока «Первобытное равенство» или
миф о «золотом веке».
Знакомство с деятельностью групп:
Ученые-историки – предлагают версии историков о возможном или невозможном «первобытном равенстве»
Археологи – работают с документами об археологических раскопках.
Этнографы – рассматривают документы о происхождении языковых семей, расы.
Хронисты – работают с периодизацией, составляют хронологическую таблицу.
Энциклопедисты – работают с понятиями, дают их определения.
Постановка исследовательской задачи:
На основании материала урока:
а) развеять миф о «первобытном равенстве»
б) соотнести хронологическую таблицу и понятия, связанные с конкретными событиями:
событие | неравенство | понятие |
Работа по группам:
а) Палеолит
Ученые-историки:
Археологи:
Этнографы:
Хронисты:
Энциклопедисты:
б) Мезолит
Ученые-историки:
Археологи:
Этнографы:
Хронисты:
Энциклопедисты:
в) Неолит
Ученые-историки:
Археологи:
Этнографы:
Хронисты:
Энциклопедисты:
г) Энеолит
Ученые-историки:
Археологи:
Этнографы:
Хронисты:
Энциклопедисты:
7.Подведение итогов исследовательской работы (вопросы):
Кажется ли вам верным распространенное мнение, будто первобытные коллективы существовали благодаря сотрудничеству и взаимопомощи?
Можно ли назвать первобытное общественное устройство справедливым?
Аргументируйте или опровергните следующее суждение: «В первобытном обществе существовало биологическое неравенство: более сильный физически подчинял себе более слабого; дальнейшее развитие человечества просто заменило такое природное неравенство социальным».
Было ли закономерным явлением утверждение имущественного и социального неравенства?
Какие формы неравенства возникли в эпоху изживания первобытных общественных порядков, а какие существовали и раньше?
Установите причинно-следственные связи между перечисленными ниже процессами и явлениями:
— возникновение имущественного неравенства внутри рода,
— изменение в сознании людей, приведшие к становлению личности.
— переход от присваивающего хозяйства к производящему типу,
-формирование государства,
— войны между общинами, племенами,
— совершенствование орудий труда,
— обретение веры в сверхъестественное,
— выделение семьи из рода,
— рост населения Земли,
— оформление представлений о добре и зле.
Какие из приведенных ниже утверждений представляются Вам верными:
а) в первобытном обществе существовало полное равенство;
б) в первобытных коллективах были люди, обладающие некоторыми преимуществами перед своими сородичами;
в) в первобытных коллективах выделялись различные категории людей, занимавшие разное общественное положение (мужчины и женщины, взрослые и дети, старики и молодые, и т.п.)
г) между группами первобытных людей не существовало значительных различий, все эти группы отличались примерно одинаковым достатком?
Аргументируйте или оспорьте суждение: «Постоянное стремление личности к самоутверждению делает невозможным длительное существование общества, основанного на идее равенстве. Если первобытное равенство и было реальностью, то только потому, что в те времена человек ничего не знал о себе, что он – личность».
8. Домашнее задание:
6.Работа с учебником и таблицей:
событие | неравенство | понятие | |
Палеолит (1млн.-30-20т.л. до н.э.) |
| гендерное | «Палеолит» — древний каменный |
Мезолит (XX – VIII т.л. до н.э.) |
| социальное | «Мезолит» — средний каменный |
Неолит (IX—VIII по Vт.л. до н.э.) |
щему типу хозяйства
| имущественное | «Неолит» – новый каменный |
Энеолит (IV— III т.л. до н. э) |
| политическое | «Энеолит» – медный каменный
|