Тема урока: «Держава царя царей»
Учитель: Чернякова Е.В.
Класс: 5
Цель урока: сформировать представление о Персидской державе, показать характерные особенности устройства Персидского государства, обеспечившие ей длительное существование.
Задачи: — продолжить работу над формированием умения схематизировать материал
— создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся (работа в группе, паре)
— продолжить формирование умения работать с картой
— способствовать формированию умений читать, писать, слушать и говорить с пониманием
Оборудование: учебник «История Древнего мира» /А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая — М.: «Просвещение» 2006; Хрестоматия по истории древнего мира / Сост.Е.С. Черкасова – М.: Просвещение, 1991; карта «Персидское царство в 6 в. до н.э.»; маршрутные листы для групповой работы «Поручение Кира»; глоссарий для самопроверки и взаимопроверки, компьютер, проектор.
Проверка домашнего задания: Сюжетно-ролевая игра: «Археологическая экспедиция на развалины древней Ниневии» позволяет нетрадиционным способом проверить выполнение домашнего задания и активизировать познавательную деятельность учащихся.
Вводная мини-лекция учителя: Напомню, что Ассирийская держава после восстания и пожара 612 г. до н.э. распалась и на ее территории возникло три крупных государства
— Нововавилонское царство, включающее Сирию, Палестину и Финикию. Центр — г. Вавилон.
— Лидийское царство, включающее территории между Средиземным, Эгейским и Черным морями, имевшее славу «золотой земли». Центр — г. Сарды.
— Мидийское царство, располагавшееся на востоке Междуречья, где тянулось обширное и высокое Иранское нагорье. Большую часть нагорья занимали степи и пустыни. Небольшие реки, протекавшие там, летом обычно пересыхали. В западных долинах Ирана, где с гор текли ручьи, дававшие влагу для орошения земли, было возможно земледелие; в восточной части нагорья преобладала степь – основным занятием населения этих мест было скотоводство. В состав Мидии входили многочисленные иранские племена, постоянно борющиеся за свою независимость. Главную роль среди них играли племена персов, жившие на берегу Персидского залива.
Презентация, слайд 2, карта учебника с.88 – схематизация материала на доске.
Мотивация:
Удивительно, как маленькое мидийское племя персов смогло подчинить себе всю Переднюю Азию и создать огромную Персидскую державу, которую называли «Царство стран», а ее цари носили титул «Царь царей» (прием «отсроченная отгадка»). Сегодня на уроке мы попытаемся это выяснить.
Такое вхождение в тему, на мой взгляд, эффективнее, чем традиционно-школьное вступление: «А теперь мы будем изучать новую и важную тему…»
Презентация, слайд 3.
Оглашение и запись темы урока на доске «Царство стран» «царя царей» (Неограниченные возможности таит в себе точная и емкая формулировка темы урока. Удачно выбранное название дает возможность создания проблемной ситуации, когда легко и непринужденно класс включается в поиск ответа или «аргументов за или против»)
Первичное предъявление информации:
Для начала выясним, кто же такие персы, а для этого узнаем, что рассказывал древнегреческий историк Геродот о них (работа с текстом – раздаточный материал) ответы учащихся.
Известно, что предводителем персов в борьбе за независимость стал некий Кир. Кто он? Почему персы пошли за ним? Обратимся все к тому же Геродоту.
Работа с текстом:
— для «продвинутых учащихся» — Хрестоматия по истории древнего мира с. 73-74 – I.107-116 – Легенда о происхождении Кира)
— для «среднего ученика» — учебник с.88 Легенда о происхождении Кира ответы учащихся.
Чтобы кого-то покорить, надо самим быть свободными, независимыми. Попытаемся выяснить, каким образом персы получили свободу
работа с текстом:
Хрестоматия по истории древнего мира с. 76 – I.120, 121, 127 – Легенда о происхождении Кира.
( Задания на два уровня позволяют учитывать индивидуальные способности учащихся, создать для ребенка все ту же «ситуацию успеха», и сократить потерю времени на уроке, т.к. многие дети медленно читают)
ответы учащихся.
Интерактивное упражнение: (Цель – практическое освоение материала)
Учитель: А теперь я предлагаю вам перенестись в древнюю Персиду и оказаться в гуще событий, это нам поможет лучше понять и почувствовать, что там происходило.
Я буду в роли Кира – предводителя персов, а вы соответственно персами.
(«Персонификация», при которой учитель выступает в роли Кира, позволяет повысить мотивацию при выполнении группового задания и создать необходимый эмоциональный фон работы)
Учитель-Кир: (прием — персонификация)
Я буду дважды говорить с вами, о, персы.
День первый: Каждый из вас должен за день серпом расчистить участок земли от колючего кустарника. Идите и работайте.
День второй: Сегодня у нас будет пир с вином и вкусными угощениями.
Какой день вчерашний или сегодняшний вам понравился больше? (ответ учащихся)
О, персы! Если вы последуете за мною, вас будут ждать пиршества подобные сегодняшнему. Если же вы не захотите сражаться за свою свободу, то будете обречены на бесконечный тяжелый труд, как вчера.
Ваше решение, персы? Вы со мной или остаетесь? (ответ учащихся)
Учитель-Кир: Но для борьбы нам необходимо создать сильную армию, чем мы сейчас и займемся (работа с текстом учебника с.87 сопровождается схематизацией материала, что позволяет решать сразу несколько задач: читать и писать с пониманием, создавать опору для ответа.)
Проверка задания: ребята чертят свои варианты схемы у доски.
Презентация, слайд 4,5;
Учитель-Кир: С этой армией мы с вами отстоим не только свои земли, но и завоюем новые, мы будем владеть миром.
Но перед боем не лишним будет размяться нашей армии
Физминутка
Учитель-Кир: Армия готова и на правах Кира я поручаю вам, мои смелые войны, опасное, но ответственное дело: вы отправляетесь в поход.
Направления походов для каждой группы определяются по карте и схематизируются Презентация, слайд 4;
Групповая работа (полководцев назначает учитель, войско (группу) они набирают себе сами) с текстом, картой и контурной картой по маршрутному листу. (Маршрутный лист задаст последовательность выполнения задания)
Отчет о выполнении задания у доски (Презентация, слайд 2-карта), схема дополняется датами походов и побед.
Дополнение учителя: одна из версий гибели Кира(1)
Учитель-Кир: Вы отлично потрудились, мои храбрые войны, у нас теперь много земли, огромное государство, которое мы будем именовать «Царство стран», а я буду отныне «царем царей». Почему такое название я выбрал для нашего государства? Верно ли это? (Первичное обращение к проблемным вопросам урока, т.е. «отсроченной отгадке», способ напомнить учащимся цель урока и активизировать на дальнейшую работу)
(ответы учащихся)
Но справиться с этой огромной территорией непросто, как удержать эти народы в повиновении. Какой бы вы способ поддержания порядка предложили? (ответы учащихся)
Самый могущественный правитель Персии Дарий I (522-485гг. до н.э.) нашел свой выход из этой ситуации.
Задание: Работая с текстом (Геродот) составить вариант схемы поддержания порядка на покоренных территориях.
Работа с текстом и схематизация в тетради:
Для «среднего ученика» — учебник с.89; п.3; 1-4 абз., с.90. 1-2 абз.,
Для «продвинутого ученика» — Хрестоматия по истории древнего мира с. 79 – III.89, 96, 97, – Реорганизация системы управления; с.81- V.52-53 – Дорожное строительство; с.82 –VIII.98 – Служба связи.
Проверка выполнения задания сопровождается схематизацией материала на доске Презентация, слайд 6,7,8;
Учитель: В поисках опоры в покоренных странах он вступал в союз с местным жречеством. В Персидской державе существовали различные религиозные культы.
Дарий имел славу мудрого правителя, и его империя просуществовала намного дольше Ассирии (более 200 лет). В чем его мудрость? (ответы учащихся)
Закрепление:
Работа в паре: по опорному конспекту рассказать друг другу материал урока.
В итоге несколько фрагментов схемы, выполняемые в течение урока, становятся опорным конспектом, где отражены основные события и намечена их логическая взаимосвязь. В отличие от Шаталовских конспектов, я не увлекаюсь шифрованными знаками и аббревиатурами, а использую простейшие и понятные рисунки и ключевые слова.
Конспект способствует концентрации внимания в течение всего урока, развивает логическое мышление, облегчает понимание причинно-следственных связей и создает «ситуацию успеха», т.к. опора – это своего рода гарантия усвоения обязательного минимума материала.
2. Глоссарий: 1 ученик – заполняет поле «термины», 2 ученик – «определения», затем взаимопроверка.
(Глоссарий позволяет закрепить термины урока в форме проверки и взаимопроверки)
Подведение итогов: (Вторичное обращение к проблемным вопросам урока, т.е. «отсроченной отгадке» является своеобразным подведением итогов урока)
Сегодня мы познакомились с еще одном государством Передней Азии – Персидской державой. Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока: Презентация, слайд 9
Что помогло маленькому мидийскому племени персов подчинить себе всю Переднюю Азию и создать огромную Персидскую державу?
Это «Царство стран»? Докажите!
Персидские цари – это «Цари царей»? Докажите!
А теперь проверим, правы ли мы в своих ответах и прочитаем выводы с.90, последний абзац учебника. Презентация, слайд 10.
Выставление оценок.
Домашнее задание «массивом» — повторить все страны Передней Азии по опорным конспектам в тетради. Следующий урок повторительно-обобщающий — нам предстоит путешествие по «царской дороге».
Приложение 2 Группа 1
Я, предводитель персов, Кир, повелеваю вам: __________________________
__________________________
__________________________
Немедленно выступить в поход против Египетского царства
Собрать информацию о противнике (см.учебник с.33 – 1 абз)
Столицу Египта взять незамедлительно.
Для этого вам необходимо:
1. Сформировать армию и провести смотр вооруженных сил __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Проложить по карте ваш путь до места сражения.
3. Доложить о выполнении задания по форме: (опора: с.89 – 1 абз)
Страна, с которой вы воевали _______________________
Дата сражения _________________
Результат _____________________________________
Что помогло (или помешало) вам одержать победу
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Группа 2
Я, предводитель персов, Кир, повелеваю вам: __________________________
__________________________
__________________________
Немедленно выступить в поход против Вавилонского царства и его царя Валтасара.
Собрать информацию о противнике (см.учебник с.86 – 1 абз)
Город Вавилон взять любой ценой.
Для этого вам необходимо:
1. Сформировать армию и провести смотр вооруженных сил __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Проложить по карте ваш путь до места сражения.
3. Доложить о выполнении задания по форме: (опора: с.87 – 2п.2 абз., с.89 – документ)
Страна, с которой вы воевали _______________________
Дата сражения _________________
Результат _____________________________________
Что помогло (или помешало) вам одержать победу
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Группа 3
Я, предводитель персов, Кир, повелеваю вам: __________________________
__________________________
__________________________
Немедленно выступить в поход против Лидийского царя Креза
Собрать информацию о противнике (см.учебник с.86 – посл.абз.)
Столицу Лидийского царства – г. Сарды взять незамедлительно.
Для этого вам необходимо:
1. Сформировать армию и провести смотр вооруженных сил __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Проложить по карте ваш путь до места сражения.
3. Доложить о выполнении задания по форме: (опора: с.87 – 2п.-1 абз.)
Страна, с которой вы воевали _______________________
Дата сражения _________________
Результат _____________________________________
Что помогло (или помешало) вам одержать победу
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________