Конспект урока истории в 6 классе: «Владимир Святославич. Принятие христианства на Руси»

Конспект урока истории по теме: «Владимир Святославич. Принятие христианства и его значение».

Учитель истории и обществознания Рогушина Ирина Федоровна, МБОУ СОШ №34 г. Архангельска

1) Класс: 6, возраст: 12 лет.

2) Форма проведения: урок – путешествие в прошлое.

3) Цели урока:

— определить значение принятия христианства для Руси;

— показать роль князя Владимира в этом процессе.

4) Задачи урока:

образовательные: ознакомить учащихся с внешней и внутренней политикой князя Владимира, дать представление о принятии христианства на Руси;

воспитательные: показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси, углубить накопленные знания по духовной культуре Древней Руси;

развивающие: формирование рефлексивных (умение осмысливать задачу, умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?), исследовательских (умение генерировать идеи, умение выдвигать гипотезы, умение устанавливать причинно-следственные связи), коммуникативных умений (умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, умение отстаивать свою точку зрения).

5) Предварительная подготовка: повторить вопросы, касающиеся языческих верований восточных славян (параграф 1 учебника), подготовка сообщения о Владимире Красное солнышко одним учеником, перед уроком на каждый стол положить документ из Повести временных лет «О выборе веры».

6) План урока:

1. Организационный момент (1 минута).

2. Актуализация темы урока. Постановка целей и задач учащимися (4 минуты).

3. Изучение нового материала: 30 минут

— личность князя Владимира;

— основные направления его деятельности;

— принятие христианства на Руси;

— значение принятия христианства на Руси.

4. Закрепление (7 минут)

5. Подведение итогов, информация о домашнем задании (3 минуты).

7) Ход урока:

1. Организационный момент:

Отечество мое! Россия!

В тебе дух старины живет.

И ни одна еще стихия

Не победила твой народ.


Из тьмы веков ты восставала

И становилась все сильней.

Святая Русь – твое начало,

И князь Владимир в ней!

— Подарите мне улыбки и давайте начнем урок с хорошим настроением!

2. Актуализация темы урока. Постановка целей урока.

Учитель: «Сегодня, ребята, мы переходим к изучению новой темы: «Владимир Святославич. Принятие христианства на Руси». Запишите, пожалуйста, тему в тетрадь. А сейчас обратите внимание, пожалуйста, на доску. Я предлагаю вам разделить картинки, которые вы видите, на 2 группы: то, что вам уже знакомо и то, с чем вам еще предстоит познакомиться (работают с картинками – картинки по язычеству и христианству)». В итоге приходят к осознанию целей урока.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "В мире русских народных сказок"

Класс делится на 3 группы, каждая группа получает карточки с заданиями, чтобы в конце урока закрепить полученные знания:

Первая группа – задание №1 (Когда на Руси была осуществлена христианизация и кем она была проведена в жизнь?).

Вторая группа – задание №2 (Какие причины привели к принятию христианства Киевским государством?).

Третья группа – задание №3 (В чем значение принятия христианства для развития Древнерусского государства?).

3. Изучение нового материала.

План изучения нового материала:

А) Личность князя Владимира;

Б) Основные направления его деятельности;

В) Принятие христианства на Руси;

Г) Значение принятия христианства на Руси.


Личность князя Владимира

Учитель: «Сейчас мы с вами заслушаем сообщение о личности Владимира Красное солнышко, а в конце вам необходимо будет ответить на вопрос: какие черты характера позволили Владимиру добиться таких больших успехов в управлении государством?»

Учащиеся: заслушивают сообщение и отвечают на вопрос.

Учитель: «Дальше мы разберем, каковы же были основные направления деятельности князя».



Основные направления его деятельности

Работа с картой «Киевская Русь в IX-XII веках».

1. Учитель показывает на карте походы князя Святослава против кочевников. «В результате этих походов сложилась огромная территория Киевского государства. И для защиты этих территорий от бесконечных набегов кочевников необходимы были более действенные средства».

2. Учитель подводит учащихся к следующим рассуждениям и выводам: раз территорию необходимо было защищать постоянно, то постепенно:

— к обороне страны было привлечено все население, а не только жители приграничных областей;

— оборона становится общенародным делом, а это усиливает обороноспособность государства;

— благодаря государственному подходу Владимира к обороне страны натиск кочевников был приостановлен.

Учащиеся должны осознать, что это очень важный шаг на пути становления единого, целостного и крепкого государства.

3. Учащиеся в виде схем записывают основные итоги деятельности князя Владимира по укреплению обороны страны в тетрадь:


Переход от завоевательных набегов к укреплению границ



создание системы оборонительных сооружений на южных рубежах страны




переселение жителей с севера в города-крепости для несения сторожевой службы



остановлен натиск печенегов


ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ:

Ребята вы хорошо потрудились на уроке и, наверное, устали?

Я предлагаю немного отдохнуть (звучит спокойная музыка).

Облокотитесь на спинку стула. Закройте глаза. Расслабьтесь и помечтайте о чем-нибудь хорошем. Сосчитайте до десяти. Откройте глаза.


Принятие христианства на Руси

1. Учитель: «Вторым очень важным шагом на этапе становления единого государства было принятие Русью христианства».

Свежие документы:  Анализ результатов ЕГЭ 2014 года по истории

Актуализация прежних знаний (беседа с учащимися о языческих представлениях славян – подвести к пониманию того, что языческая религия уже не отвечала интересам государства):

— Что такое религия?

— Какой была религия восточных славян и первых русских князей?

— Что такое политеизм?

— Как европейцы относились к славянам, не знающим единого бога?

2. Учитель: подводит учащихся к осознанию причин принятия христианства (слайд 11).

3. Учащиеся: записывают причины в тетрадь:

— монотеистическая религия необходима для объединения племен и укрепления княжеской власти;

— стремление укрепить международный авторитет Руси;

— необходимость оправдания социального расслоения и имущественного неравенства;

— необходимость развития экономических и культурных связей с Западной Европой.

4. Учитель: рассказ о выборе веры князем Владимиром, сопровождающийся чтением текста документа из Повести временных лет «О выборе веры».

Вопросы к документу:

— Стояла ли Русь перед каким-либо религиозным выбором?

— Какие религиозные верования были отвергнуты Владимиром и почему?

— Почему выбор оказался именно таким?

5. Учитель: рассказывает о принятии христианства князем Владимиром и о крещении жителей Руси.

Значение христианства на Руси

1. Учитель: «Последствия принятия христианства огромны. Здесь уместно вспомнить слова Г.В. Вернадского. Принятие христианства для Руси действительно означало более высокую цивилизацию».

2. Учитель вместе с учащимися: выделяет основные итоги принятия христианства на Руси и обращает внимание учеников на долгое сохранение (связь и с современностью) языческих пережитков в жизни людей. На доске можно обозначить схему для наглядности и напомнить ребятам о языческих праздниках, в которых они участвуют и до сих пор.



Религиозная ситуация на Руси после принятия христианства

Элементы христианства

Элементы язычества

Строительство соборов

Сохраняются поверья

Церковь получала десятину

Поклоняются домовым, лешим и т.д.

Празднование христианских праздников

Празднование языческих праздников

Посещение церквей, поклонение иконам







ДВОЕВЕРИЕ



4. Закрепление.

Учитель: работа с карточками, данными в начале урока.

5. Подведение итогов, информация о домашнем задании.

Учитель: «Сегодня мы с вами очень хорошо потрудились. Откройте дневники и запишите домашнее задание: параграф 5 и творческое задание — подумайте над вопросом: мог ли князь Владимир выбрать другую веру?».

8) Технические средства:

— компьютер,

— мультимедийный проектор.

9) Методическая литература:

История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 класс/ авт. – сост. Н.Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2008.

Свежие документы:  Тест по теме «Международные отношения накануне Второй мировой войны»

Рапов О.М. О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами// Вопросы истории, 1984, №6, с. 44-45.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., «Наука», 1981.

10) Раздаточный материал:

— карточки с заданиями для 3 групп;

— отрывок из Повести временных лет «О выборе веры».

























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 класс/ авт. – сост. Н.Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2008.

Рапов О.М. О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами// Вопросы истории, 1984, №6, с. 44-45.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., «Наука», 1981.


6


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: