Учитель истории и обществознания Васильева Галина Владимировна МБОУ Балаганская СОШ № 2
Тема: Россия на рубеже XVI – XVII вв., в XVII веке, 7 класс
Цели по линиям развития личности:
Картина мира в фактах и понятиях: На основе фактов обобщить представления о событиях Российской истории рубежа XVI – XVII, XVII веков.
Историческое мышление: Закрепить понимание влияния патриотического движения на сохранение Российской государственности в Смутное время, выявить взаимосвязь и черты различия в церковной и мирской культуре XVII века.
Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение: Создать условия для определения роли отдельных личностей в истории нашего государства, как образцов гражданского служения; искусства в жизни русских людей; формирование толерантного отношения в различиях оценок и позиций при работе в группах, отработка навыков и умений работы с интернетом и применение программы «Раver paint».
Планируемые результаты:
1.Личностные Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах, групповой работе со случайным принципом комплектования групп; воспитание интереса к истории как к науке.
2. Метапредметные Развитие речи; развитие умений сравнивать, обобщать факты и понятия, развитие у учащихся самостоятельности, развитие умения искать информацию в источниках различных вида и творчески перерабатывать её.
3. Предметные Развитие умений работать с учебником, отрабатывать ключевые понятия мануфактура, бобыль, черносошный крестьянин, волость, гетман
Методы обучения: Проблемный, эвристический, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: Индивидуальная, коллективная, групповая, в парах.
Средства обучения: Учебник «История России 7 класс» А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, поурочное планирование тех же авторов, рабочая тетрадь, атласы, настенные карты «Смутное время и интервенция польских и шведских феодалов в Россию», Формирование Всероссийского рынка», Россия во второй половине XVII века», индивидуальные технологические карты, компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, проекты – презнтации.
Действия учителя | Действия учащихся | |||||||||||
| Показывает на доске таблицу готовности
| На партах у каждого по три по числу учащихся стикеры. Распределить их в соответствии со своим состоянием в таблицу: 5 баллов – зеленый 4 балла – жёлтый 3 балла – оранжевый. | ||||||||||
А) Повторение хронологии
Б) Работа с картами настенными и с картами атласа, представление учебных проектов по теме вопросов. |
1.В моих вопросах было много ошибок в датах. Проверим, как знаете даты по нашей теме вы.
2. В начале XVII века наше государство оказалось на краю гибели? Верно ли это? На какой карте изображены эти события? Какой государственный праздник в современном календаре связан с этими событиями? 3. Представление проекта о государственном празднике – Дне народного единства.
3. У девочек было задание по краеведению – определить, какие сведения о Балаганске, относящиеся к XVII веку они узнали в районном музее? Как выполняли задание? Приготовьте словесную оценку работы девочек.
3.Мы с вами знаем, как называется в Отечественной истории XVII век. С помощью каких карт мы можем доказать, что это действительно верное название?
| 1.Активное участие всех учащихся в игре: при утвердительном ответе на вопрос хлопают в ладоши, при отрицательном – топают ногами.
2.При затруднении учитель помогает сформулировать тему урока. Какие, по вашему мнению, виды работы мы будем выполнять на уроке? 3.Один учащийся (по желанию) отвечает на вопросы (сформулированные с места или «Молчаливые» — ответить по карточке графической. Затем отобрать по 5 заданий для соседа и опросить друг друга (на скорость выполнения задания, поставить себе оценку в оценочный лист)
Один учащийся работает у настенной карты, остальные по картам настольных атласов, анализируют ответ и при необходимости исправляют и дополняют.
Учащиеся дают оценку проекту.
Две девочки рассказывают сведения, остальные учащиеся готовят рецензию на сообщение.
Учащиеся определяют по картам восстание И.И. Болотникова, говорят, что Смуту можно сравнить с Гражданской войной. Показывают районы, охваченные восстанием под предводительством С.Т. Разина, говорят о городских восстаниях и о церковном расколе, как о протестном движении. (Работа в парах, показать друг другу) | ||||||||||
В) Определение архитектурного стиля колокольни Новодевичьего монастыря (Широкоформатная иллюстрация из церковного календаря) | 4. У нас осталась ещё одна карта. Какую информацию вы можете почерпнуть из неё, как озаглавить? (показывает учитель карту-картину «Формирование единого всероссийского рынка с закрытым заглавием)
5.Почему на уроке присутствует именно эта фотография? К какому архитектурному стилю относится колокольня? Назовите его и черты этого стиля. ( Проверка домашнего задания – определение черт, присущих московскому (нарышкинскому ) барокко. | Учащиеся определяют значение карты.
Фронтальная работа с тетрадями, устные ответы. | ||||||||||
Динамическая пауза | Упражнения для эмоциональной разрядки.
|
| ||||||||||
Работа по поиску и отбору материала в Интернете, в учебниках и документах. | 1.Продолжая тему культуры Руси XVII века я предлагаю вам следующее задание: Разделимся на 4 группы, каждая получит задание. Прочтите задания, распределите между собой. Время выполнения – 6-7 минут, после этого вы представляете свою работу классу.
Формируется кибер-зона для работы в интернете (8 человек), 8 человек – работа с текстами – составление меню по сословиям. | 1.Выполняют работу на основе технологических карт. Групповое представление работы. Рекомендуемые сайты: http://maskball.ru Служилая одежда. Гиперссылка в конце страницы «Костюмы Руси XVI – XVII вв. в картинах художников». www.top—antropos.com История костюма в иллюстрациях, 17 век. www.liveinternet.ru Костюм Киевской и Московской Руси; работа с текстом учебника, с дополнительными источниками. 2. Представление работ
| ||||||||||
Представление работ группами | Слушает, уточняет | Оценивают, задают вопросы. | ||||||||||
Контрольные задания для работы в парах на основе тестовых заданий к главам I—II учебника |
|
| ||||||||||
Дополнительно: проект «Современники» | Контроль, вопросы по содержании. Проекта | Заслушивают проект, проверяют, нет ли ошибок, приводят в доказательство исторические факты и возможность встречи фигурантов проекта. | ||||||||||
Итоги урока Личностная и познавательная самооценка | Оцените, как вы работали на уроке. Поставьте стикер нужного цвета в соответствующий раздел таблицы
| Дают оценку: для чего знания, полученные на уроке могут пригодиться вам в дальнейшем? | ||||||||||
Домашнее задание: По выбору учащихся, разного уровня сложности | Творческие: написать эссе по теме «XVII век — переходное, переломное время в истории русской истории», нарисовать иллюстрацию к любому событию истории 17 века, комментарий к ней; найти в литературе материал о детстве Петра I (опережающее задание) Фронтально: продолжить отработку хронологии. | Дать заявку учителю. |
Задания для группы № 1:Найдите в учебнике, в документах, в Интернете информацию о питании и об одежде царя в 16-17 веках. Составьте меню обеда (письменно), скопируйте картинки с изображением царского наряда и с помощью флэш-памяти перенесите на компьютер учителя. Объясните изображения. Информацию можно получить в папке «Материалы для групп» на рабочем столе и на сайтах . Рекомендуемые сайты: http://maskball.ru Служилая одежда. Гиперссылка в конце страницы «Костюмы Руси XVI – XVII вв. в картинах художников».
www.top—antropos.com История костюма в иллюстрациях, 17 век.
www.liveinternet.ru Костюм Киевской и Московской Руси
Задания для группы № 2: Найдите в учебнике, в документах, в Интернете информацию о питании и об одежде бояр и дворян в 16-17 веках. Составьте меню их обеда (письменно), скопируйте картинки с изображением боярского (дворянского) наряда и с помощью флэш-памяти перенесите на компьютер учителя. Объясните изображения.
Информацию можно получить в папке «Материалы для групп» на рабочем столе и на сайтах . Рекомендуемые сайты: http://maskball.ru Служилая одежда. Гиперссылка в конце страницы «Костюмы Руси XVI – XVII вв. в картинах художников».
www.top—antropos.com История костюма в иллюстрациях, 17 век.
www.liveinternet.ru Костюм Киевской и Московской Руси
Задания для группы № 3:Найдите в учебнике, в документах, в Интернете информацию о питании и об одежде крестьян в 16-17 веках. Составьте меню их обеда (письменно), скопируйте картинки с изображением крестьянского наряда и с помощью флэш-памяти перенесите на компьютер учителя. Объясните изображения.
Информацию можно получить в папке «Материалы для групп» на рабочем столе и на сайтах . Рекомендуемые сайты: http://maskball.ru Служилая одежда. Гиперссылка в конце страницы «Костюмы Руси XVI – XVII вв. в картинах художников».
www.top—antropos.com История костюма в иллюстрациях, 17 век.
www.liveinternet.ru Костюм Киевской и Московской Руси
Задания для группы № 4:Найдите в учебнике, в документах, в Интернете информацию о питании и об одежде посадских жителей в 16-17 веках. Составьте меню их обеда (письменно), скопируйте картинки с изображением наряда горожан и с помощью флэш-памяти перенесите на компьютер учителя. Объясните изображения. Информацию можно получить в папке «Материалы для групп» на рабочем столе и на сайтах . Рекомендуемые сайты: http://maskball.ru Служилая одежда. Гиперссылка в конце страницы «Костюмы Руси XVI – XVII вв. в картинах художников».
www.top—antropos.com История костюма в иллюстрациях, 17 век.
www.liveinternet.ru Костюм Киевской и Московской Руси