Тема: «Московская Русь»
Цели:
Сформировать представление детей о становлении Москвы, как столицы; расширить знания учащихся об истории основании Москвы; о русских князьях, которые внесли свой вклад в строительство Москвы
Развитие умения выделять необходимую информацию из текста; проводить сравнение и обобщение фактов и явлений; способствовать развитию умения проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в учении, т.е. создавать условия для положительной мотивации в обучении
Воспитание любви к своей стране, интерес к её истории, бережное отношение к историческим памятникам.
Этап | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
| Дан звонок, и все мы смело В том истории секрет. Проверка домашней работы — На прошлом уроке мы с вами познакомились с Древнерусским государством и великими князьями. Разделились на группы и каждая группа подготовила рассказ о великих князьях Древнерусского государства. Выступление групп. Б) Подведение учащихся к «открытию» темы урока Здесь, как было, так и ныне – — О каком городе России эти стихи? — Какие слова это подтверждают? — Как понимаете слово “ святыни”? (Обращение к толковому словарю) — Определение темы урока , постановка целей. Ответы детей: — Было очень много небольших, самостоятельных племен, но большим племенем легче было жить и трудиться, защищать свои земли от врагов и племена стали объединяться – Тема, с которой мы познакомимся, называется «Московская Русь». -Откройте учебник на стр. 22. -Прочитайте название темы урока. (Московская Русь) — Сегодня будем говорить о далеком прошлом нашей страны – о Московской Руси — И вот появился город. А мы знаем, что Москва сейчас не только город, но и столица нашей Родины.
(Столица – это главный город страны, где находятся президент и правительство, здесь принимают законы, по которым должны жить все люди в государстве.)
| Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока. | Подготовка к восприятию нового материала. | Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: поиск и выделение информации. |
2.Актуализация знаний. |
Работа с картой. — Рассмотрите карту Московской Руси. Найди города, которые вошли в её состав с.23. — Каким цветом показана территория Московского государства? Обведите границу. — С какими племенами и странами граничило наше государство в древности? (Мордва, половцы, печенеги, жмудь – племена; Польша, Венгрия – государства.) -Какой город России, из перечисленных ниже, согласно летописям, был первой столицей Древнерусского государства? А) Ярославль; Б) Новгород; В) Суздаль; Г) Владимир. В) работа с учебником стр. 22
| Актуализация знаний учащихся: определение уровня знаний. Мотивирование учащихся на решение учебных задач. | Выполнение игрового задания, фиксация знаний и не знаний, затруднений. | Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка. Познавательные УУД. Общеучебные универсальные действия: умение внимательно слушать. Логические универсальные действия: анализ материала; вывод-ответ. Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и желания ее решить. |
3.Постановка учебной задачи. | Как Москва стала столицей? — приведите причины, которые способствовали тому, что Москва стала столицей? Ответы детей Факторы, способствовавшие формированию Москвы, как столи столицы Русского государства: а) транспортно-географическое положение; б) центральное положение по отношению к другим княжествам; в) центральное положение, по отношению к потокам переселенцев- славян; г) территория мало пригодна для развития земледелия, поэтому развивались ремесла и промыслы и т.д.) Москва стала центром Русской православной церкви. е) Москва собрала наиболее энергичных, целеустремленных, умных, предприимчивых людей — А кто же был правителем Московской Руси? — Мы узнаем на стр.24 учебника | Создание проблемной ситуации. | Уточнение темы урока. | Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). |
4.Первичное закрепление. | Работа в рабочей тетради стр.7 — Согласны ли Вы с выводом: «Образование Московского государства – важнейшее событие в истории нашей страны?»
— закончите предложения:
| Установление осознанного восприятия. Обобщение.
Организация деятельности по применению новых знаний | Разрешение проблемной ситуации.
| Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.) |
5.Рефлексия деятельности (итог урока) | И так наша экскурсия по Московской Руси подошла концу. Подведем итоги. Как Москва стала столицей нашей Родины – России? Кто был первым русским царём? Конечно, ребята, о роли Москвы в жизни нашего государства можно говорить ещё много. Объявление и комментирование оценок. Обобщение. Домашнее задание. Учебник стр.22-25; пересказ
| Организация рефлексии. | Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: рефлексия. Личностные УУД: смыслообразование. |
Список использованной литературы
учебник (Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова. – 4-е изд., дораб. — М.: «Вентана-Граф», 2010.: ил. – (Начальная школа XXI века);
рабочая тетрадь № 2 к учебнику (Окружающий мир): 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова. – 3-е изд., испр. — М.: «Вентана-Граф», 2011.: ил. – (Начальная школа XXI века);
методическое пособие для учителя (Н.Ф. Виноградова. «Окружающий мир» 1-4 классы. Методика обучения. М.: «Вентана-Граф»)
https://www.100velikih.ru/view1029.html — статья «Как Москва строилась»
Дополнительный материал:
При Иване III, великом князе московском (1440 — 1505) произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы. В основном все происходило бескровно. Например, половину Ростовского княжества купил ещё его отец Василий Тёмный. Оставшуюся половину выкупил Иван III. Ярославское княжество перестало существовать в 1463 году после смерти последнего ярославского князя Александра Фёдоровича. Его наследник перешел на службу Ивану III. Под влиянием Москвы также оказались Тверское, Белозерское, Рязанское княжества. Взаимовыгодные отношения были с Псковским княжеством. Иван III где искусной дипломатией, где деньгами, а где силой добился объединения вокруг Москвы многих земель. Сопротивление Новгорода, который пытался искать поддержки у Великого княжества Литовского, удалось сломить в результате двух московско-новгородских войн. В Шелонской битве (1471 г.) новгородцы потерпели сокрушительное поражение. В 1478 году вечевой колокол, являвшийся символом свободы города, был снят и увезен в Москву. Таким образом Москва в XV веке стала фактически столицей Руси. Иван III стал величать себя великим князем (государем) Всея Руси. Дальше он окончательно «разобрался» с Ордой (противостояние на Угре).
P.S. А предпосылкой тому, что в дальнейшем именно Москва станет столицей Руси был переезд из Владимира (прежней столицы Руси) в 1326 году митрополита Петра. В 1453 году под натиском турок пал Константинополь и Москва стала «третьим Римом».
Первой столицей Древнерусского государства Рюриковичей считается Новгород (точнее Рюриково городище) . В ряде летописных списков указано, что первой резиденцией легендарного Рюрика стала Ладога, с тех пор этот вопрос стал спорным, а Ладога нередко именуется древней или древнейшей (и также первой) столицей России.
В 882, по летописи, новгородский князь Олег Вещий захватил Киев, который с этого времени становится столицей древнерусского государства, известного как Киевская Русь. Новгород остался вторым по значимости центром Руси и там, как правило, «сидел» сын великого князя киевского. С 1120-х годов городом правили выборные (приглашённые) феодальной республикой князья, часто также сыновья правителей других княжеств (отпуская старшего сына Константина на новгородский престол в 1206 году, Всеволод произнес речь: «сыну мой, Константине, на тобе Бог положил переже старейшинство во всей братьи твоей, а Новгород Великий старейшинство имать княженью во всей Руськой земли») .
Согласно историографической традиции, восходящей к В. Н. Татищеву и Н. М. Карамзину, в период раздробленности русских земель вместо Киева столицей становится город Владимир на Клязьме (обычно это отсчитывается с 1169 года — взятия Киева войском Андрея Боголюбского, когда впервые князь, признанный старейшим, не стал править в Киеве, а остался в своей отчине) . После монгольского нашествия, 1237—1241 гг. Киев пришёл в упадок и Владимир окончательно становится номинальной столицей Руси. Владимирский князь Ярослав Всеволодович был признан в Орде старейшим на Руси и получил Киев, но предпочёл оставить свою резиденцию во Владимире. В 1299 году из Киева во Владимир была перенесена резиденция митрополита (который ещё век продолжал традиционно носить титул «Киевский») .