Содержание.
Введение.
I. Появление матрёшки на Руси.
II. Виды русской матрёшки.
1). Сергиевская игрушка.
”Загорский” стиль росписи матрёшки
2). Семеновская и Мериновская матрёшки
3). Полховская матрёшка
4). Крутецкая матрёшка
5). Вятская игрушка.
III. Второе рождение матрёшки.
Заключение.
Список литературы.
«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать».
А.Б. Салтыков
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда изредка, но звучат слова «безнравственность», «бездуховность», «насилие», нам всерьёз необходимо задуматься о том, что ждёт нас впереди? Иногда нынешнее поколение называют «потерянным», не имеющим никаких нравственных ценностей, ограждающимся от сложностей окружающего мира и создающим свою «мягкую» среду. Опрос школьников о том, как мы знаем свою русскую культуру, показал, что не все традиции России забыты, но кое-что необходимо просто поднимать. А изучение их позволит нам почувствовать себя частью своего народа, воспитывать в себе нравственные качества, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Широка душа у нашего народа, что не только работать он может, но и веселиться умеет. А что за веселье без игрушек и забав? Наш народ был всегда богат любовью: к родной земле, к своим детям. Потому и придумывали народные мастера различные игрушки. И делали их из разных материалов: из глины, из дерева, из соломы, из ткани женщины мастерили кукол для своих девочек. Не зря же игрушки в старину называли «потехами», «балясами», «тарарушками», что так и переводится – весёлые, сказочные, забавные. Игрушки не перестают удивлять, они полны сюрпризов и неожиданностей. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По-японски кукла – «нинте», что так и переводится – «образ человека». Детской игрушкой кукла не так давно стала, а фигурки, изображающие человека, появились только немногим позже, чем сам человек.
Мир игрушки удивительно многообразен. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами. Эти рукотворные изделия дороги нам сегодня как носители непреходящих духовных ценностей, как хранители опыта прошлого в настоящем. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства.
Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свое мироощущение. Игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты. У многих народов встречаются однотипные игрушки, с однотипным сходством их конструкций, форм и декора. Это сходство объясняется общностью культурных народных традиций, единой природой эстетического чувства. Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя – природы, работали с одинаковыми природными материалами. Родство делает их общепонятными для всех, и это одна из тех нитей, которая с детства связывает человека с наследием мировой культуры.
В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства.
Куклы бывают сувенирные или игровые. Русская матрёшка – это и то, и другое. Дети с удовольствием играют куколкой-сюрпризом, а взрослые любуются, и потому самой любимой игрушкой в народе и у детей была матрёшка.
«Кто матрёшку создал, я не знаю, Ну и пой, гуляй по свету,
Но известно, что сотни лет Весели честной народ.
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая, И матрёшка через всю планету
Покоряет кукла белый свет. До сих пор уверенно идёт.
Где он краски брал, искусный мастер? Выступает гордо, величаво,
В нивах шумных, сказочном лесу? С удалой улыбкой на лице,
Создал образ неуемной страсти, И летит за ней по миру слава
Истинную русскую красу. О безвестном мастере-творце».
На щеках навёл зари румянец, С. Архипов.
Неба синь плеснул в её глаза.
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
I. Появление матрешки на Руси.
Многообразна современная игрушка. В ней множество новых образов и сюжетов, авторских почерков. И каждая игрушка, прежде чем стать эталоном, образцом для подражания, проходит долгий путь. Вспомним знакомую всем матрешку. О ней, как и о народных героях слагают легенды. Даже то – сколько точно лет этой игрушке. Кто-то думает, что ей двести лет, кто-то триста и больше, а ей всего чуть больше ста лет! Она молода и как всегда свежа и румяна, так же нарядно одевается, в меру сдержанна и строга, и как всегда нравится людям!
В конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов, женой Саввы Ивановича — И.С. Мамонтовой с острова Хонсю была привезена японская точеная фигурка буддистского мудреца Фукуруджи (Фукуруму)1. Это была фигура добродушного лысого старика, голова которого вытянулась от постоянных раздумий. Игрушка оказалась с “сюрпризом” — она раскрывалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пять.
Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрёшка (Матрена). В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. В его основе лежит латинское слово – «mater» — мать.
1 Фукуруму – божество счастья и долголетия («Я познаю мир»: Детская энциклопедия: Игрушки./Авт. сост.Н.Г.Юрина/ – М.: 1999.
Потому в народе имя Матрёна ассоциировалось с матерью, причём многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой, так как в крестьянских семьях того времени было принято иметь помногу детей. Впоследствии имя сделалось нарицательным и стало означать токарное красочно расписанное деревянное изделие. И сегодня матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
Японцы утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах. В наше время еще ссылаются на легенду о японском происхождении матрёшки, но документального подтверждения она не имеет. Сегодня деревянная матрёшка – знаменитый, признанный за рубежом русский национальный сувенир. Ни один иностранный турист не уедет из России без этой расписной «крестьяночки». Искусствоведы шутят: «Матрёшка вылупилась из яйца», украшенного национальным орнаментом. В каждом до десяти вложений. История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц. Если откроешь нашу русскую матрёшку, то внутри тоже найдёшь ещё одну, и ещё, и ещё… Многодетная мать с целым семейством, да и только!
В одном из альбомов, посвященных творчеству русского художника- передвижника Сергея Васильевича Малютина (1859 – 1937) можно увидеть необычайную иллюстрацию — эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Это была первая матрёшка – восьмиместная фигурка – наряжена в простонародный городской костюм: сарафан с кофтой, передник, платок с цветами. Получилась девочка розовощёкая, с льняными волосами. Правой рукой прижимает к себе чёрного петуха. Плавно, круглится форма матрёшки, медленно перетекает из одного объёма в другой, сужаясь и утолщаясь без резкой границы. Изысканно положена на неё цветовая роспись, сдержанно вкраплён орнамент, деликатно прорисованы способом выжигания детали. Так родился ясный, радостный образ крестьянской девочки, покоряющей своей искренностью и красотой. За девочкой с петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал в свое время создателем первой русской матрешки. А токарная форма игрушки была предложена В.П. Звездочкиным, уроженцем Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями.
Местом рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская – магазин “Детское воспитание” А.И. Мамонтова в Москве, где с тысяча восемьсот девяносто восьмого года работал токарь В.П. Звёздочкин.
Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрёшки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты и падения, слава и забытьё.
Первые матрёшки были не такими пёстрыми, как сегодня. Краски были неяркими, тёплыми, лица тонко выписаны, так как росписью матрёшек занимались в основном иконописцы Троице-Сергиевой лавры, и они использовали те же живописные приёмы, что и в росписи икон. Образ этой игрушки быстро прижился в России. Она, как никакая другая фигурка до этого (барыня, нянька), воплотила любимую народную тему – материнство. А ещё – объединение, общность, близость. Всё, что выражено в радостно-счастливой фразе ребёнка: «Мы – дружная семья!» Можно отделиться друг от друга, быть самостоятельными, но в нужный момент – раз! – и соединиться снова! Ещё в этой фигурке – покровительство и забота. Надёжная и сильная матрёшка-мама укрывает меньших и слабых.
Чуть больше века этой известнейшей в России игрушке, но и по сей день неизвестно, что был сначала – эскиз профессионального художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом.
Интересно, что опубликованный в альбоме эскиз и матрёшка со штампом мастерской-магазина “ Детское воспитание ” из коллекции Художественно-педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде похожи как две родные сестры, но близнецами их назвать нельзя. Этот факт позволяет предположить, что С.В. Малютиным было сделано несколько вариантов росписи будущей игрушки.
Постепенно из обычной детской забавы матрёшка превратилась в предмет искусства. Но, несмотря на постоянство формы, все игрушки абсолютно разные. Прежним в матрёшке осталась сказочность и загадка, а яркие насыщенные краски придают ей теплоту и солнечность. Изготовленные в России матрёшки охотно раскупаются в Японии, и в Англии, во Франции и в Эфиопии. В чём же секрет такого покоряющего всех – и французов, и немцев, и японцев, и жителей Африки – обаяния русской деревянной игрушки? Наверное, в том, что она теплее, душевнее игрушки промышленной, штампованной. Это не просто детская забава, а целый букет народного декоративного творчества – резьба, яркая роспись по дереву и обильный изощрённый узор с густыми ветками, цветами, ягодками, завитками, травками.
Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга, освоили быстро. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным и до настоящего времени, сохраняя все приёмы токарного искусства русских мастеров. Как же изготавливают матрёшку? Материалом для изготовления служат такие породы деревьев, как липа и берёза. Деревья, предназначенные для выделки матрёшек, спиливают ранней весной, очищают от коры, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры для того, чтобы при сушке древесина не трескалась. Затем брёвна укладывают штабелями, чтобы между ними оставался зазор для прохождения воздуха. Обычно заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе несколько лет, чтобы довести её до определённой кондиции, не допуская пересушки или недосушки. Определить степень готовности материала может только опытный мастер. Готовые к обработке брёвна распиливают на заготовки для будущей матрёшки и закрепляют на токарном станке. До пятнадцати операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой куклой. Для того, чтобы выточить на токарном станке куклу, токарю необходимо незаурядное мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором, казалось бы, несложных инструментов – ножом и стамесками различной длины и конфигурации. Как правило, первой вытачивается самая маленькая, неоткрывающаяся фигурка. Затем следующая, причём точится сначала нижняя часть — донышко. Затем заготовка оттачивается до нужного размера и на конце срезается. После этого делается кольцо, на которое будет надеваться верхняя часть матрёшки, и выбирается её нижняя половина. После чего вытачивается голова матрёшки и удаляется изнутри столько древесины, чтобы голова матрёшки могла быть одета на верхнее кольцо. Так ряд за рядом. Между рядами оставляют зазор. Удивительно, что все эти процессы выполняются на глаз мастера и требуют большого умения. Верхняя часть матрёшки, одетая на нижнюю, усыхает, плотно охватывает кольцо и прекрасно держится на ней. По окончанию токарных работ все фигурки тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы её поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались на древесине, затем сушат. Только теперь матрёшка готова к росписи. Она попадает в царство красок и фантазии художников. Техника росписи разная. Мастера применяли выжигание с раскрасками, использовали декоративно-орнаментальную роспись, живописные приёмы с тоновой проработкой, вводили позолоту и лакировали изделия.
Виды русской матрёшки.
1. Сергиевская игрушка.
Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрёшки всё же стал подмосковный город Сергиев Посад – крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная “игрушечная столица”. Сергиев Посад, расположен в семидесяти трёх километрах от Москвы и обязан своим происхождением знаменитой Троице-Сергиевской лавре. В 1340 году монах Сергий Радонежский основал маленькую, затерянную в лесах обитель, которая со временем превратилась в крупнейший монастырь Российского государства.
Промысел возник предположительно в семнадцатом столетии и достиг расцвета на рубеже восемнадцатого — девятнадцатого веков. Нет точных данных о времени создания в этом городке первой игрушки. По преданию, первую Троицкую игрушку вырезал настоятель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский. Он лично одаривал игрушками детей. Богомольцы, стекавшиеся в лавру со всех концов России, покупали здесь игрушки для своих детей. Известно, что еще в пятнадцатом веке при Троице-Сергиевском монастыре существовали специальные мастерские, в которой монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву. Тематика Сергиевской ручной деревянной игрушки была достаточно разнообразной, что объяснялось, прежде всего, выгодным географическим положением промысла. Близость Москвы и непосредственное соседство Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей огромное количество богомольцев, оказали большое влияние на выбор сюжетов. Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности быта различных слоев населения.
Одновременно с искусством резьбы по дереву в Сергиевом Посаде совершенствовалось и мастерство лепки, росписи, оформления игрушек, изготовления двигательных и звуковых механизмов.
Самой большой популярностью в сюжетах сергиевских кустарей пользовались бытовые темы. Постепенно формировались основные темы кукол, ставшие своеобразным сергиевским каноном.
С начала восьмидесятых годов девятнадцатого столетия в результате обострения конкуренции со стороны частных игрушечных фабрик на промысле начался период упадка. На это обратило внимание Московское губернское земство. В тысяча восемьсот девяностых годах земство оказало помощь в сохранении стабильного развития кустарного производства, в том числе и игрушечного. На промысел были приглашены профессиональные художники, педагоги, экономисты, которые впервые попытались разобрать новые образцы игрушек на серьезной научной основе. Для улучшения состояния промысла в Сергиевом Посаде в тысяча восемьсот девяносто первом году была открыта учебно-показательная мастерская под руководством В.И. Боруцкого.
Таким образом, к моменту появления разъемной точеной фигурки история сергиевского игрушечного промысла уже насчитывала около двух столетий.
Мастера быстро реагировали на происходящие в мире события, легко подхватывали оригинальные идеи и новые технологии. Поэтому фигурка девочки в платочке, напоминавшая многих соседских Машек, Парашек и Матрёшек, вызывала интерес сергиевских игрушечников благодаря оригинальности конструкции и своему народному характеру.
Появление в России в самом конце девятнадцатого столетия матрёшки не было случайным. Именно в этот период времени в среде русской художественной интеллигенции не только начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, но и пытались творчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций. Помимо земских учреждений, на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались разнообразные предметы быта и игрушки в русском стиле. В качестве примера можно назвать мастерские Н.Д. Бартрама под Курском, графини Н.Д. Тенишевой в Талашкино.
Появились образцы изделий, с одной стороны, отвечающие новым требованиям производства и сбыта, а с другой – возвращение к эстетике русского художественного искусства. Можно предположить, что массовое производство матрёшек непосредственно в Сергиевом Посаде началось после всемирной выставки в Париже тысяча девятисотого года после успешного дебюта и мирового признания новой русской игрушки. Своеобразная форма и роспись матрёшки просто очаровала иностранцев. В тысяча девятьсот четвёртом году товариществом «Русские кустари» был открыт постоянный магазин в Париже. Тогда же был сделан первый заказ на поставку деревянной куклы за границу. В тысяча девятьсот одиннадцатом году поступили заказы на игрушки-матрёшки из четырнадцати стран. Видя столь большую популярность русской деревянной куклы, предприниматели-иностранцы начали выпускать матрёшки а-ля рюсс. Подобные изделия появились в Германии, Франции и других странах, но, лишённые национальной почвы, не «прижились» там. А искусство русской Сергиево-Посадской матрёшки продолжало развиваться достаточно интенсивно. В прейскуранте Сергиевской земской учебно-показательной мастерской в тысяча девятьсот одиннадцатом году существовал двадцать один вид матрёшек, отличавшихся росписью, не считая того, что матрёшки были также различных размеров, с разным количеством вкладышей. Наибольшей популярностью у покупателей пользовались трёх, восьми, двенадцатиместные матрёшки. Для выставки игрушек в Петербурге в тысяча тринадцатом году, токарем Н.Булычёвым была выточена сорока восьмиместная матрёшка.
Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, и, вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся в начале двадцатого века во многом благодаря “Русским сезонам” С.П. Дягилева в Париже.
Массовому экспорту Сергиевской матрёшки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге. С тысяча девятьсот девятого года русская матрешка стала так же постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале двадцатого века в Лондоне. А благодаря передвижной выставке, организованной “Русским обществом пароходства и торговли”, с русской матрёшкой познакомились жители приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока.
В тысяча девятьсот одиннадцатом году с Лейпцигской ярмарки даже была привезена японская подделка, которая представляла собой точную копию сергиевской матрешки, отличаясь от нее лишь чертами лица и отсутствием лакового покрытия. Уже этот факт говорит не в пользу версии о японском происхождении матрешки.
Силуэт и стиль росписи матрёшки в Сергиевом Посаде менялись с течением времени, но главной отличительной чертой является стремление отобразить в росписи современную жизнь. В начале двадцатого века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей, поощряемое Московским губернским земством. В период с тысяча девятисотого по тысяча девятьсот десятый год появились серии матрёшек, изображавших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны одна тысяча восемьсот двенадцатого года в тысяча девятьсот двенадцатом году были изготовлены “Кутузов” и “Наполеон”, внутри которых помещались фигурки военачальников из их штабов.
Не был обойден вниманием матрёшечников и любимый народный герой Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной.
В качестве сюжетов росписи матрёшек использовались и литературные произведения русских классиков – “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина, “Конек — Горбунок ” П.П. Ершова, басня “Квартет” И.А. Крылова и многие другие…
Столетний юбилей Н.В. Гоголя в тысяча девятьсот девятом году так же был отмечен появлением серии матрёшек, изображавших героев его произведений. Нередко создавались и этнографические образы, делавшиеся по эскизам художников – профессионалов и достоверно отражавшие характерные черты и детали традиционной одежды Прибалтики, крайнего Севера и других регионов. Восстановить и перечислить все возможные образы, рождавшиеся в то время в домашних мастерских Сергиевого Посада, просто невозможно, как невозможно описать и проиллюстрировать все модификации товарных куколок и укладок, произведенных в так называемый “земский” период существования промысла.
Одним и тем же сюжетом могли быть расписаны цельные, неразъёмные куклы и разъёмные, полые внутри.
В нижнюю, более массивную часть таких кукол иногда вставлялась металлическая сердцевина, превращая их в “неваляшек”. Некоторые игрушки снабжались с внешней стороны дополнительными деталями, например обточенными и вручную прикрепленными головными уборами или резными лотками со снедью.
Эти примеры говорят о неистощимой фантазии сергиевских кустарей и активном поиске наиболее оптимальной формы токарной игрушки.
Постепенно утвердилась и форма матрёшки, наиболее близкая к первоначальной, и похожая на нее “неваляшка”, которую изготавливали в Сергиевом Посаде из папье-маше еще в девятнадцатом веке. А из всего разнообразия тем и сюжетов росписи наибольшее развитие получила бытовая, так как в ней отражались праздники и будни каждого кустаря. Поэтому матрёшки были общедоступны и любимы как мастерами, так и покупателями. По тематике игрушки были разными — это и женихи с невестами, а также с их многочисленными родственниками и гостями, и цыганки, и старообрядцы, и урядники, и купцы с чадами и домочадцами, и компании за самоваром и нескончаемый ряд девчонок и мальчишек, и взрослых баб и мужиков с корзинками, узелками, посудой, живностью, инструментом или угощением в руках.
«Загорский» стиль росписи матрёшки.
В течение десяти с небольшим лет матрёшечный промысел в Сергиевом Посаде развивался как один из видов оригинального авторского художественного творчества. В тысяча девятьсот тринадцатом году большинство мастеров – матрёшечников объединились в артель «Кустарь-художник», куда вошли все местные мастера. Окончательно же “загорский” стиль росписи матрёшки (как его стали называть после переименования Сергиева Посада в город Загорск в девятьсот тридцатом году, а в настоящее время городу возвращено историческое название) сложился в тысяча девятьсот двадцатые годы, когда на смену подчеркнуто живописной “земской” манере с ее обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный и близкий к первоначальной идее С.В. Малютина.
При упоминании о «загорской» матрёшке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.
В росписи обычно используются три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий – с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. Красным, зелёным, синим, обозначались головной платок, кофта, сарафан, фартук. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют «пестрёшкой». Мастера работают двумя тампончиками («тычками») разной величины: одним наносят пятна тёмной краской, другим – светлой. От совмещения пятен получается декоративный эффект «лепестков» цветка. Роспись Сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой. Всю поверхность игрушки закрашивают, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.
Стиль росписи матрёшки и других игрушек в те годы изменился под влиянием нескольких факторов, в частности, в результате возникновения новой социально – экономической и культурной ситуации в стране.
Созданная в тысяча девятьсот тринадцатом году артель матрёшечников после социалистической революции сохранилась и была переименована в артель имени Рабоче – Крестьянской Красной Армии (РККА). Позднее она стала фабрикой игрушек и культтоваров, выпускавшая, в том числе и матрёшки. Точение и роспись матрёшек в Загорске стали приобретать исключительно фабричный характер. Только опытный и привычный глаз мог заметить небольшие различия, присущие индивидуальному почерку расписчицы.
В тысяча девятьсот двадцать восьмом году артель матрёшечников была преобразована в фабрику игрушек, существующую и по нынешнее время. В тысяча девятьсот восемнадцатом году в Сергиевом Посаде был открыт Музей игрушки, где представлены экспонаты, как русского, так и зарубежного производства. Первая русская матрёшка художника С.В.Малютина также вошла в коллекцию этого музея. Вскоре здесь же был организован научно-исследовательский институт игрушки. В этом институте были созданы образцы игрушек, в том числе и сорока двухместная матрёшка. Среди Сергиево-Посадских матрёшек самой большой считается 60-местная, выточенная токарем Мокеевым в тысяча девятьсот шестьдесят седьмом году.
С тысяча девятьсот сороковых годов разработкой образов для фабричного производства матрёшек стали заниматься художники Загорских (ныне Сергиево – Посадских) художественно – производственных мастерских. Но и в росписи этих образцов вплоть до конца тысяча девятьсот восьмидесятых годов чувствовалась упрощённость, связанная с необходимостью их дальнейшего тиражирования.
В тысяча девятьсот шестьдесят седьмом году из Загорска уехала пятидесятиместная матрёшка на выставку в Монреаль.
Несмотря на огромную популярность Сергиево-Посадской матрёшки, а может быть и благодаря ей, в России стали возникать новые центры по её изготовлению и росписи. Как правило, это были старинные центры народных ремёсел, где токарное искусство было развито достаточно высоко. Появление матрёшки на Нижегородской ярмарке привело к тому, что местные умельцы способствовали возникновению центров по изготовлению и росписи матрёшки в Нижегородском крае.
2). Семеновская и мериновская матрёшки.
На протяжении нескольких десятилетий в нашей стране и за рубежом наибольшей известностью пользовались семеновские и мериновские матрёшки, которые для большинства вообще стали ассоциироваться с понятием “русская матрёшка”. Эти матрёшки заметно потеснили загорскую, что имело свои причины.
С давних времен жители лесного Заволжья занимались художественной обработкой дерева. Густые, местами непроходимые леса этого заволжского края давали приют старообрядцам, гонимым патриархом Никоном, стрельцам во времена Петра I, крепостным, бежавшим от помещичьего произвола. В этих краях традиции древнерусского орнамента хорошо знали и использовали в декорировании разных прикладных изделий. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре Древней Руси. В хохломской росписи сохранён характерный для древнерусского орнамента приём исполнения (свободное кистевое письмо), которое позволяет создавать композиции. Соседство с Хохломой во многом перекликается в росписи семёновской матрёшки. В конце девятнадцатого столетия сложились игрушечные промыслы. Наибольшую известность приобрели игрушки из Городца и Федосеева. А село Мериново близ города Семенова было известно своими токарными изделиями. Точили в нем деревянную посуду, солонки, погремушки, шары и яблоки, пирамиды, погремушки, а девчата и женщины расписывали их цветными полосками и клетками, покрывали светлым лаком.
В тысяча девятьсот двадцать втором году мериновский мастер Арсентий Майоров купил на Нижегородской ярмарке сергиевскую игрушку. Игрушка понравилась всему семейству. Арсентий Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. Вначале Арсентий точил одноместную матрёшку, а затем «двойку» и «тройку». Вскоре не только семья Майоровых, но и многие из односельчан перешли на матрешечный промысел. Постепенно сложился тип росписи семёновской матрёшки, более декоративный. Это ремесло и по сей день остается основным для мериновских мастеров. В течение почти двадцати лет именно мериновцы лидировали среди матрешечников Горьковской (Нижегородской) области, хотя в тысяча девятьсот тридцать первом году в близлежащем городе Семенове была организована специализированная артель по производству сувениров, включая матрёшки.
В тысяча девятьсот пятьдесят третьем году семеновские изделия впервые попали за рубеж. Именно с этого времени семеновская матрёшка начала соперничать с загорской, выгодно отличаясь от нее раскованной росписью и сочным колоритом. Несмотря на незатейливое решение образа, изготовление матрёшек в Меринове и Семенове по декоративному оформлению было более ярким и своеобразным, чем в Загорске. Эти матрёшки расписываются стилизованными цветами контрастных тонов. В композиционном отношении роспись иногда напоминает пышный букет. Все это позволило матрёшке с берегов Волги влиться в круг характерных для тех мест изделий. Однажды в село заехал городской художник-профессионал П. Кузнецов, увидел он мериновскую игрушку и сделал мастерам щедрый подарок – оставил в Меринове эффектный рисунок розоподобного цветка. Цветок этот прижился на мериновской земле, его освоили все «красильщицы», и в наши дни живёт он в руках семёновских художниц. Знаменитые цветочные букеты пишутся в манере свободного раскованного кистевого мазка.
Семёновские народные мастера, создавая игрушку, не скупятся на звучные краски, отдавая предпочтение красному, малиновому, васильковому и лиловому цвету, с увлечением покрывают передники матрёшек и рубашки-косоворотки русских пареньков цветами и фантастическими травами. В семёновской игрушке часто рядом с серьёзностью соседствует комизм. Юмор, весёлый смех неотделимы от неё. Нельзя без восторженной улыбки смотреть на «Ярославских ребят», «Русского парня» и тех же матрёшек, которые чрезмерно расфрантились, да так и застыли в величественной позе, смешные в своей важности. А какое разнообразие забавных и лирических выражений лиц матрёшек! Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, а затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, чёрточки у губ, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, юбку, передник, пририсовывают руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки считается фартук, на котором изображается букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. Букет располагается на фартуке ассиметрично, несколько смещён вправо. Роспись каждой семёновской матрёшки неповторима и оригинальна. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая, в отличие от Сергиево-Посадской, имеет большую стройность, относительно тонкий «верх», который резко переходит в утолщённый «низ». Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью, в неё вкладывают до восемнадцати разноцветных куколок. И всё же самое притягательное в деревянной семёновской матрёшке – её яркая образность, чтобы она собой не представляла: задумчивую и грустную или весёлую и улыбчивую матрёшку, хитрющую и простоватую.… Смотришь на них, любуешься тонким чувством цвета и высоким орнаментальным искусством семёновских мастеров и невольно проникаешься чувством гордости за их талант и одарённость. Позже, после Великой Отечественной войны появляется восемнадцатиместная матрёшка. Прошло время, появляется кукла с двадцатью пятью вложениями. И вот уже – пятидесятиместная матрёшка! Обычно матрёшку точат из липы, но для этой куклы тридцать её самых малых дочерей пришлось делать из берёзы (это дерево труднее поддаётся обработке, но имеет свои преимущества в качестве – для выборки сердцевины маленьких кукол применялись в качестве резца обычные гвозди с расплюснутыми концами). Каким же надо быть искусным мастером, чтобы суметь выбрать сердцевину сорок девятой куклы, в которую свободно входила самая её последняя, величиной с пшеничное зёрнышко! Тонкая, поистине ювелирная работа! Потом была семидесятиместная – метрового роста и полметра в диаметре.
Красивая, но трудная работа! Для неё нужны сноровка, умение, ловкость, большая физическая сила. А когда мастерицы «одевают» матрёшек в нарядные платья, фартучки, в руках у каждой куклы букет из алых роз или маков. На плечи каждой накинута расписная шаль. Выражение лица у каждой матрёшки своё – есть куклы грустные, задумчивые, строгие, серьёзные, а есть весёлые, улыбчивые.
До тысяча девятьсот двадцать девятого года мастера вытачивали, расписывали матрёшки на дому. Затем образовалась артель по изготовлению игрушек, которая объединила мастеров Семёнова и ближайших к нему деревень. На первых порах в неё входили не более двух десятков человек. В настоящее время Семёновское объединение по производству сувениров является самым крупным центром в России по выпуску матрёшек.
3). Полховская игрушка.
Как прекрасна наша Россия – своими полями, лесами, горами, полноводными реками, прозрачными озёрами! Как богата наша Россия – драгоценными камнями, золотом и серебром! Но самым бесценным и дорогим, чем владеет наша Россия, является наш народ! Славится русская земля своими мастерами, своими делами. В каком бы уголке нашей родины мы не оказались, везде встретятся чудо-мастера, прославляющие красоту нашей земли!
Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии. Оно расположено в Горьковской области. А вокруг села – леса, поля. Дома стоят в нём очень тесно, прямо как на городских улицах – один к одному. Леса не дают селу расшириться, а трогать лес нельзя, его рубят только в отведённых местах. И за каждым домом в огороде обязательно стоит ещё маленькая избушка – мастерская, по-здешнему – работня. В ней медово пахнет липой, везде развешен столярный инструмент, стоит верстак, к нему прилажен токарный станок. Здесь и вытачивают мужчины из длинных липовых кругляшей фигурки матрёшек, грибки-копилки и многое другое. А потом несут их в дом, и женщины — берутся за дело.
Издавна жители этого села мастерили из дерева посуду и игрушки. Мастера отличались заметным проворством, подхватывали любое новшество, следили за развитием деревообрабатывающего промысла. Было время, когда деревянные изделия раскрашивали клеевыми и масляными красками. Позднее была освоена новая техника: роспись водяными красками – яркая, плотная, но, в то же время, прозрачная. «Цветовое раздолье» росписи достигалось четырьмя-пятью основными красками.
Интересна технология росписи матрёшки. Сначала трижды обмазывают фигурки крахмалом и сушат. И они становятся белее снега. Затем пёрышками, кисточками тушью и красками начинают их разрисовывать. И перво-наперво, выводят на каждой свои любимые большие розово-малиновые цветы шиповника. Своей формой полховская матрёшка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер, представляя крестьянский примитив, напоминающий характером своей росписи детский рисунок. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрёшек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. Яркость колорита достигается приёмом лессировки – наложением одной краски на другую. Кроме того, роспись более крупная, чем семёновская матрёшка. Узор-рисунок «наводят» пером чёрной тушью, а затем его пределы заполняют краской. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек. В последнее время мастера широко используют свободную кистевую роспись, работая без предварительного рисунка. Особенностью цветовой гаммы полхов-майданской росписи является соседство холодных и тёплых тонов, создающее напряжённый колорит. Интенсивность цветового звучания усиливает также светлый фон неокрашенного дерева.
Мотивов росписи не так уж много, но для всякого изделия свой узор. Матрёшка неизменно расцвечена веткой с алыми цветами. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, характерных для загорской матрёшки. Полховско-майдановская матрёшка представляет собой деревенскую красавицу со сведенными бровями и глазами. Лицевая часть полхов-майдановской игрушки украшена овальным клеймом, контур которого повторяет её длинную форму. Лицо обрамляют «кудри» — подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали «кудри» — чёрные, завитые штопором, пёрышки селезня. Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастерицы в росписи матрёшки.
Как и семёновские мастера, художники из Полховского Майдана главное внимание уделяют цветочной росписи на фартуке, опуская все бытовые детали костюма. Основным элементом росписи полх-майданской матрёшки является многолепестковый цветок шиповника, который мастера называют «розой». Этот цветок всегда считали символом женского начала, любви, материнства. Северная «роза», или цветок шиповника, обязательно присутствует в любой композиции мастеров Полховского Майдана. Более того, они часто развивают этот мотив, изображая рядом с пышным цветком полураскрытые бутоны на ветках.
Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрёшку анилиновыми красками. В окончании работы игрушка трижды лакируется.
В настоящее время Полховский Майдан представляет собой село, около трёх тысяч жителей. Молодёжь охотно осваивает ремесло своих родителей и продолжает их традиции.
«Бочонки, копилки,
Матрёшки, грибы, И яблочки зреют,
Они не малы, И травка цветёт.
Да и не велики. Рисуют чёрным
Свистульки, тарелочки На стеблях цветы,
В ярких цветах, И яркие краски
И солнце, и речка, Сочны и просты».
И домик в кустах. П.Астахов
Свободная роспись,
Шиповник цветёт,
4). Крутецкие матрёшки.
Есть под Нижним Новгородом село Крутец, недалеко от Полховского-Майдана. Крутецкие мастера переняли мастерство у полхов-майданцев и своего добавили. Роспись матрёшек крутцовских мастеров отличается большой свободой выбора сюжетов, орнаментов и их художественной трактовки. Если майданцы строго соблюдают традиции дедов да бабушек, то крутецкие вовсю фантазируют и экспериментируют. Крутецкие матрёшки все разные: одна длинненькая, другая кругленькая. У одной – коса до пояса, у другой – модная стрижка-каре. Платья разных фасонов и расцветок, а цветы на них самые фантастические, словно в калейдоскопе. Лица одно на другое не похожи: одна глазки опустила, другая в сторону смотрит, третья прищурилась, четвёртая губки надула, пятая усмехается озорно.… Изменили крутецкие мастерицы не только внешность традиционной матрёшки, но и саму технику. Они стали наряду с анилиновыми красками использовать масляные. Могут рядом с анилиновой розой нарисовать масляную ромашку. Создана и особая техника – чисто масляная. Поверхность дерева покрывается слоем белил с добавлением в них цветным пигментом, и поэтому масляному фону ложится масляная же роспись. Рассматривая такие эксперименты крутецких мастеров можно сказать, что традиционное искусство не уходит в прошлое, а обновляется и хорошеет.
5). Вятская игрушка.
Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. В деревне Луговые расписывать матрёшку начали ещё в тридцатые годы. Но особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получает в шестидесятые годы, когда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой, оригинальный художественно – технологический прием, характерный для изделий этого региона.
Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка – коробами, корзинами, туесами — в которых помимо искусной техники плетения, использовался и тисненый орнамент, поэтому инкрустация соломкой стала применяться еще в конце прошлого века как новый способ художественного оформления изделий. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпами вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком.
Вятская матрёшка – наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает всех, кто на неё смотрит своей миловидностью и приветливостью.
Но вятской матрёшке повезло меньше, чем ее подмосковным и поволжским родственницам, из-за известнейшей дымковской глиняной скульптуры, сохранению и развитию которой здесь всегда уделялось наибольшее внимание. Массовому же изготовлению вятской матрёшки, по всей вероятности, помешала также сложность самого процесса инкрустации, требующего больших затрат времени и высокого уровня мастерства.
И всё же выпуском матрёшек занимается Кировская фабрика сувениров и Нолинская фабрика, входящие в состав производственного объединения «Вятка».
III. Второе рождение матрёшки.
В настоящее время русская матрёшка переживает своеобразное возрождение, связанное с тем огромным интересом в мире к России, начавшимся в ней переменам в экономической, социальной и культурной жизни. Наибольший интерес стала представлять матрёшка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская, выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем.
Всеобщая мода на матрешку не только обогатила ассортимент русских промыслов, но и вывела эту игрушку за пределы национальных границ. В тысяча девятьсот шестидесятые годы появились украинские, башкирские, марийские матрешки, расписанные в национальных традициях. Кроме широкоизвестных центров в Подмосковье и Заволжье, появляется производство матрёшек в Твери, Йошкар-Оле (Мари-Эл), в селе Гавриловка (Мордовия), на Урале (Туринск).
Несмотря на то, что упрощенно – примитивные фабричные матрёшки, наводнившие прилавки магазинов, надолго заслонили достаточно редкую авторскую, которая не тиражировалась и несла на себе неповторимый отпечаток индивидуальности ее автора, ведущие художники Сергиева Посада бережно сохраняли сложившиеся приемы росписи.
С середины тысяча девятьсот восьмидесятых годов приобретают известность авторские работы главного художника Загорской фабрики игрушек №1 С.Л. Нечаева. В собрании Художественно – педагогического музея игрушки Сергиева Посада можно увидеть две выполненные им матрешки. Их объединяет подчеркнутая декоративность, сочный колорит и ставшее классическим для загорской (сергиевской) матрешки сочетание цветов – синего, красного, желтого, зеленого.
В иной, мягкой, изысканной цветовой гамме работала в этот же период И.А. Марачева. Ее матрешки с росписью по мотивам русских шалей в теплых бежево – коричневых тонах по выжженному контуру резко контрастируют с многоцветием работ С.Л. Нечаева. При этом антиподами их назвать нельзя. Работы обоих мастеров наглядно демонстрируют почти безграничные возможности этого жанра декоративно – прикладного искусства.
Конец тысяча девятьсот восьмидесятых годов можно смело назвать периодом второго рождения матрешки в Сергиевом Посаде.
В настоящее время творчество в этой области достигает своего художественного расцвета. Из богатейшего и разнопланового ассортимента сергиевского игрушечного промысла прошедшего девятнадцатое столетия в живых осталась, пожалуй, одна матрёшка. Поэтому не случайно, что именно к ней и обратились мастера. Благодаря многократно увеличившемуся притоку иностранных туристов в конце тысяча девятьсот восьмидесятых годов матрешка вновь стала не только популярным изделием художественного творчества, но и ходовым товаром, пользующимся большим спросом у иностранцев и приносящим ощутимый доход мастерам. Поэтому точением и росписью матрёшки стали заниматься не только люди, имеющие профессиональные знания и навыки, а так же и те, кто два – три года назад об этом и не помышляли. В конце тысяча девятьсот восьмидесятых годах наиболее известны были фабричные изделия с простейшими элементами росписи. Рынок же требовал, как и в начале века, более высокого уровня художественного оформления и разнообразия мотивов. Хранящиеся в фондах Музея игрушки – старые сергиевские образцы, были доступны далеко не каждому. Поэтому матрёшки последних лет отмечены печатью непрестанных и порой мучительных поисков. Однако наряду с этими чертами ощущаются и другие – полное раскрепощение мастера, освобождение от давления жесткого канона.
Прилавки магазинов и лотки на базарах вновь запестрили барышнями в украшенных золотом одеждах, русскими красавицами в причудливо расписанных шалях. Часто встречаются и матрёшки, изображающие популярных политических лидеров с заметным портретным сходством. Разумеется, не обходится и без курьёзов. К таковым можно отнести матрёшку с чужеродной росписью “под Хохлому” или “Гжель”, хотя это явление вполне объяснимо – некоторые авторы для воспроизведения декоративных элементов пользовались многочисленными альбомами, знакомящими с изделиями этих популярных промыслов, да и сами изделия были более доступны, чем лучшие образцы матрешек, уходившие в основном за рубеж.
При всем изобилии сюжетов, способов оформления и мотивов росписи сегодняшней матрёшки в настоящее время уже можно проследить, как развивается это направление декоративно-прикладного искусства. Наибольшей популярностью и по сей день, пользуются произведения максимально соответствующие сергиевскому канону: обязательные шаль, передник, сарафан. При этом сочетания цветов стали смелее и изысканнее, а варианты орнаментики – разнообразнее. Возможно, при очень строгом анализе можно заметить обилие деталей, настолько дробящих целостное восприятие образа, отсутствие чувства меры в росписи отдельных образов. Однако в целом ощущается необыкновенная праздничность, существование того особого “ярмарочного духа” присущего промысловой игрушке, что говорит о качественно новом витке развития этого промысла.
С начала тысяча девятьсот девяностых годов росписью матрёшки начинают заниматься не только в традиционных районах, но и в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, отдельных туристических центрах. За основу чаще всего берутся форма и стиль, свойственные именно сергиевской матрёшке, поэтому сейчас на матрёшечных базарах встречаются изделия москвичей и петербуржцев, очень напоминающие матрёшки Сергиева Посада. Несмотря на разнообразие сегодняшнего ассортимента, уже можно выявить определенную тенденцию в формировании стиля “матрёшка девяностых годов двадцатого столетия”. Для него характерна проработка костюма в подчеркнуто русских традициях с платками и шалями по мотивам знаменитых Павловских. При этом одинаковой популярностью пользуются как “крестьянский”, так и “боярский” стили. Не забывается мастерами и изначальная идея матрёшки – девочки.
Возродился и классический образец матрёшки с многочисленной семьёй. При этом главной матрёшкой часто является образ мужчины, главы семейства, представленного со своим потомством.
Иногда в росписи той или иной матрёшки художник передаёт нам целую гамму различных настроений, взглядов, переживаний людей, которые окружают его в жизни. Лукавство, юмор, а иногда и откровенно сатирический характер, присущий ранним Сергиево-Посадским образцам, получили в авторской матрёшке продолжение.
Новым для искусства русской матрёшки стало обращение к традициям иконописи. Как правило, в решении образов богоматери, Иисуса Христа, апостолов и святых художники используют иконописную технику. Рассматривая матрёшку как изобразительную поверхность, они стремятся написать на ней икону, а не облечь куклу-матрёшку в одежды того или иного изображаемого святого. Популярным является изображение Троице-Сергиевой лавры, памятников древнерусской архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и других городов.
Характерная черта искусства современной авторской матрёшки – её живописность. Использовать матрёшку как поверхность, на которой художник размещал бы то или иное изображение, будь то сказка, или пейзаж, пытались ещё на рубеже веков во времена становления искусства русской матрёшки. Эти в прошлом робкие попытки в современном мире проявились в новом типе матрёшки, деревянная форма которой используется для воспроизведения того или иного сюжета. Фартук является традиционным местом для изображения основного смыслового элемента росписи нижегородской матрёшки. Именно эту деталь заимствуют у неё современные мастера-матрёшечники. По типу росписи фартука различают несколько разновидностей матрёшек. Например, если на фартуке изображены памятники архитектуры – то это представление сувенира, с которым может быть связано посещение того или иного исторического места.
Существуют матрешки, воспроизводящие живописные пейзажи России. Часто используются известные картины русских художников-пейзажистов: А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, В.М.Васнецова.
Совершенно новым явлением в росписи русской матрёшки является так называемая политическая матрёшка, которая представляет собой целую галерею русских царей, российских и зарубежных государственных, общественных деятелей. Роспись матрёшек, изображающих современных политиков, носит несколько шаржированный характер.
Пытались «освоить» нашу матрёшку и в других странах. Во Франции её одели в национальную французскую одежду. В Нюрнберге (Германии) изобразили в виде Синей Бороды и семи его жён. Но всё это сохранилось в истории в качестве курьёзов. Знаменитая на весь мир именно русская матрёшка-крестьяночка считается истинной выразительницей русского стиля даже на родине своего «дедушки» — в Японии.
Заключение.
Сегодня матрёшку знают во всём мире. За сравнительно небольшой исторический период она стала одним из всеобъемлющих образов России, символом русского искусства. История развития народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается и по сей день. Дарят её на память о нашей стране. Стала она русским сувениром. И выделывают теперь матрёшек столько, что если выставить их рядком, заведут они хоровод вокруг всей Москвы. И где бы ни родились матрёшки – все они весёлые, пригожие. Потому что их делают талантливые и добрые художники.
Популярность матрёшки взволновала игрушечников разных стран. В Японии не постеснялись даже подделывать её, да только все эти «конкуренты» не выдержали, постепенно исчезли, а матрёшка выстояла. Здравствует и процветает по сей день. А не так давно матрёшка заговорила. И не только на длинных, средних, но и на коротких волнах. Внутри её спрятали маленький транзистор.
Кто-то из иностранцев назвал матрёшку “загадкой и символом России”. А это уже даёт повод для серьезных философских рассуждений на эту тему. Коллекции же матрёшек в собрании Художественного музея в Сергиевом Посаде убеждает нас в обратном. В идее своей эта деревянная фигурка была задумана как игрушка, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер. А я думаю, что истина русской матрёшки – дружба и любовь. Как посланница этих добрых чувств она приходит в наш дом. И пока будут жить матрёшки, излучая истинную русскую красу, не угаснет и вера в наших умельцев, в нашу родину с её душевными песнями и частушками, задорными, зажигательными танцами. Поэтому я могу с уверенностью сказать, что для меня матрёшка является носителем духовных ценностей моего народа, хранительницей прошлого опыта в настоящем времени. А значит, её вполне можно назвать загадочным образом России.
Список используемой литературы:
1. Князева О.Л.., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство- Пресс,2004.
2. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским
народным декоративно-прикладным искусством. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003г
3. Алёхин А.Д. Матрёшки. – М.: ООО «Издательство «Малыш»,1988.
4. Алексахин Н.Н. Матрёшка. – М.: Народное образование, 1998.
5. Город мастеров. Узоры Полхов-Майдана. Знакомство с промыслами и
ремёслами. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
6. Рогов А.П. Тарарушки-тарарушки – это русские игрушки. – М.: Малыш,
1986.
7. Русская деревянная игрушка. Л.,»Художник РСФСР», 1968.
8. Богородская игрушка и скульптура. М., «Планета», 1970.
9. Каплан Н.И., Авсеенок А.А. Искусство богородских резчиков. М.,
«Лёгкая индустрия», 1964.
10. Арбат Ю.А. Путешествия за красотой. М., «Искусство», 1966.
11. Русская деревянная игрушка. Л., «Художник РСФСР».
12. Журнал «Школа и производство» №4 1994г.
13.Маленькие чудеса: очерки /Составитель Н. Тарановская, — Л.: Дет.
лит., 1981.
14. Русская матрешка. М.: Мозаика 1995.
15. Русская игрушка. Советская Россия 1987.
16. Народные художественные промыслы. общ. ред.М.А. Некрасовой и др.
17. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. С-П.: Детская
литература
18. Мифы в искусстве. Рене де Моран М.: Современник 1996.
19.Прекрасное своими руками: народные художественные ремесла. сост.
С. Таразян 4-е издание 1989.
20. Журнал «Начальная школа» №3 1991 г.
21. Соловьёва Л. Русская матрёшка. М.: Интербук 1993.
Опрос школьников «Знаешь ли ты русскую культуру?»
— Назовите русские народные обряды и традиции
— Назовите русские народные художественные промыслы
— Назовите русские народные песни
— Назовите русские народные сказки
— Назовите русские народные праздники