Тема: Власть и церковь. Церковный раскол.
( открытый урок на РМО, 17.02.2015 г. )
Цель: сформировать у учащихся представление о роли Православной церкви в жизни Российского государства в XVII в.
Задачи: — осветить проблемы между государством и церковью;
— выяснить причины и последствия церковного раскола;
— развивать умение анализировать, высказывать свою точку зрения;
— прививать уважение к истокам русской православной веры.
Оборудование: компьютер, презентация, видеоролик, карточки для работы с документами.
Словарь урока: патриарх, протопоп, старообрядчество, раскол.
ХОД УРОКА:
На доске записана проблема урока:
— Кому нужна была реформа Никона стране или отдельным личностям?
— Почему патриарх Никон не смог добиться выполнения своих требований по отношению к власти?
1-й слайд. Учитель объявляет тему урока.
2-ой слайд. Учитель объявляет задачи урока.
Вопросы:
— Каким было положение церкви в годы Смуты? ( тяжелым)
— А как вели себя поляки в годы Смуты? Как поступали они с православными храмами и священниками?
Учитель:
— Смута стала суровым испытанием для церкви. Поляки уничтожили 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви. Попал в плен и Филарет.
Вопрос: А кто он такой?
Слайд 3. Учитель говорит о тех искажениях, которые попали в церковные книги и о сомнениях в проведении церковных обрядов.
Слайд 4. — Главное, ребята, это то, что не все одинаково понимали эти искажения: одни считали, что нужно вернуться к древнерусским обрядам, другие – что нужно обратиться к греческим источникам с которых и писались русские книги.
Слайд 5. Учитель:
— давайте познакомимся с биографией Никона.
( чтение учебника вслух с. 57-58 и запись в тетрадях даты проведения реформы 1653-1655 гг.)
Учитель дополняет сообщение о биографии Никона. Говорит, что ему очень много доставалось от злой мачехи, которая неоднократно пыталась избавиться от неугодного пасынка. Когда он жаловался отцу, то отец бил мачеху, а потом мачеха зло срывала на ребенке. Поэтому он и ушел из дома.
Вопрос:
— Ребята, а кто был царем в те годы, о которых мы с вами говорим?
Учитель:
— Важно то, что Алексей Михайлович поддерживал Никона в проведении этой реформы.
— Так что же включала в себя эта реформа?
Слайд 6. Ребята записывают элементы реформы в тетрадь.
Учитель:
— Ребята, вспомните, какое влияние оказывал Филарет на царскую власть. Кто он был Михаилу Романову?
— Так вот и Никон хотел иметь тоже такую же власть.
Слайд 7.
— А как вы думаете, как к этому отнесся Алексей Михайлович?
(Учитель предлагает учащимся разделиться на 2 группы по 5 человек.)
Слайд 8.
— Ребята сейчас мы будем работать с документом. Читайте его очень внимательно. Он написан не совсем обычным для вас языком.
( ответы на вопросы документа)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Учитель объясняет, что Алексей Михайлович решил Никона наказать. Перестал ходить на патриаршие богослужения, а Никона перестал приглашать на государственные приемы. Это больно задело самолюбие Никона.
Посмотрим маленький видеосюжет и все поймем.
Просмотр видео.
Далее учитель говорит о Церковном Соборе 1666-1667гг., который осудил Никона, лишив его патриаршества и сослав в монастырь.
— Ребята ведь многие не признали реформу Никона и остались верны тем искажениям, о которых говорилось в начале урока. Эти люди называли себя старообрядцы.(Запись в тетрадь нового термина.)
Учитель:— начинается церковный раскол. — религиозно-общественное движение, при котором часть верующих не признала реформ Никона и от -делилась от Православной церкви.
— Активным старообрядцем был Аввакум.
Слайд 9, 10 ( запись в тетрадь термина)
Учитель:
Слайд 11. — а теперь поработаем еще с одним документом..
Ребята работают с документом и отвечают на вопросы.
Слайд 12.
Учитель:
— Давайте, подведем итог нашему уроку.
Ребята отвечают на проблемное задание, записанное на доске.
Домашнее задание : Слайд 13.