Конспект урока истории по теме «Великая Отечественная война. Трагическое начало» 9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»


РФ. 646020. Омская область, Исилькульский район, г. Исилькуль, ул. Советская 2а, тел. 20-903,эл. адрес: schkola3_isiekul@ mall ru










Великая Отечественная война.

Трагическое начало.

Урок истории

9 класс

 

     


























Пономаренко Татьяна Анатольевна

учитель истории

стаж работы 12 лет

I категория

2011г.


Пояснительная записка


Великая Отечественная война была и остается одним из самых важных вопросов в преподавании курса истории Оте­чества. И дело не только в важности понимания школьни­ками причин, хода, событий и последствий войны. Исто­рия Великой Отечественной является серьезным фактором воспитания гражданственности и патриотизма юных росси­ян. Современные образовательные техно­логии дают возможность широко использовать в преподава­нии видеофильмы, цифровые ресурсы, значительно рас­ширился доступ к различным историческим источникам

Данная тема изучается на уроках истории в 9 классе, в разделе Великая Отечественная война.


Тема урока. Великая Отечественная война. Трагическое начало.

Тип урока: урок с использованием ИКТ

Цели: — охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны;

-проанализировать мероприятия, проводимые советским руководством впервые дни войны, рассмотреть периодизацию войны, выяснить причины неудач Красной Армии впервые месяцы войны;

— привести примеры мужества и героизма советских воинов, воспитывать гражданскую ответственность, уважения к историческому прошлому своего народа.

Программа Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России XX в.», М. «Просвещение», 2008г. 9 класс

Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России XX в.», М. «Просвещение», 2009г. 9 класс

Оборудование: тест: «Накануне войны. Советско-германские отношения», карточки с определениями, карта «Великая Отечественная война», диск «Уроки отечественной истории» Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, видео «Великая Отечественная война», сообщения учащихся «Брестская крепость», «Ожесточенные бои в воздухе», «Я верю в свой народ»

На данном уроке используются различные приемы и методы: тест-опрос для проверки изученного материала, рассказ учителя при объяснении нового материала, работа с картой, анализ исторических документов, просмотр видео и DVD дисков, составление таблицы, проблемные вопросы наглядные материалы. Учащиеся самостоятельно изучают исторические источники по нужной тематике, анализируют и оценивают их содержание, решают проблемные задачи, готовят тематические сообщения. Применяются как индивидуальные, так и групповые методы работы. Такая деятельность ведет к усвоению и закреплению знаний по данной теме.







Цели: — охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны;

— проанализировать мероприятия, проводимые советским руководством впервые дни войны, рассмотреть периодизацию войны, выяснить причины неудач Красной Армии впервые месяцы войны;

— привести примеры мужества и героизма советских воинов, воспитывать гражданскую ответственность, уважения к историческому прошлому своего народа.


Тип урока: урок с использованием ИКТ

Оборудование: тест: «Накануне войны. Советско-германские отношения», карточки с определениями, карта «Великая Отечественная война», диск «Уроки отечественной истории» Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, видео «Великая Отечественная война», сообщения учащихся «Брестская крепость», «Ожесточенные бои в воздухе», «Я верю в свой народ»





 

Ход урока


  1. Орг. Момент

Приветствие учащихся, сообщение темы, целей урока

  1. Актуализация знаний


а) Тест: «Накануне войны. Советско-германские отношения»

  1. Как назывался документ о ненападение между Германией и СССР?

  1. пакт Гитлера-Сталина

  2. пакт Молотова-Риббентропа

  3. антикоминтерновский пакт


  1. Договор о ненападение между СССР и Германией был подписан:

1) 23 августа 1939г. 2) 23 августа 1940г. 3) 20 сентября 1939г.


3. Согласно секретному договору к сфере влияния СССР принадлежали территории:

1) часть Польши 2) Прибалтийские государства

3) Финляндия 4) Бессарабия

5) верно все, что перечислено.

4. После заключения договора о ненападение с Германией СССР имел возможность:

1) начать политику расширения границ на востоке

2) выступить с новыми мирными инициативами в Лиги Наций

3) выиграть время для усиления обороноспособности страны.

5. С какого события началась Вторая мировая война

1) с нападения Германии на Францию

2) с нападения Германии на Польшу

3) с нападения Германии на СССР.

6. Вторая мировая война началась:

1) 1 сентября 1938г. 2) 1 сентября 1939г. 3) 23 августа 1939г.

7. Что послужило причиной исключения СССР из Лиги Наций:

1) присоединение Западной Украины Западной Белоруссии

2) договор с Германией

3) война с Финляндией

8. Соотнесите государственного деятеля с фактом его биографии:

1) И. Риббентроп а) начальник Генштаба

2) С. Тимошенко б) министр иностранных дел Германии

3) Г.Жуков в) нарком обороны

4) В.Молотов г) нарком иностранных дел

9. Основные положения плана «Ост»:

1) разделение СССР на экономические промышленные зоны;

2) уничтожение определенных народностей и национальностей;

3) стремительное наступление на СССР.


б) объясни определения (карточки)

пакт –

вермахт –

инцидент –

экспансия –

фашизм –

Рейх –


III. Формирование новых знаний.

а) рассказ учителя


1. Начало Великой Отечественной войны.

22 июня 1941 года, на рассвете, без объявления войны, вероломно нарушив договор о ненападении, немецко-фашистские войска вторглись на советскую землю. Тысячи немецких орудий внезапно открыли огонь по советским пограничным заставам, по штабам и расположениям войск. Немецкая авиация нанесла бомбовые и штурмовые удары по аэродромам, военным и промышленным объектам, по городам Прибалтики, Белоруссии, Украины. Оборвалась мирная жизнь советских граждан, началась Великая Отечественная война.


б) Просмотр видеофрагмента «Начало Великой Отечественной войны»

диск (Видеоархив Великой Отечественной войны)

22 июня 1941г. – обращение В.М.Молотова

б) диск «Уроки отечественной истории» Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

2. Периодизация войны

в) карточки с периодами, запись в тетрадях

Великая Отечественная война 1941-1945гг.

самостоятельная часть Второй мировой войны.

I этап 22 июня 1941г. – 18 ноября 1942г. трагическое начало

II этап 19 ноября 1942г. – конец 1943г. коренной перелом

III этап январь 1944г. – 8 мая 1945г. завершающий период


3. План «Барбаросса»


г) работа с документом

В: Какие территории фашисты хотели захватить в первую очередь и почему?


Подготовка Фашистской Германии к нападению на СССР. (Приложение 1)

д) работа по карте, составление схемы

План «Барбаросса»



«Север» «Центр» «Юг»

Ленинград Минск Киев

Смоленск Харьков

Москва Донбасс Крым

Архангельск – Волга — Астрахань

е) работа с новыми определениями

блицкриг – «блиц» молния, «криг» война – молниеносная война (6-8 недель)

В первый день войны была объявлена всеобщая мобилизация.

мобилизация —

4. Образование Ставки главного командования

б) диск «Уроки отечественной истории» Виртуальная школа Кирилла и Мефодия,



5. Соотношение сил

ж) работа с учебником стр. 213

Задание: Прочитайте текст, составьте таблицу.

Сравните соотношение сил советских войск и войск противника.



Численность

войск

Орудия и

минометы

Танки


Самолеты


СССР





Германия







сообщения учащихся


6. Защита Брестской крепости. (Приложение 2)

7. Мужество пограничников. (Приложение 3)

8. Ожесточенные бои в воздухе. (Приложение 4)



IV. Закрепление.


Проблемный вопрос

В: Сформулируйте главные причины неудач Красной Армии летом – осенью 1941г.

В: Что отличает Великую отечественную войну от всех других воин.

ученик читает стихотворение: «Я верю в свой народ» Демьян Бедный (Приложение 5)

V. Дома

пар. 29 стр. 210-214, сообщения «Боль и горечь Ленинграда»















Приложение 1.

Из директивы №21. План «Барбаросса» Ставка фюрера, 18 декабря 1940 г.



Германские вооруженные силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии. (Вариант «Барбаросса».)

Сухопутные силы должны использовать для этой цели все находящиеся в их распоряжении соединения, за исключением тех, которые необходимы для защиты оккупированных территорий от всяких неожиданностей.

Приказ о стратегическом развертывании вооруженных сил против Советского Союза я отдам в случае необходимости за восемь недель до намеченного срока начала операции.

Приготовления, требующие более продолжительного времени, если они не начались, следует начать уже сейчас и закончить к 15.5.41 г.

Решающее значение должно быть придано тому, чтобы наши намерения напасть не были распознаны.

I. Общий замысел

Основные силы русских сухопутных войск, находящиеся в Западной России, должны быть уничтожены в смелых операциях посредством глубокого, быстрого выдвижения танковых клиньев.

Отступление боеспособных войск противника на широкие просторы русской территории должно быть предотвращено.

Путем быстрого преследования должна быть достигнута линия, с которой русские военно-воздушные силы будут не в состоянии совершать налеты на имперскую территорию Германии.

Конечной целью операции является создание заградительного барьера против Азиатской России по общей линии Волга – Архангельск. Таким образом, в случае необходимости последний индустриальный район, остающийся у русских на Урале, можно будет парализовать с помощью авиации.

В ходе этих операций русский Балтийский флот быстро потеряет свои базы и окажется, таким образом, не способным продолжать борьбу.

Эффективные действия русских военно-воздушных сил должны быть предотвращены нашими мощными ударами уже в самом начале операции.

Совершенно секретно! Только для командования: Стратегия фашистской Германии в войне против СССР: Документы и материалы. М., 1967. С. 149-153.



Приложение 2

Защита Брестской крепости.

Брестская крепость спала спокойным, мирным сном, когда прогремел первый залп фашистской артиллерии. Вермахт начал боевые действия 22 июня 1941 в 3:15 утра по берлинскому времени — ударом артиллерии и реактивных минометов. Каждые 4 минуты огонь артиллерии переносился на 100 метров восточнее, перепахивая всю территорию обстрела. В 10:50 штаб 45- дивизии доложил командованию корпуса о больших потерях и упорных боях в крепости. В докладе говорилось: «Русские ожесточенно сопротивляются, особенно позади наших атакующих рот. В Цитадели противник организовал оборону пехотными частями при поддержке 35-40 танков и бронеавтомобилей. По свидетельству противника, к Цитадели «нельзя было подступиться, имея только пехотные средства, так как превосходно организованный ружейный и пулеметный огонь из глубоких окопов и подковообразного двора скашивали каждого приближающегося. Оставалось только одно решение — голодом и жаждой принудить русских сдаться в плен…» Для советских войск бои за крепость с самого начала свелись к обороне отдельных ее укреплений без единого штаба и командования, без связи и почти без взаимодействия между защитниками разных участков. Оборонявшихся возглавили командиры и политработники, в ряде случаев — принявшие на себя командование рядовые бойцы. Можно смело утверждать, что расчет врага на внезапность не оправдался; оборонительными боями, контратаками советские воины сковали силы противника, нанесли ему большие потери. При этом нужно учитывать, что с самого начала обороны защитники крепости испытывали острый недостаток воды и продовольствия. В боях в течение одного дня 22 июня фашистские войска понесли огромные потери — только убитыми числились 21 офицер и 290 солдат и унтер-офицеров. Защитники не жалея своей жизни пытались отбить натиск противника. Жители Бреста рассказывали, что до конца июля или даже до первых чисел августа из крепости слышалась стрельба.

К более позднему времени относятся надписи, оставленные на стенах крепости ее защитниками «Умрем, но из крепости не уйдем», «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина…»

Не раз,

Не второй

И не сотый

От крепости немец отбит.

Уже как пчелиные соты

Все стены, а крепость — стоит»










Приложение 3

Мужество пограничников.

Первыми в бой с передовыми частями противника вступили советские пограничники. Они мужественно и стойко сражались, являясь примером беззаветного служения отчизне, во имя торжества правого дела и победы над врагом.

С первых же минут войны враг встретил упорное и отчаянное сопротивление. Первыми удары гитлеровцев приняли на себя пограничники. Многие погранзаставы в течение нескольких дней вели бои с превосходящими силами противника. Более 11 дней держалась пограничная застава лейтенанта А.В.Лопатина Владимир-Волынского погранотряда. В течение месяца сопротивлялся малочисленный гарнизон Брестской крепости под командованием майора П.М.Гаврилова и полкового комиссара Е.М.Фомина.

Ряд соединений приграничных округов, с опозданием, поднятым по тревоги, оказались под ударами наземных и воздушных сил противника, не смогли знать намеченные рубежи обороны, и вынуждены были вести бои на неподготовленных позициях. В такой драматической обстановке развернулись сражения на фронте протяженностью более 3,5 тысячи км в начальный период войны. В первых же приграничных сражениях, несмотря на трудные и невыгодные условия, советские войска оказывали упорное сопротивление агрессору. Они мужественно дрались с превосходящими силами противника. Стойкость и героизм проявили защитники Отечества, защищая рубежи своей Родины.

В первых же сражениях советская Армия понесла большие потери в людях и технике. Вследствие этого количественное превосходство агрессора в силах и средствах еще больше увеличилось. Но, несмотря на успехи, достигнутые фашистами в начале войны, расчеты германского командования на беспрепятственное продвижение к Москве, Ленинграду и в Донбасс и молниеносное сокрушение нашей страны по существу провалились. Противник понес крупные потери в людях и технике. Огромные потери понесла наша Родина, горела земля, плавился камень, но высокий дух сынов Отчизны оставался непоколебим. Они сражались за Родину, они сражались до последнего.









Приложение 4

Ожесточенные бои в воздухе.

С первых же часов войны ожесточенный характер несли бои в воздухе. Пользуясь внезапностью и слабым зенитно-артиллерийским прикрытием аэродромов, немецкая авиация в первый же день войны уничтожила более 1200 боевых самолетов приграничных округов. И захватило господство в воздухе. Господство немецкой авиации было полным. На рассвете 22 июня звено 46-го истребительного полка, ведомое старшим лейтенантом И.И.Ивановым. Перехватило фашистские бомбардировщики. До последнего патрона шел жестокий бой. Израсходовав боеприпасы, Иванов винтом своей машины срезал хвост у вражеского самолета. Это был один из первых в истории Великой Отечественной войны воздушный таран.

Мужественно, не жалея своих жизней советские летчики защищали родное небо. Ради нанесения наибольшего урона врагу наши летчики сознательно направляли свои подбитые и горящие самолеты на скопление живой силы противника. Первым такой огненный таран совершил на третий день войны капитан Г.А.Храпай. Он направил свой пылающий самолет на середину моста, уничтожив находившихся там гитлеровцев и их боевую технику.

На земле, в воздухе и на море советские войны оказывали упорное сопротивление врагу, стремились нанести противнику как можно больший ущерб, не считались ни с риском, ни с угрозой гибели. Героический подвиг совершил капитан Н.Ф.Гастелло со своим экипажем, направивший свой пылающий самолет на скопление гитлеровских войск. Летчики — истребители П.Т.Харитонов, С.И.Здоровцев и многие другие таранили фашистские самолеты и были первыми в ходе войны удостоены звания Героя Советского Союза. «Наши войска. — констатировал начальник штаба 4 — ой немецкой армии генерал Г.Блюментритт, — очень скоро узнали, что значит сражаться против русских»













Приложение 5

Я ВЕРЮ В СВОЙ НАРОД

Пусть приняла борьба опасный оборот,

Пусть немцы тешатся фашистскою химерой.

Мы отразим врагов. Я верю в свой народ

Несокрушимою тысячелетней верой.


Он много испытал. Был путь его тернист.

Но не затем зовет он Родину святою,

Чтоб попирал ее фашист

Своею грязною пятою.


За всю историю суровую свою

Какую стойкую он выявил живучесть,

Какую в грозный час он показал могучесть,

Громя лихих врагов в решающем бою!

Остервенелую фашистскую змею

Ждет та же злая вражья участь!


Да, не легка борьба. Но мы ведь не одни.

Во вражеском тылу тревожные огни.

Борьба кипит. Она в разгаре.

Мы разгромим врагов. Не за горами дни,

Когда подвергнутся они

Заслуженной и неизбежной каре.


7 ноября 1941

Демьян Бедный





 























Список использованной литературы.

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России XX в.», М. «Просвещение», 2009г. учебник для 9 класса

2. Зверева Л.И. Тесты по истории 5-11 класс. М. «Издательство АСТ» 1999г.

3. Кадневский В.М. Тесты по истории России. М. «Айрис Пресс», 2005г.

4. Смирнов С.С. Таран над Брестом. Сборник «Рассказы о неизвестны героях». М. Молодая гвардия, 1964г.

интернет – ресурсы: brest.byГеройОборона Брестской крепости

victory.mvk.rucontent/view/3063/1222/lang,en/

Свежие документы:  Конспект урока по литературе для 11 класса "Обзор современной литературы (на примере повести Нарине Абгарян "Манюня")"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: