Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Апалиха
Хвалынского района Саратовской области
Конспект урока истории
в 5 классе
«В гаванях афинского порта Пирей»
подготовил
учитель истории и обществознания
Евсеев Анатолий Иванович
2013 г.
Предмет – история Древнего мира
Номер урока — № 1 в разделе 9 «Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии»
Учебник – История Древнего мира, 5 класс, Вигасин А.А., Годер Г.И., И.С.Свенцицкая, М., Просвещение, 2013 г.
Тип урока – ознакомление с новым материалом
Цели урока:
Развивающие | Воспитательные | |
Формирование представления о Пирее – главном морском порте Афинского морского союза и противоречивом характере афинской демократии | Развитие логического мышления, навыков смыслового чтения и работы с информацией | Воспитание коллективизма через работу в группах. Формирование нравственных устоев и моральных норм |
Задачи урока:
Развивающие | Воспитательные | |
|
| 1.Воспитывать уважение к чужому мнению при работе в группах, оказывать взаимопомощь. 2. Формировать отрицательное отношение к рабству. |
Планируемые результаты:
Метапредметные | Личные | |
Научатся объяснять новые термины: верфь, пошлина, казна, вольноотпущенники, Длинная стена. Получат возможность научиться самостоятельно значение порта Пирей, сопоставлять положение различных социальных групп Афин, источники рабства. | Познавательные: расширят имеющиеся знания и представления о греческих городах. Коммуникативные: вступят в коллективное сотрудничество, поучаствуют в обсуждении вопросов; обменяются мнениями, слушая друг друга. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. | Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу, оценивают свою собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. |
Ресурсы: — настенная карта «Древняя Греция»,
— рабочие тетради по истории Древнего мира, Г.И.Годер, часть 2,
— раздаточный материал – лист самооценки.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты УУД | |||
личностные | метапредмет-ные | предметные | |||
ционный момент
| Организовать учащихся к работе на уроке | Приветствуют учителя |
|
|
|
| Показывает учащимся большую картину (рисунок нашего времени) «В портовой гавани Пирей». — Как вы думаете, что здесь изображено? | Выдвигают версии, согласно ранее полученным знаниям о Др.Греции. Проговаривают во внешней речи. | Определение своей позиции | Выдвижение версий-Р |
|
3 и 4. Актуализация и выявление затруднений | Предлагает внимательно рассмотреть настенную карту. — Столица Др.Греции Афины находилась на побережье Средиземного моря? — Как вы думаете, как в столицу поставлялись продукты и товары? — Найдём на карте ближайший порт. Как он назывался? — Как вы думаете, так что же мы с вами сегодня будем изучать на уроке и как можно назвать тему урока? Учитель записывает тему урока на доске. |
Выясняют, что Афины не находились на побережье.
Выдвигают версии: по суше, по мору.
Находят на карте ближайший порт Пирей.
Предлагают свои варианты. |
Оценка своего труда. | Работа с картой по извлечению информации-П
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К
Сгруппировывают ответы, называют тему – П. |
|
| Организация самостоятельно изучающего чтения п.1 «В военных гаванях». Задание: выписать новые слова
Проверка после выполнения. Обращается внимание на то, кто был и не был гражданами в Афинах | Учащиеся читают новый текст. Выписывают в словарик новые слова: Пирей, Длинная стена, афинские граждане, верфь.
Объясняют значение новых слов. |
| Определение основной и второстепен-ной информации-П
Речевые действия как следствие регуляции собственной деятельности -К | Работа с историческими фактами |
| — Мы выяснили, как выглядели военные гавани. Как вы думаете, а какие ещё были гавани? — Ещё раз обратимся к картине. Смотрите, как много товаров привозилось в гавань. — Как вы думаете, а что вывозили из Афин? Задание по группам. 1 группа – читает п.2 «В торговой гавани» и записывает в тетради то, что в Афины ввозили; 2 группа – что из Афин вывозили.
Производят взаимопроверку. | Выдвигают версии, отвечают- торговые.
Выдвигают версии, называют: оливки, оливковое масло, вино, амфоры. Выполняют задания по группам: 1 группа – льняные ткани, папирус, слоновая кость, зерно, солёная рыба, рабы. 2 группа- глиняные сосуды, мраморные статуи, серебряные браслеты, серьги, вино, оливковое масло. |
Осознание ответственности за общее дело |
Извлечение необходимой информации –П Выражают свои мысли- К
Извлечение из текста необходимой информации –П Анализ, синтез, сравнение –П
Достижение договорено-сти и согласования правильного решения-К |
Работа с историче-скими фактами |
| — Как вы думаете, кого называли одушевлёнными инструментами в Афинах? — А откуда брались рабы? Или кто становился рабом? — Где и для чего чаще всего применялся труд рабов? — Найдите в учебнике и запишите в тетрадь. | Предполагают – рабов
Предполага-ют: пленные, купленные за морем, захваченные пиратами.
Записывают в тетрадях: — в мастерских, — домашняя прислуга, — в земледелии, — на рудниках и каменоломнях. | Нравственно-этическое оценивание содержания материала | Выдвижение версий и гипотез – П
Выбор из текста необходимой информации -П |
Работа с фактами |
| Письменная работа в рабочих тетрадях. Выполнение заданий № 35 и 36.
Обмен тетрадями для взаимопроверки. | Пользуясь рисунком на стр.173 учебника, заполняют контурную карту «Город афины в 5 веке до н.э.» и «Три группы населения Афин»: — граждане, переселенцы — рабы. Обмениваются тетрадями для взаимопро-верки |
| Оценка своей работы-Р Извлечение из текстов необходимой информации-П. Выполнение действий по алгоритму-П Контроль и коррекция-Р | Работа с фактами
|
| — Сможем ли мы утверждать, что в Афинах действительно была демократия? — В подтверждение слов зачитаем отрывки из документов на стр.174 | Выдвигают версии. Вопрос вызвал затруднение – читают и анализируют документ. | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала | Анализ, синтез, сравнение-Р | Анализ текста |
| — Что нового узнали на уроке? — Что было интересного? — А что ещё хотели бы узнать? | Отвечают на вопросы по изученному материалу. | Самооценка на основе критерия успешности | Рефлексия способов и условий действия -П |
|
| -Попробуйте оценить своё участие на уроке и дать себе оценку, заполнив следующие карточки | Заполняют листы самооценки, розданные учителем (Справочный материал). | Самооценка своего результата за урок на основе критерия успешности | Анализ своей работы-Р |
|
| Домашнее задание разноуровневое: 1 уровень – пар.36, все вопросы и задания 2 уровень – то же + подготовить рассказ от имени путешественника, посетившего порт Пирей; 3 уровень- то же + подготовить доклад об акрополе (опережающее задание) – 1 чел. | Внимательно слушают, записывают д/з или в тетради, или в дневники |
|
|
|
Справочный материал
Выполнил(а)/не выполнил(а) все задания | |
Материал урока мне был | Понятен/ не понятен |
Моя оценка себе | За работу на уроке: |
На что я должен(а) обратить внимание, делая домашнее задание: |
Список использованной литературы
1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира.5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2013.
2. Арасланова О.В, Соловьёв К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс – М.: ВАКО, 2007.
3. Годер Г.И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. Часть 2 «Древняя Греция. Древний Рим» — М.: Просвещение, 2012.