Методическая разработка занятия с 7-8 классами
«Дети войны. Последние свидетели»
Цель: Показать Великую Отечественную войну как личностно — значимое для нашего современника событие.
Задачи:
-привить учащимся чувство патриотизма, гражданственной ответственности;
-помочь им стать нравственно совершеннее, чище, помочь сделать свой нравственный выбор;
-помочь ощутить себя частицей страны, привить чувство ответственности за её судьбу;
-содействовать становлению личности, способной самостоятельно выбирать собственную позицию.
Форма проведения: литературно-музыкальная композиция, в которой используются материалы фотохроники, песни времён ВОВ.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, иллюстрации картин о Великой Отечественной войне.
Эпиграф
И когда кончится война, и мы станем размышлять о причинах нашей победы над врагом человечества, мы не забудем, что у нас был могучий союзник: многомиллионная, крепко сплочённая армия советских детей. Корней Чуковский, 1942 г. В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. Много детей в годы ВОВ погибло, а кто выжил, натерпелся страха и ужаса.
Ученик 1:
Годы летят стремительно,
Больше полвека прошло,
Но память хранит пронзительно
Все то, что давно ушло.
Мой дед босоногим мальчишкой
Узнал, что такое война,
А мы по рассказам и книжкам
Представим, что было тогда…
Педагог: 22 июня. Этот день будет вечно возвращать нашу память к 1941 году.
Ученик 3:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник.
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывая люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Педагог: прослушайте запись из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года: Звучит запись голоса Левитана о начале войны.
Ученик 4:
Мяли танки теплые хлеба.
И горела, как свеча изба.
Шли деревни.
Не забыть вовек
Визга умирающих телег,
Как лежала девочка без ног,
Как не стало на земле дорог.
Педагог: Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в загородном лагере…
Ученик 5: Перед нами фрагменты дневниковых записей: «В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас возили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы…»
Презентация «Дети и война» (слайды 1 – 7)
Ученик 6: «Война застала нашу семью под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было 9 с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел и был ранен…»
Педагог: Сыны полков, юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями они попадали на войну. Освобожденные из плена, братья и сестры погибших, сироты или дети живых родителей… Они не знали как сложится их жизнь через месяц, день или час. Но храбрость этих до срока возмужавших сердец, недетская сила были связаны в едином порыве, принесшем нам Победу.
Ученик 7: Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах, и в блокадном Ленинграде.
Ученик 8: Ленинград… 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 миллиона 887 тысяч человек. Запасы продовольствия заканчивались, снижались нормы выдачи хлеба. С 20 ноября в пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие в сутки получают 250 грамм, а неработающие и дети — по 125 грамм хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам…
Педагог: Острый голод давал о себе знать все сильнее. Умирали и молодые, и старые, и дети. Смерть настигала людей везде: на улице, в квартире, на работе. Только за первую блокадную зиму голод и холод унес в Ленинграде 252 тысячи человек.
Ученик 9:
Иду в темноте, вдоль воронок,
Прожекторы щупают небо. Прохожие.
Плачет ребенок. И просит у матери хлеба.
А мать надорвалась от ноши
И вязнет в сугробах и ямах.
— Не плачь, потерпи мой хороший,
— И что-то бормочет о граммах.
Их лиц я во мраке не вижу,
Подслушала горе вслепую.
Но к сердцу придвинулась ближе
Осада, в которой живу я.
Педагог: Дети в осажденном городе… Их было 400 тысяч. Дети ждали хлеба, а где его взять? Матери отдавали все, что могли, чтобы обменять свои вещи на хлебные карточки. Чтобы не заморозить детей, женщины с превеликим трудом доставали дрова, а если дрова кончались, в ход шли мебель, паркет и книги.
Педагог: Враги зверски расправлялись с мирным населением на оккупированных территориях, угоняли женщин и детей в концентрационные лагеря. Там их ждали голод, пытки, чудовищные эксперименты, смерть в газовых камерах. Многие дети попали в руки немцев, в плен. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя». Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их «сортировали» на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии — будешь служить «великой Германии», ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты. Теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки. Но многие боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков, партизанами.
Презентация (слайд 8 -17)
Инсценированная песня «Саласпилс»
Педагог: Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы. Ценою крови куплена Победа, Пусть это помнит шар земной всегда!
Презентация (слайд 18 — 27)