В чем причины появления ислама?
Каковы главные обязанности мусульман?
Сегодня мы продолжим наше увлекательное путешествие в удивительный мир Востока. Тема урока: Мир ислама.
План:
1. Арабские завоевания. Возникновение Халифата.
2. Расцвет и распад Халифата.
3. Культура арабов.
1. Арабские завоевания. Как называлось арабское государство и кто его возглавлял?
После смерти Мухаммада власть в государстве, объединившем всех арабов, унаследовали ближайшие сподвижники пророка. Эти правители именовались халифами – заместителями пророка, а государство, которое они возглавляли, — Халифатом.
Причины арабских завоеваний? Чтобы развиваться, новое государство должно было перейти к внешним завоеваниям, которые поставляли бы средства без обременительных для не слишком богатого населения налогов. К тому же ислам поставил перед арабами общую цель – подчинить неверных новой религии. Все это привело к тому, что первое столетие существования Халифата стало временем почти непрерывных завоеваний.
В каких географических направлениях осуществлялись арабские завоевания? Давайте откроем карту на с. 83.
Запад. Основные противники — Византия, позже королевство вестготов, затем королевство франков. Египет, Тунис, Карфаген. Завоевание Пиренейского полуострова. Затем перешли Пиренеи, и только в 732 году были остановлены в битве при Пуатье, Карл Мартелл.
Север. Основные противники — Византия, позже связанные с Византией гос-ва Закавказья (Армения, Грузия), затем Хазарский каганат. В середине 7 века завоеваны Сирия, Палестина,
Дамаск, Иерусалим, Закавказье (Армения, Грузия). Дошли до Константинополя. Первое применение «греческого огня».
Восток. Основные противники — Иран, позже княжества Индии. 652 г. — завершили завоевание Ирана, затем – Средняя Азия, Хива, Бухара. 711— 712 гг. — Афганистан и долина реки Инд.
Давайте подумаем, в чем же причины военных успехов арабов? Здесь следует сказать о сильных сторонах арабов, и о слабостях их противников. Иран, Византия, вестготская Испания – были ослаблены внутренними распрями и взаимной враждой. Недовольное прежними налогами население сопротивлялось редко.
Города предпочитали сдаваться арабам, а не быть захваченными. Арабы, несмотря на свою крайнюю малочисленность, отсутствие осадных и штурмовых приспособлений, тем не менее очень часто добивались добровольной сдачи городов и селений, предлагая им заключить приемлемый договор. Один из первых и наиболее известных договоров был заключен с Дамаском: жителям при условии выплаты подушного налога и обязательства не помогать врагам мусульман гарантировались безопасность жизни и сохранение имущества и церквей, а также защита сдавшихся жителей от всех, кто будет им угрожать. Известны случаи, когда арабы, вынужденные отойти при приближении византийских войск, возвращали жителям уже собранные налоги в связи с невозможностью выполнить обязательства по их защите. Именно щепетильность арабов в соблюдении всех условий договора с Дамаском сделала заключение подобных договоров привлекательным для жителей других городов.
Еще одной сильной стороной арабов был ислам, который давал религиозное оправдание войнам, поскольку они велись во славу Аллаха. Образцовым мусульманином считался воин ислама, готовый к войне с неверными. Вместе с тем этот религиозный фанатизм, поначалу не выливался в религиозные преследования немусульманского населения, особенно христиан и иудеев. Более того, арабские завоевания дают нам массу примеров удивительной для Средневековья религиозной терпимости. Этим во многом объясняется и быстрота завоеваний, и сохранение, несмотря ни на что, относительного единства разнородного Халифата в первые десятилетия его существования.
В середине 8 века арабские завоевания в основном закончились. Бывшие кочевники стали властителями самой большой державы, какую к тому времени знала история.
Столицей нового государства стал Багдад. Новую столицу строили одновременно 100 тыс. человек, и она была воздвигнута всего за 4 года. Очень быстро Багдад стал одним из самых больших городов в мире. Он быстро стал культурным центром Халифата. Именно в Багдаде в Х—ХI вв. сложились первые сказки знаменитого сборника «Тысяча и одна ночь».
2. Расцвет и распад Халифата. От чего зависела прочность такого огромного и разнородного государства? Успехи арабов во многом основывались на хорошо продуманной политике по отношению к побежденным. Но для управления отдельными частями Халифата необходимы были наместники — эмиры, которые со временем стали стремиться к обособлению от власти халифов и контролировать которых было все труднее.
Во что вылилась борьба за власть халифа? К тому же среди арабов возникли религиозные разногласия. Мусульмане разделились на шиитов (сторонники) и суннитов (от слова «Сунна» — пример, имеется в виду пример жизни Мухаммада). Верховная власть в халифате, по воззрению суннитов, должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной. Шииты же признают законной лишь указания пророка Мухаммада на передачу власти его потомкам по линии его двоюродного брата Али, в качестве духовного и светского главы мусульманской общины. Т.е. по сути, это споры о соотношении светской и религиозной властей. Деление мусульман на суннитов и шиитов сохранилось до наших дней.
Причины распада? Выступления покоренного населения начались после того, как власти попытались отступить от первоначальных принципов отношений: увеличить налог, взимаемый с христиан, обложить податями церкви и монастыри, начать религиозные преследования христиан. По халифату прокатилась волна мятежей и народных волнений. Начался распад халифата.
Какие территории отделились? Сначала отделилась Испания, затем Марокко, Средняя Азия. Какие области остались под властью багдадских халифов? (Аравия, Сирия, Палестина, Египет, Месопотамия, юго-запад Ирана, часть Закавказья). Вскоре багдадские халифы потеряли реальную власть, а в 13 веке монголы вообще изгнали их из Багдада.
3. Культура арабов. Как относились арабы к культурному наследию покоренных стран? Фактически арабы не просто были терпимы к чужой культуре, но очень быстро освоили ее и стали развивать дальше. Настоящий культ знания, созданный в Халифате, основывался на особенностях ислама, который вменял поиск знания в обязанность каждому мусульманину (слово «знание» — одно из наиболее употребляемых в Коране). Обратите внимание на иллюстрацию «Ученый читает лекцию» на с. 86 учебника. В Халифате существовала практика, когда ученый диктовал свою книгу писцу; процесс диктовки проходил либо в мечетях, либо в лавках книготорговцев, которые были своего рода культурными центрами, и любой интересующийся наукой мог при этом присутствовать. Процесс диктовки книги, который, таким образом, одновременно являлся «публичной лекцией».
Расскажите об арабских школах. При дворе халифов была создана школа переводчиков, сделавших достоянием мусульманского мира сочинения величайших античных мыслителей. Проведенная в Халифате огромная работа по переводу древних текстов на арабский язык сыграла важнейшую роль в сохранении античных знаний, ведь многие произведения античных греков дошли до нас только в арабском переводе.
Почему же арабы не «растворились» среди высокоразвитых цивилизаций Ближнего и Среднего Востока? Здесь важную роль сыграла религия и тесно связанный с ней арабский язык, обладавший особым авторитетом как язык Пророка. Арабский язык постепенно вытеснил языки покоренных народов и стал официальным.
Какие науки развивались? Отличительной чертой арабской цивилизации было умение не просто усваивать достижения других цивилизаций, а активно развивать их, приспосабливать к своим нуждам.
Самые разные достижения арабской цивилизации позже были востребованы всем человечеством. Вот очень неполный перечень слов и названий, которые вошли в европейские языки, в том числе и в русский, из арабского: тариф, чек, адмирал, арсенал, зенит, лютня, гитара, кофе, алкоголь, эликсир, алгебра, названия звезд (Альдебаран, Альтаир, Бетельгейзе, Вега) и многие другие. Кстати о звездах, у арабов была развита астрономия; велись описания положения звезд на небе, звезды нужны для ориентирования и кочевнику в пустыне, и моряку в океане.
Устройство мечети. Наиболее полное представление об архитектуре и искусстве Халифата дают мечети. В мечети не только молились и проповедовали, но и учили детей, вершили суд, встречались с друзьями. Посмотрите на рис. на с. 78. Внешне мечеть напоминает крепость с глухими стенами. Чем похоже на базилику? Купол и барабан. Так же как и в базилике здесь обычно несколько рядов колонн с арками. Святая святых мечети – михраб – ниша в стене, обращенная в сторону Мекки (а в базилике?).
В мечети мы не увидим икон или фресок с изображением Аллаха. Ислам запрещал изображать Бога и поклоняться каким-либо изображениям. Посмотрите на рис. на с. 89. Интерьер богато украшен тончайшей резьбой, еще могли быть мозаики и инкрустации. На стенах мечети множество красивых надписей, это знаменитое искусство красивого письма, в котором мусульманский мир не знал себе равных.
Как удалось арабам столь быстро достичь небывалого расцвета культуры?
Д.з. § 9, повторить раздел «Раннее Средневековье».