6
Конспект урока истории в 8 классе по теме: « Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство?»
Материла разработан учителем истории
МОУ Будинской ООШ Тверской области
Антоненковой Анжеликой Викторовной
Цели: — познакомить учащихся с основными идейными методами осуществления идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов;
— выяснить, интересы каких слоёв общества отражали данные учения;
— развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод, работать с историческим источником;
Оборудование: компьютер, презентация, материалы для проверки домашнего задания
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания:
Проверка знаний по теме: « Культура XIX века»
Задание: по описанию картины или художественного произведения попытайтесь отгадать о чём идёт речь и кто его автор?
1. Действие в этом романе происходит в Париже, охваченном народными явлениями. Сила бунтарей, их мужество и душевная красота раскрывается в образах нежной и мечтательной Эсмиральды, доброго и благородного Квазимодо.
Как называется этот роман и кто его автор?
_____________________________________________________________________________
2. Балерины на этой картине показаны крупным планом. Профессиональная отточенность их движений, грация и непринуждённость, особый музыкальный ритм создают иллюзию вращения. Плавные и точные линии, тончайшие нюансы голубого цвета окутывают тела танцовщиц, придавая им поэтическое очарование.
Как называется картина и кто её автор?
_____________________________________________________________________________
3. Драматическая повесть о всаднике, который мчится с больным ребёнком через недобрый сказочный лес. Эта музыка рисует слушателю мрачную, таинственную чащу, бешенный ритм скачки, подводя к трагическому финалу. Назовите музыкальное произведение и его автора.
____________________________________________________________________________
4. Политическая обстановка отправляет героя этого произведения на поиски новой жизни. Вместе с героев автор скорбит о судьбе Греции, которая порабощена турками, восхищается мужеством испанцев, сражающихся с наполеоновскими войсками. Кто автор данного произведения и как оно называется?
_____________________________________________________________________________
5. Молодость и красота этой актрисы покорила не только художника, написавшего её портрет, но и многих почитателей её искусства. Перед нами личность: талантливая актриса, остроумная и блистательная собеседница. Как называется эта картина и кто её написал?
_____________________________________________________________________________
6. Книга этого автора посвящена рассказам о далёкой Индии, где он прожил много лет. Кто не помнит замечательного маленького бегемота, или захватывающую историю о том, как появился у верблюда горб или хобот у слонёнка? НО больше всего поражает воображение приключение человеческого детёныша, вскормленного волками. О какой книге идёт речь и кто её автор?
____________________________________________________________________________
7. В качестве основы этой оперы лежит сюжет французского писателя Проспера Мериме. Главный герой оперы – простодушный деревенский парень Хозе оказывается в городе, где несёт военную службу. Внезапно в его жизнь врывается неистовая цыганка, ради которой он совершает безумные поступки, становится контрабандистом, ведёт вольную и опасную жизнь. О какой опере идёт речь и кто написал эту музыку?
___________________________________________________________________________
8. На картине этого художника изображены ряды бесконечных скамеек, на которых расположились депутаты, призванные вершить справедливость, отвратительные уроды – символ косности Июльской монархии. Назовите художника и название картины.
____________________________________________________________________________
9. Однажды, снимая уличное движение, этот человек на мгновение отвлёкся и перестал крутить ручку съёмочной камеры. За это время место одного объекта занял другой. При просмотре ленты увидели чудо: один предмет « превратился» в другой. О каком явлении идёт речь и кто этот человек, который совершил это «открытие»?
___________________________________________________________________________
10. На этом полотне изображён доктор, который лечил нашего героя. Когда художник преподнёс ему в знак благодарности эту картину, доктор запрятал её на чердак. Затем накрывал двор на улице. И лишь случай помог по достоинству оценить эту картину. О какой картине идёт речь? Кто её автор?
_____________________________________________________________________________
Ключ к заданию:
« Собор Парижской богоматери». В. Гюго | |
2 | « Голубые танцовщицы» Э.Дега |
3 | « Лесной царь» Ф. Шуберт. |
4 | « Паломничество Чайльда Гарольда» Д. Байрона |
5 | « Жанн Самарии» О. Ренуар |
6 | « Книга джунглей» Р. Киплинг |
7 | « Кармен» Ж. Бизе |
8 | « Законодательное чрево» О. Домье |
9 | Появление кинематографического трюка. Ж. Мельес |
10 | « Портрет доктора Рея» Винсент Ван Гог. |
3. Сообщение темы и целей урока.
( сл. 2) Цели урока:
( сл. 3) План урока:
1.Каким быть обществу?
2.Разрешено всё, что не запрещено.
3.Сохранять традиционные ценности.
4.Почему появились социалистические учения.
5.« Золотой век человечества не позади нас, а впереди».
6.Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
7.Анархизм.
4. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя:
— ( сл. 4) Философов- мыслителей 19 века волновали вопросы:
1) Как развивается общество?
2) Что предпочтительнее: реформа или революция?
3) Куда движется история?
— Они искали ответы и на проблемы, возникшие с рождение индустриального общества:
1) какими должны быть взаимоотношения между государством и личностью?
2) как выстроить отношения между личностью и церковью?
3) каковы взаимоотношения между новыми классами – промышленной буржуазией и наёмными рабочими?
— Почти до конца XIX века европейские государства не вели борьбу с бедностью, не проводили социальные реформы, низшее классы не имели своих представителей в парламенте.
( сл.5) В XIX веке в Западной Европе оформились 3 основных общественно- политических течения:
1) либерализм
2) консерватизм
3) социализм
— Изучая новый материал, мы с вами должны будем заполнить данную таблицу.
( сл. 6)
Либерализм | Консерватизм | Социализм |
|
| Социализм | |
Главные принципы |
|
|
|
|
|
|
Роль государства в экономической жизни |
|
|
|
|
|
|
Отношение к социальным вопросам |
|
|
|
|
|
|
Пути решения социальных вопросов |
|
|
|
|
|
|
( сл. 7)
— рассмотрим основные принципы либерализма.
от латинского – liberum – относящийся к свободе. Своё развитие либерализм получил в 19 веке, как в теории, так и практике.
— Давайте сделаем предположение, какие принципы они провозгласят?
Принципы:
Право человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом.
Право на свободу слова, печати собраний.
Право на участие в решении государственных дел
— Считая важной ценностью индивидуальную свободу, либералы должны были определить её границы. И данная граница определялась словами: « Разрешено всё, что не запрещено законом»
— А как выдумаете, какой из двух путей развития общества они выберут: реформу или революция? Обоснуйте свой ответ.( сл. 8)
( сл.9) Требования, которые выдвигали либералы :
Ограничение деятельности государства законом.
Провозгласить принцип разделения власти.
Свобода рынка, конкуренции, свободная торговля.
Ввести социальное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обеспечение престарелых.
Гарантировать минимальную зарплату, ограничить продолжительность трудового дня
— В последней трети XIX века появляется новый либерализм, которые заявляли о том, что государство должно проводить реформы, защищать наименее значимые слои, предотвращать революционные взрывы, уничтожить вражду между классами, добиваться всеобщего благосостояния.
( сл. 10) Новые либералы требовали:
Ввести страхование по безработице и инвалидности
Ввести пенсионное обеспечение престарелых
Государство должно гарантировать минимальную з/п
Уничтожить монополии и восстановить свободную конкуренцию
( сл. 11)
Английская палата вигов выдвинула из своей среды самую яркую фигуру британского либерализма – Уильяма Гладстона, который провёл ряд реформ: избирательную, школьную, огранов самоуправления и др. О них мы будем говорить подробнее, когда будем изучать историю Англии.
( сл. 12)
— Но всё же более влиятельной идеологией был консерватизм.
от латин. conservatio – охранять, сохранять.
Консерватизм — учение, возникшее в 18 веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей
( сл. 13)
— Консерватизм стал усиливаться в обществе в противовес распространению идей либерализма. Главный его принцип — сохранить традиционные ценности: религию, монархию, национальную культуру, семью и порядок.
— в отличие от либералов консерваторы признавали:
Право государства на сильную власть.
Право на регулирование экономики.
( сл. 14)
— поскольку общество уже испытало много революционных потрясений, угрожавших сохранности традиционного порядка, консерваторы признавали возможность проведения
« охранительных» социальных реформ только как самое крайнее средство.
-( сл. 15)
Боясь усиления «новолиберализма», консерваторы согласились с тем, что
1) общество должно стать более демократичным,
2) необходимо расширить избирательные права,
3) государство не должно вмешиваться в экономику
( сл. 16) В результате лидеры английской ( Бенждамин Дизраэли) и германской ( Отто фон Бисмарк) консервативной партии стали социальными реформаторами – у них не было другого выхода в условиях роста популярности либерализма.
( сл. 17)
Наряду с либерализм и консерватизмом в XIX веке в Западной Европе стали популярны социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защите общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма.
— общественный и государственный строй, принципами которого являются:
1) установление политические свобод;
2) равенство в правах;
3) участие работников в управлении предприятиями, на которых они работают.
4) обязанность государства регулировать экономику.
( сл. 18)
« Золотой век человечества не позади нас , а впереди» — эти слова принадлежат графу Анри Сен – Симону. В свих книгах он излагал планы переустройства общества.
Считал, что общество состоит из двух классов – праздных собственников и трудящихся индустриалов.
— Давайте определим, кто мог относиться к первой группе, а кто ко второй?
— К первой группе относятся: крупные землевладельцы, капиталисты-рантье, военные и крупные чиновники.
— Ко второй группе ( 96% населения) относятся все люди, занимающиеся полезной деятельностью: крестьяне, наёмные рабочие, ремесленники, фабриканты, купцы, банкиры, учёные, художники.
— Доходы собственников считал паразитическими. Не выступал против частной собственности, а лишь против её злоупотребления. Считал возможным убедить собственников честно делиться своими доходами с «младшими братьями», используя для этого проповедь христианской морали.
( сл. 19)
Шарль Фурье предлагал преобразовать общество с помощью объединения тружеников – фаланг, в которых сочеталось бы промышленное и сельское хозяйство. В них не будет заработной платы и наёмного труда. Все доходы распределяются в соответствии с величиной вложенного каждым « таланта и труда». В фаланге будет сохраняться имущественное неравенство. Каждому гарантируется жизненный минимум. Фаланга предоставляет своим членам школы, театры, библиотеки, организует праздники.
( сл. 20)
Роберт Оуэн в своих работах пошёл дальше, читая необходимым замену частной собственности общественной и отмену денег.
2) работа по учебнику
— прочитать о марксизме и выделить их основные положения
( сл. 21)
3) рассказ учителя:
-( сл. 22)
Ревизионизм — идейные направления, провозглашающие необходимость пересмотра какой-либо устоявшейся теории или доктрины.
— Человеком, который пересмотрел учение К. Маркса на предмет соответствия его реальной жизни общества в последней трети 19 века, стал Эдуард Бернштейн
( сл. 23)
Эдуард Бернштейн увидел, что
1) развитие акционерной формы собственности увеличивает число собственников наряду с монополистическими объединениями сохраняются средне и мелкие собственники;
2) классовая структура общества усложняется, появляются новые слои
3) усиливается неоднородность рабочего класса – существуют квалифицированные и неквалифицированные рабочие с разной оплатой труда.
4) рабочие ещё не готовы взять на себя самостоятельное управление обществом.
Он пришёл к выводу:
Переустройство обществ может быть достигнуто путём экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически выбранные органы власти.
( сл. 24)
Анархизм (- от греч. аnarcia ) – безвластие.
— Внутри анархизма существовали самые разные левые и правые течения: бунтарские ( террористические акты) и кооператоров.
— Какие черты характеризовали анархизм?
( сл. 25)
1. Верой в хорошие стороны человеческой природы.
2. Верой в возможность между людьми общения, основанного на любви.
3. Необходимо уничтожить власть, осуществляющую насилие над личностью.
( сл. 26) видные представители анархизма
5. Подведение итога урока:
( сл. 27)
6. Домашнее задание:
Параграф 9-10, записи, таблица, вопросы 8,10 письменно.
Приложение:
— в ходе объяснения нового материала должна получиться такая таблица:
Либерализм | Консерватизм | Социализм | |
Главные принципы | Предоставление личности прав и свобод, сохранение частной собственности, развитие рыночных отношений, разделение властей | Сохранение строго порядка, традиционных ценностей, частной собственности и сильной государственной власти | Уничтожение частной собственности, установление имущественного равенства, прав и свобод |
Роль государства в экономической жизни | Государство не вмешивается в экономическую сферу | Государственное регулирование экономики | Государственное регулирование экономики |
Отношение к социальным вопросам | Государство не вмешивается в социальную сферу | Сохранение сословных и классовых различий | Государство обеспечивает предоставление социальных прав всем гражданам |
Пути решения социальных вопросов | Отрицание революции, путь преобразования — реформа | Отрицание революции, реформа как крайнее средство | Путь преобразования — революция |