МБОУ СОШ № 36
г. Владикавказа РСО-Алания
методическая разработка для подготовки к написанию исторического эссе по теме
«Исторический портрет
Екатерина Вторая»
11 класс
Учитель истории, обществознания Джиоева Залина Эдурдовна
2014-2015 учебный год
Источники:
А.Н.Сахаров,В.И.Буганов.История Росии.-М.:Просвещение,2011г.
Бильбасов В. А. Первые политические письма Екатерины II. СПб., 1887. VIII, 110 с.
Романовский В. Е. Императрица Екатерина II: ист. очерк. Тифлис, 1896. [4], 68 с.
Соловьев Д. Борьба за престол (Петр III и Екатерина II). М., 1912. 112 с.
Критерии написания исторического эссе:
– указать время жизни персонажа с точностью до части века
– назвать не менее трех направлений деятельности
– охарактеризовать каждое направление, не допустив фактических ошибок
– подвести итоги (указать результаты) в количестве не менее трех
https://4ege.ru/istoriya/3256-istoricheskoe-esse-zadanie-c6.html
ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ. Русская императрица с 1762г по 1796 г. Период царствования получил название «просвещенный абсолютизм»
характеристика | результат | |
Внутренняя политика:
|
|
|
Реформы в области государственного управления | Сенат разделен на 6 департаментов, он стал высшим судебным органом | Власть Сената уменьшалась, работа нормализовалась. укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения наиболее устаревших её элементов |
Ликвидация самоуправления Украины | 1764г-ликвидация гетманства и элементов автономии на Украине. Восстановление Малороссийской коллегии . 1775г-упразднена Запорожская Сечь 1783г-запрет крестьянских переходов на Украине | Казачество лишилось своих вольностей, введено крепостное право |
Подчинение церкви государству | 1764г- секуляризация церковных земель. Монастырские крестьяне стали «экономическими» | Появился новый источник богатств, церковь подчинена государству. |
Совершенствование российского законодательства | 1767-68гг.деятельностьУложенной комиссии по выработке новых «разумных законов» на основе «Наказа» Екатерины 2. | Основная задача комиссии не была выполнена, выработать новое уложение не удалось. |
Изменение и упорядочение административной- территориальной системы | 1775г-реформа местного управления. Разделение России на 50 губерний, упразднение провинций. деление на губернии и уезды, сословный суд | Формируется система местного самоуправления в которой закрепляется приоритет дворянства. |
Укрепление положения дворянства | 1762г запрещение без дворянского титула приобретать крестьян для работы на мануфактурах. 1785Г –Жалованная грамота дворянству. Подтверждение всех сословных прав, освобождение от службы, подушной подати, телесных наказаний, право на землю и крестьян, создание дворянских сословных учреждений, присвоение дворянству звания «благородных» | Завершилось юридическое оформление дворянства как привилегированного сословия. |
Усиление крепостного права | 1765г-указ о праве дворянства отдавать своих крепостных на каторжные работы, 1767г- запрещение крестьянам жаловаться на помещиков, раздача крестьян государственных помещикам | Кризис барщинно-крепостнического хозяйства, усиление социальной напряженности, выливающейся в крестьянские волнения и войну Е.Пугачева.17773-1775гг. |
Поощрение предпринимательста | 1765г-Вольное экономическое общество для помощи дворянскому предпринимательству., 1769г-финансовая реформа, введение бумажных денег, таможенные тарифы 1776, 1782, 1796гг. | улучшение в животноводстве, урожайности, торговле. Специализация районов, деятельность Всероссийского рынка, ярмарки. Возникновение новых отраслей в промышленности |
Закрепление сословной структуры городского населения | Жалованная грамота городам. подтверждение прав купечества, разделение городского населения на 6 разрядов. Привилегии для купцов 1и 2 гильдии. введение городского самоуправления | Рост городов и городского населения |
Внешняя политика : |
|
|
Восточное направление и западное | Русско-турецкая война 1768-74гг и 1787-1791г
|
|
В области образования | Было составлено Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества. Предлагалось, что в России будет создана сеть воспитательных училищ, где будут формироваться «новые люди» в соответствии с идеями философов -просветителей: в 1760-е гг. были открыты училище при Академии художеств, Смольный институт благородных девиц. Воспитательные дома для сирот в Москве и Петербурге; в 1780-е гг. была проведена школьная реформа, в губернских городах образованы четырехклассные народные училища, в уездных- двуклассные.
| Развитие науки, культуры, но преследование свободной мысли. |