4
Романюк Ю.В. Учитель истории и обществознания. МКОУ Перегребинская СОШ № 1.
Конспект урока истории в 9 классе по теме: « Экономические кризисы 1970-1980-х гг. Становление информационного общества»
Цели и задачи:
Образовательные:
— познакомить учащихся причинами экономических кризисов в 1970-1980-х гг.
-показать специфику промышленно-технологических изменений
-охарактеризовать схему развития общества (3 этапа)
— оказать особенности постиндустриального общества
Развивающие:
Способствовать развитию навыков поиска и обобщения информации из текста учебника и документов, а также устной речи, анализировать, давать сравнительную характеристику процессам и явлениям
Воспитательные:
формировать чувства уважения к истории народов мира.
Тип урока: комбинированный.
Методы: частично-поисковый, исследовательский
План урока:
Организационный момент – 1 мин.
Проверка домашнего задания блиц-опрос–5 мин.
Изучение новой темы – 5 мин.
Самостоятельная работа учащихся –23 мин.
Рефлексия – 4 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока:
Организационный момент – 1 мин.
Проверка домашнего задания блиц-опрос–5 мин.
Назовите условия быстрого восстановления экономик европейских стран?
1.Снижение пошлин и высоки темпы роста международной торговли
2. Стабильность международной валютной системы
3. Региональная экономическая интеграция
4.Активная регулирующая роль государства
5. Дешёвые энергоносители, рабочая сила и прочие ресурсы
6.План Маршалл
Что такое план Маршалла?
Предоставление США финансовой и консультационной помощи европейским странам для восстановления национальных экономик в послевоенный период.
Изучение новой темы – 5 мин.
Вводный рассказ учителя по плану:
Экономические кризисы 70-80-х гг. Циклы Н. Кондратьева
НТР и её влияние на развитие общества
Третья промышленно-технологическая революция.
Три этапа развития человечества.
Постинформационное общество
Во время рассказа учителя учащиеся делают записи в тетради.
Должно быть записано:
Причины кризисов: прекращение эпохи дешевой нефти, перепроизводство, рост безработицы, отмена золотого содержания доллара.
Сущность кризисов: эти были кризисы экстенсивного типа капиталистического производства, форма развития которого достигла своего естественного предела роста в 70-х гг. XX века.
Последствие кризисов: переход к новому типу капиталистического производства – к интенсивному (ресурсосберегающее производство), основанном на активном использовании новых технологий, прежде всего информационно-коммуникативных.
Роль государства в экономике нового типа: активное вмешательство в рыночные отношения, с целью оградить граждан от негативных последствий экономических кризисов, но без ущерба для развития рыночных механизмов.
Самостоятельная работа учащихся –23 мин.
Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника. По завершении работы один, максимум, двое учащихся озвучивают результаты своей работы. Учитель, при необходимости, корректирует и/или озвучивает правильный вариант для того, чтобы остальные учащиеся, включая слабоуспевающих, смогли внести коррективы в свои записи.
Выписать основное содержание 3 ПТР. С. 172-173
Бурное развитие изобретений и усовершенствование микроэлектроники и информационно-коммуникационных технологий, биотехнологий и генной инженерии, технологий новых материалов, включая нанотехнологии. Достижения в этих областях основано на новых способах обработки и передачи информации.
Записать три этапа развития человечества. С. 171
Доиндустриальное (традиционное, аграрное), индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Записать определение постиндустриального общества. С. 176.
Постиндустриальное (информационное) общество – это общество, в экономике которого приоритет переходит к производству услуг, знаний, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни, а внедрение нововведений всё в большей степени зависит от теоретического знания.
Записать характеристику постиндустриального общества. С. 174-175.
Для постиндустриального общества характерно сокращение численности занятых работников в промышленности и сельском хозяйстве при одновременном увеличении работников сферы услуг. Услуги становятся сферой производства, поставляющей новый вид товара – информацию. Знания и информация становятся источником более высокой производительности труда. В производстве происходит сдвиг – от создания материальных благ к производству информации. Осуществляется постоянное обновление информации, знаний и технологий. Создаётся новое международное разделение труда. Одним из важнейших явлений становится индивидуализация производства, потребления и труда. Технологии информационного общества основываются на экологичности и ресурсосбережении.
Рефлексия – 4 мин.
Опрос учащихся по вопросам самостоятельной работы без использования учебника и тетради с записями.
Причины перехода от экстенсивного к интенсивному типу производства?
Прекращение эпохи «дешёвой нефти», кризис перепроизводства, отмена золотого содержания доллара повлекли за собой необходимость перейти к ресурсосберегающим технологиям, в результате чего были изобретены новые технологии и техника.
Назовите признаки информационного общества?
1.Знания и информация становятся источником более высокой производительности труда
2. в производстве происходит сдвиг – от создания материальных благ к производству информации
3. осуществляется постоянное обновление информации, знаний и технологий.
Домашнее задание.
1. Параграф 19, вопросы устно, задания в рабочей тетради письменно.