Калиниченко С.В.
Учитель истории и обществознания,
МОАУ СОШ № 4, г. Орск.
Конспект урока для 11 класса на тему «Первая мировая война»
Тема: «Первая мировая война»
Цель: получить представление о Первой мировой войне
Задачи:
1. На основе учебников, документов, данных статистики усвоить новые знания о причинах, ходе и итогах войны.
2. Систематизировать и закрепить исторический материал в ходе заполнения таблиц
3. Проанализировать и дать собственную оценку итогам и последствиям Первой мировой войны.
Задания
1. Заполните пропуски, перечислив страны.
Первая мировая война порождена модернизационным кризисом, противопоставившим блок лидирующих индустриальных держав:______________________________ и догоняющих_______________________________________
2. Заполните таблицу:
Дата образования | Страны-участницы | Цели блока | Планы блока | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. «Все ищут и не находят причину, по которой началась война. Их поиски тщетны, причину эту они не найдут. Война началась не по какой-то одной причине, война началась по всем причинам сразу»
Вудро Вильсон.
Каковы были причины Первой мировой войны?
1____________________________________________________________________________________
2____________________________________________________________________________________
3____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Укажите повод войны.
____________________________________________________________________________________
4. Проанализируйте данные статистики 1914г.
Оцените готовность России к войне.
На чьей стороне был перевес сил? Сказалось ли это на ходе войны в 1914 г.?
Страна | Численность армии после мобилизации (тыс. чел.) | Лёгких орудий | Тяжёлых орудий полевой артиллерии | Самолётов |
Германия | 3822 | 4840 | 1688 | 232 |
Австро-Венгрия | 2300 | 3104 | 168 | 65 |
Итого | 6122 | 7944 | 1856 | 297 |
Вооружённые силы Антанты | ||||
Страна | Численность армии после мобилизации (тыс. чел.) | Лёгких орудий | Тяжёлых орудий полевой артиллерии | Самолётов |
Россия | 5338 | 6848 | 240 | 263 |
Великобритания | 1000 | 1226 | 126 | 90 |
Франция | 3781 | 3360 | 84 | 156 |
Итого | 10119 | 11434 | 450 | 509 |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Заполните таблицу:
Восточный фронт | Западный фронт | |
Страны, участвовавшие в военных действиях | ||
Основные военные операции (год, операция, результат) | 19141915191619171918 | 1914
1915 191619171918 |
6. Определите отношение социальных групп к войне:
Марии Ивановне Борисовой.
Немец укрепил свои позиции и сидит в окопах, как барин говорит русским — не подходи близко; дела наши некрасивы, даже очень плохи, ужас надоело так страдать и мучиться на свете; живем на земле тоже очень плохо, нет на душу полоски земли, а у помещиков — глазом не окинешь, будто только для них одних Бог сотворил землю. В победу твердо не нужно верить, всем известно, что у нас единения нет и думать не нужно внутри России, что у немца нет ничего, а нам, защитникам родины, варят 3 фунта грибов на 250 человек. Вот так то.
П.Борисов
Алексей Ермолаевич Дуранин, 9-я армия. Матрене Михайловне Безсолицыной. д. Большая Безсолята
Придется, должно быть, пострадать нашей России, и мы уже пострадали, да и еще этим страданиям конца не видать. Могли бы уже с нашими доблестными силами с крепкими сердцами покончить дело с немцем, но дело осталось в следующем: плохия были у нас министры и представители Государственной думы. Они с вечера в театре, а утром долго спали, вот и все проспали, теперь у нас крыть нечем как теперь у нас спят кулаки богатыя мужики, а надо бы теперь не спать а больше заботиться об действующей армии, а у нас идет вовсе не так у нас все грабят пока можно.
Из «Очерков русской смуты» А.И. Деникина
«Войны не хотели, за исключением разве пылкой военной молодежи, жаждавшей подвига; верили, что власть примет все возможные меры к предотвращению столкновения; мало-помалу, однако, приходили к сознанию роковой неизбежности его; поводы были чужды какой-либо агрессивности или заинтересованности с нашей стороны, вызывали искреннее сочувствие к слабым, угнетаемым, находились в полном соответствии с традиционной ролью России. Наконец, не мы, а на нас подняли меч… И потому, когда началась война, стих голос и тех, в которых таился страх, что уровень культуры и экономического состояния нашей страны не даст ей победы в борьбе с сильным и культурным противником. Войну приняли с большим подъемом, местами с энтузиазмом.
Офицерский корпус, как и большинство средней интеллигенции, не слишком интересовался сакраментальным вопросом о «целях войны». Война началась. Поражение принесло бы непомерные бедствия нашему отечеству во всех областях его жизни. Поражение повело бы к территориальным потерям, политическому упадку и экономическому рабству страны. Необходима победа.»
«Воззвания противника, написанные хорошим русским языком, братанье с противником, и распространяемая в большом количестве экземпляров газета «Правда», приводят к тому, что несмотря на то, что офицерский состав желает драться, влияния он не имеет. Наступление является поэтому делом чрезвычайно трудным.»_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Ознакомьтесь с текстом документа и ответьте на вопросы
Из Мирного договора Советской России с Германией и её союзниками.