Урок истории в 5 классе.
Тема урока: Древняя Греция.
Цель урока: Образовательная: Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, с древнейшим периодом греческой истории.
Развивающая: развитие умения работать с исторической картой, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран.
Воспитательная:
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами использования мультимедийных средств.
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие учащихся.
Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.
Сегодня на уроке мы будем знакомиться со страной, в которой один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: “Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”.
О какой стране идет речь?(варианты ответов)
Итак, наша новая тема “Древнейшая Греция. Греки и критяне.”
Подумайте и скажите, какова цель нашего урока.
Сегодня на уроке я хочу узнать …
выяснить…
понять…
Мы с вами приступаем к изучению истории нового государства – Древняя Греция. Цивилизация, созданная древними греками сделала огромный вклад в историю всего человечества. Многие вещи, которые нас окружают, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, появились именно благодаря грекам. Наши имена, науки, названия предметов — все это дар, принесенный нам жителями Древней Греции.
Давайте попробуем выяснить, что вы знаете о Греции? Какие памятники или произведения вы можете назвать?
Представим себе, что мы финикийские мореплаватели, которые отправились в далекое плавание. Двигаясь на северо – запад, мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него жил народ, который называл себя эллинами, а страну – Элладой. Мы же называем их греками, а страну – Грецией.
Задание: Используя карту и выполняя задания на карточках, определите местоположение Древней Греции.
Прежде чем мы рассмотрим природу Древней Греции, давайте вспомним особенности природы стран Древнего Востока.
А теперь давайте попробуем выяснить, какие природные условия окружали жителей Греции и сравним их с природой стран Востока.
Таблица «Природные условия и занятия в древности»
Древний Восток | Древняя Греция | |
Реки | Полноводные реки | Мелкие пересыхающие речки |
Почва | Плодородная мягкая почва | Плохая, горная почва |
Море | Нет | Омывает всю Грецию |
Горы | Нет | Много, непроходимые |
Климат | Теплый | Теплые |
Занятие | Основная масса населения занималась земледелием | Мореплавание, торговля, ремесло |
Задание: используя раздаточный материал и опираясь на знания, полученные ранее, попробуйте определить основные занятия древних греков. Какие
природные условия наиболее сильно повлияли на занятия греков?
В сапожной мастерской. В мастерской кузнеца.
Сбор оливок. Статуэтка пахаря.
Мальчик, ловящий рыбу. В рыбной лавке.
Рассказ учителя о роли оливковых деревьев и винограда в жизни древних греков.
Самое первое государство в Европе образовалось на острове Крит тогда, когда в долине Инда возникли древнейшие города.
Вспомните, когда это было?
5. Сообщения учащихся о Крите.
Крит- остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита не были окружены стенами — его стенами были корабли.
Древнегреческий поэт Гомер так описал остров Крит в поэме “Одиссея”.
Есть такая страна посреди – цветного моря,
Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый,
В нем городов — девяносто, а людям, так нету и счета …
Кносс – между всех городов величайший на Крите.
Царил в нем девятилетьями мудрый Минос…
Беседа о Крите.
— Назовите местоположение острова Крит.
— Как местоположение Крита влияло на занятия критян?
— Из каких источников мы берем сведения об острове?
В чем сходство или различие местоположения и занятий жителей острова Крит и городов Древней Греции?
Покажите на карте город Афины.
7. Постановка проблемного задания.
Вспомните, по каким историческим источникам ученые историки получают знания о прошлом?
Что такое мифы и к какому виду исторических источников они относятся?
Задание: Прочитайте миф о Минотавре и подумайте, какие факты являются достоверными, а какие вымысел?
Миф- это фантастическое сказание о богах и героях .Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В настоящее время мы можем узнать их из произведений древнегреческих поэтов Гомера, Эсхила, Софокла. Одним из самых известных мифов, посвященных Криту, был миф о Тесее и Минотавре.
Сегодня на уроке я узнал …
выяснил…
понял…