Конспект урока истории на тему «Архитектура и живопись в 14-16 веках»

  1. Что такое публицистика, первый публицист?

  2. «Четьи Минеи»?

  3. «Домострой»?


Тема урока: «Архитектура и живопись в 14-16 веках».

1. Архитектура. Рубеж XIII-XIV века это переход от деревянного к каменному зодчеству. Каменное строительство на Руси возобновилось лишь с конца 13 века, но и в последующие века строились деревянные церкви.

В 14 – начале 15 века можно выделить 3 центра, где развивалась каменная архитектура: Новгород, Псков, Москва.

Новгород: какой была новгородская архитектура периода раздробленности — суровой и лаконичной. В 14 веке ситуация меняется, появляются легкость, нарядность и торжественность. Церковь Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице.

Псков: так как Псковская земля – это приграничная территория, то здесь развивалось оборонное зодчество. 1330 – крепость Изборск, одно из крупнейших военных сооружений Руси. В самом Пскове – большой каменный Кремль (длина стен около 9км). Здания суровые и лаконичные.

Москва: традиции владимирского зодчества – идея преемственности столичного положения Москвы от Владимира.

2. Кремль. Главное сооружение – Кремль. Московский Кремль-символ российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира. Московский князь Иван Калита расширил Кремль. Внутри новой крепости, обнесенной дубовыми стенами, он основал Соборную площадь, образованную тремя каменными храмами: Успенским собором, церковью Иоанна Лествичника с колокольней и Архангельским собором. Ни один из них не сохранился до нашего времени.

При великом князе Дмитрии Донском дубовые стены города были заменены на белый камень, и прозвали люди Москву белокаменной. Кремль стал первым каменным градом Московского государства. В этот период площадь Кремля увеличилась почти до современных размеров.

При великим князе Иване III была проведена реконструкция Кремля. К перестройке были привлечены итальянские зодчие. При участии русских мастеров они возводят новые грандиозные стены и башни Кремля из красного кирпича. Близкий к современному облик приобретает Соборная площадь.

Площадь окружают три величайших собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский. И возвышается колокольня Ивана Великого. Здесь же красуется Грановитая палата.

На месте обветшавшего Успенского храма времени Ивана Калиты был возведен пятикупольный Успенский собор под руководством итальянского инженера Аристотеля Фиораванти. Белоснежный Успенский собор напоминает Владимирский. Высокие гладкие стены, расчлененные на широкие вертикальные лопатки, украшал нарядный пояс из небольших колонок и ярочек. Успенский собор предназначался для торжественных служб.

Благовещенский собор был домовой церковью великого князя Московского.

На месте деревянных хором великого князя сооружается новый каменный дворец, Грановитая палата, где находился главный тронный зал великих московских князей. Палата была построена Марко Руффо и Пиетро Антонио Солари. Так она была названа из-за облицовки ее наружных стен гранеными плитами.

Архангельский собор – храм-усыпальница князей московского дома. Это самый пышный из всех кремлевских соборов, украшенный белокаменными раковинами и резными пирамидами. Он напоминал сказочный заморский дворец.

Все главные соборы Кремля имели одну общую колокольню, получившую по находившейся в ее основании церкви Святого Иоанна Лествичника название Ивановской. Перестроена она была итальянским архитектором. Колокольня представляла собой высокий столп и походила на сторожевую башню, хорошо были видны колокола. Появление на Соборной площади высокого столпа объединило весь архитектурный ансамбль центра Кремля. Колокольня славилась своим звоном, и москвичи почтительно ее называли – Иван Великий.

Таким образом, Московский Кремль, созданный как парадная резиденция русских великих князей, стал символом их могущества, свидетельством успехов московских князей в деле собирания русских земель.

Вершиной русского зодчества XVI века явился Покровский собор. Второе название собор получил по имени юродивого Василия Блаженного, который был погребен около стен храма. Внутреннее убранство храма намного скромнее, а снаружи храм выглядит более мощным и сильным. По замыслу создателей храм должен был олицетворять красоту, силу и славу Руси.

  • шатровый стиль – вид архитектурного сооружения. которое завершается высокой многогранной пирамидой.

  • юродивый – странствующий монах, обладающий даром предвидения.

4. Живопись. В соборах и храмах творили чудеса иконописцы. Большой вклад в развитие живописи внес Феофан Грек. Он приехал на Русь из Византии уже известным живописцем. Одна из лучших работ – фрески новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Работы в Москве – Кремлевский терем Василия 1, фрески Архангельского собора, иконостас Благовещенского собора.

Русский иконостас представлял собой часть внутреннего убранства храма. Иконы, поставленные в несколько рядов, образовывали высокую стену, отделяющую алтарь от остальной части храма. Иконы в иконостасе располагаются в строгом порядке.

Начало 15 века — время складывания русской национальной школы живописи. Ярким представителем был гениальный русский художник Андрей Рублев, монах Троице-Сергиева монастыря. Его самая известная работа – икона «Троица». Святая Троица изображена в виде прекрасных ангелов, которые ведут неторопливую беседу. Отражена мечта о мире, согласии и спокойствии. Творчество Рублева – результат отделения русской живописи от византийской. Образы живых людей, душевные переживания.

На рубеже XV—XVI веков новое в русской иконописи ярко проявилось в творчестве Дионисия, кисти которого принадлежат некоторые иконы Успенского собора московского Кремля и фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой. Живопись Дионисия отличается яркостью, парадностью. Он использовал прием удлинения пропорций человеческого тела, что придавало изображению изысканность и утонченность. Еще одна отличительная особенность школы Дионисия — пристальное внимание к прорисовке каждой детали иконы или фрески.

Таким образом, XIV-XVI века – время возрождения и дальнейшего развития каменного зодчества и формирования национальной иконописной школы.

Д.з. § 27, р.т. №1, 2, 3.




Свежие документы:  Конспект урока истории в 6 классе «Во владениях Великого Хана»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: