Тема урока: «Церковь и государство в конце XV-го – начале XVI века».
В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие — величайшее бедствие, постигшее Русь в XIII веке, — не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси.
Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в XIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей.
1. Монастыри. Нестяжатели и иосифляне. Флорентийская уния — соглашение, заключённое на соборе во Флоренции в июле 1439 об объединении католической и православной церквей на условиях признания православной церковью католической догматики и главенства папы Римского при сохранении православных обрядов. Акт об унии подписал русский митрополит Исидор, однако русское духовенство и великий князь Василий II Тёмный отказались принять Флорентийскую унию, Исидор был низложен, митрополитом избран рязанский епископ Иона. После падения Константинополя в 1453 году выборы митрополита стали внутренним делом русской церкви. Она перестала зависеть от греческой и получила полную самостоятельность. Но то, что русская церковь возглавлялась подданным русского государя, делало ее зависимой от княжеской власти.
Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. Всего с XIV до половины XV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.
Самостоятельная работа с учебником: выяснить каким образом обогащались монастыри? Стр. 184.
Конец XV века стал временем рождения двух направлений русской церковной мысли: «нестяжателей» и «иосифлян». Сутью конфликта был вопрос о праве церкви на владение богатствами земными — землями, крестьянами, капиталом и др. «Нестяжатели» выступали против этого, указывая, что церковь должна прежде всего стремиться к благам небесным. Лидером этой группировки стал бывший монах Кирилло-Белозерского монастыря, удалившийся в пустынь преподобный Нил Сорский, а идейным вождем второй группировки — влиятельный настоятель Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. «Нестяжатели» открыто критиковали экономические порядки в монастырях. Они считали, что у монахов не должно быть имущества, они должны питаться лишь плодами собственного труда. Выступали за сильную княжескую власть, так как только такая власть может лишить монастыри их владений.
«Иосифляне», отвергая стяжание как средство личного обогащения, решительно отстаивали земельную собственность и богатства монастырской общины, рассматривая их как средство возрождения церковной жизни и благотворительности. Первоначально Иосиф Волоцкий был сторонником теории, по которой глава церкви приравнивался к солнцу, а царь – к луне. Лунный свет лишь отражение солнечного. Значит власть царя лишь отражение власти патриарха.
Вначале великокняжеская власть поддержала нестяжателей. Был поставлен вопрос о лишении монастырей некоторых земельных владений. Но затем иосифляне пересмотрели свое отношение к царской власти. Они стали говорить о первенстве царской власти не только в управлении государством, но и в решении некоторых церковных вопросов. Это понравилось Василию 3 и он поддержал иосифлян.
2. Ереси. Ереси (от греческого слова «ересис», что означает «особое вероучение») — это отступление от официального церковного учения, от церковных догм и от поклонения церковным святыням — иконам, мощам святых и т. п.
На Русь волна еретичества докатилась во второй половине XIV — начале XV в., и не случайно первые ее ростки проявились в Новгороде и Пскове — крупных торговых городах, тесно связанных с западными странами. Читаем с. 186-187. Чем идеи стригольников и жидовствующих противоречили официальным догматам церкви?
В 1504 году церковный собор осудил еретиков на смерть – сожжение, отрезание языка.
Чем опасны были ереси? Ереси подрывали устои церкви, а поскольку церковь поддерживала государство, обосновывала божественное происхождение верховной власти, власти великих московских князей, то борьба против церковных устоев – это борьба против власти.
3. Теория «Москва-Третий Рим». Автором теории, вошедшей в историю политической мысли под названием «Москва — третий Рим», был монах Филофей. Старец Филофей ставил московского князя в один ряд с императором Константином Великим, называя последнего предком князя. Мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима «ветхого» во «второй Рим» — Константинополь, а оттуда – в Москву. Византия изменила православию, заключив Флорентийскую унию с католической церковью, что привело к завоеванию ее турками. Москва же осталась верна православию и потому теперь является центром христианства – Третьим Римом, а Четвертому Риму не бывать. Теория «Москва — третий Рим», оказавшая огромное влияние на внутреннюю и внешнюю политику Русского государства.
Таким образом, Русская православная церковь, избавившись от византийской зависимости, значительно повысила свой авторитет как духовного центра Русского государства. Однако она постепенно начинает попадать в зависимость от великокняжеской власти.
Закрепление – р.т. №3.
Д.з. § 22.