Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Конспект урока истории России в 7 классе по теме «Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века»
Подготовил
учитель истории и обществознания
Романюк Юрий Васильевич
2014 год
Тема урока: «Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века»
Цели и задачи:
Образовательные:
Рассмотреть предпосылки и содержание экономических преобразований, выяснить преобразования Петра I в области экономики России, определить последствия реформ.
Развивающие:
Продолжить формирование умения учащихся анализировать статистические данные.
Способствовать развитию навыков поиска и обобщения информации из текста учебника и документов, а также устной речи (путём подробного и сжатого устного пересказа)
Воспитательные:
формировать чувства гордости и уважения к истории Отечества.
Тип урока: комбинированный.
Методы: частично-поисковый, исследовательский
Оборудование:
Учебник: А.А.Данилов Л.Г.Косулина “История России конец XVI-XVIII в.в.” М.: Просвещение, 2009 г. Компьютер, проектор, доска
План урока
Организационный момент – 1 мин.
Проверка домашнего задания – 7 мин.
Изучение новой темы – 32 мин.
Контрольно-закрепляющая работа с учащимися – 5 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Для чего Пётр I начал осуществлять реформы в России? (Для преодоления отсталости страны);
2. Каков был характер преобразований Петра I? (Масштабный, затрагивающий все стороны жизни страны);
3. Какова система управления страной сложилась при Петре I? (Сенат (1711) – высший административный орган; коллегии (1718-1720) – органы управления)
4.Компетенции коллегий
Компетенция | |
Иностранных дел | Внешняя политика |
Воинская | Сухопутная армия |
Адмиралтейств-коллегия | Морской флот |
Юстиц-коллегия | Гражданский и уголовный суд |
Берг-коллегия | Горно-заводская промышленность |
Мануфактур-коллегия | Мануфактурная промышленность |
Коммерц-коллегия | Торговля |
Штатс-контор-коллегия | Государственные расходы |
Ревизион-коллегия | Контроль за финансами |
Камер-коллегия | Государственные доходы |
Вотчинная коллегия | Землевладение |
Главный магистрат | Контроль деятельности городских магистратов (потом добавляется – после городской реформы) |
5. Какие ещё реформы были осуществлены? (Военная, финансовая, церковная, образования, также был издан указ о единонаследии и Табель о рангах).
6. Каковы последствия реформ Петра I? (Было усовершенствовано управление страной, созданы регулярные армия и флот, мощный военно-промышленный комплекс, налажена система сбора налоговых поступлений)
II. Вступительное слово учителя.
Первая четверть XVIII века в России – время колоссальных изменений во всех сферах жизни страны и российского общества. Петр I тотальную модернизацию страны по западному образцу. При нем Россия впервые ощутила себя частью Европы. За первую четверть века из самобытной Московии, страна превратилась в Российскую империю – одну из величайших держав Европы.
На протяжении XVII века Россия прошла длительный и достаточно болезненный путь от восстановления после разрухи, вызванной Смутой до устойчивого экономического состояния в котором страну принял Петр I.
В тоже время эта стабилизация была вызвана окончательным закрепощением крестьян, ставших, фактически, крещёной собственностью феодалов. Экономическую основу жизни страны составляли натуральное хозяйство, земельная собственность феодалов и практически полное отсутствие внешней торговли, хотя внутренний рынок не только окончательно сложился, но и стал прекрасно функционировать, принося существенный доход государственному бюджету.
Вместе с этим в стране практически отсутствует металлургическая промышленность — страны экспортировала железо, что является основным показателем отсталости России от остальных страны. Отсутствовало производство важнейших промышленных изделий (в стране насчитывалось не более 30 мануфактур); не применялись новые методы хозяйствования, известные в Европе.
Все эти проблемы понимал юный Петр I еще в начале своего правления, но только поражения на полях сражений Северной войны заставили его искать пути решения этих проблем.
III. Самостоятельная учебная работа обучающихся с текстом учебника.
1. Выписать определение терминов:
Протекционизм – (экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям);
Меркантилизм – (экономическая политика, выражавшаяся в активном государственном вмешательстве в хозяйственную жизнь и проявлявшуюся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства);
Проверка выписанных терминов осуществляется путём устного опроса.
2. Определить цели экономических преобразований:
А. Обеспечение армии и флота вооружением, боеприпасами, снаряжением и обмундированием.
Б. Развитие промышленности, преодоление экономической отсталости.
В. Развитие внутренней и внешней торговли.
Задание выполняется устно, опрашиваются все желающие. В завершении один из обучающихся подводит итоги, которые записываются всеми в тетради.
3. Записать в тетрадь основными направлениями в экономике в первой четверти XVIII века:
А) усиление роли государства в экономике;
Б) ориентация экономики на нужды армии и флота;
В) поощрение частного предпринимательства;
Г) политика протекционизма;
Д) политика меркантилизма;
Е) снижение налогового бремени населения;
Ж) поддержка ремесленников;
З) расширение внутренней и внешней торговли;
И) развитие мануфактур.
Проверка выписанных терминов осуществляется путём устного опроса.
IV. Подведение итогов самостоятельной работы обучающихся (одновременно происходит первичная проверка усвоения и закрепление изученной темы).
Вопрос: Причины экономических реформ проведённых Петром I и каковы их итоги для страны? В чём проявилось их противоречие? (Необходимость ускорения развития страны; Россия при Петре I получила развитую промышленность, прежде всего ориентированную на военные нужды; был накоплены огромные резервы. Деятельность Петра I привела к обнищанию населения страны, что привело к социальной нестабильности, выразившейся в огромном количестве протестов, бунтов и восстаний. Основное противоречие экономической деятельности Петра I заключалось в том, что он пытался перенести европейские обычаи, в том числе и связанные с экономикой на неизменённую российскую действительность, основанную на крепостничестве).
V. Домашнее задание.
Параграф №16 (пересказ) – на оценку «3», письменные ответы на вопросы после параграфа – на оценку «4» и на оценку «5» — те же задания, а также анализ документа (письменные ответы на вопросы после документа) после параграфа.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов.
1. Данилов А.А. История России: конец XVI—XVIII век : учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М., 2012.
2. Павленко Н.И. Пётр Первый / Павленко Николай Иванович. – М., 2003.
3. Ключевский В.О. Лекции по русской истории. – М., 1990.