Конспект урока истории в 9 классе по теме: «Экономические кризисы 1970-1980-х гг. Становление информационного общества»

4


Романюк Ю.В. Учитель истории и обществознания. МКОУ Перегребинская СОШ № 1.

Конспект урока истории в 9 классе по теме: « Экономические кризисы 1970-1980-х гг. Становление информационного общества»

Цели и задачи:

Образовательные:

— познакомить учащихся причинами экономических кризисов в 1970-1980-х гг.

-показать специфику промышленно-технологических изменений

-охарактеризовать схему развития общества (3 этапа)

— оказать особенности постиндустриального общества

Развивающие:

Способствовать развитию навыков поиска и обобщения информации из текста учебника и документов, а также устной речи, анализировать, давать сравнительную характеристику процессам и явлениям

Воспитательные:

формировать чувства уважения к истории народов мира.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, исследовательский

План урока:

Организационный момент –  1 мин.
Проверка домашнего задания блиц-опрос–5 мин.

Изучение новой темы – 5 мин.

Самостоятельная работа учащихся –23 мин.

Рефлексия – 4 мин.

Домашнее задание – 2 мин.


Ход урока:

Организационный момент –  1 мин.
Проверка домашнего задания блиц-опрос–5 мин.

Назовите условия быстрого восстановления экономик европейских стран?

1.Снижение пошлин и высоки темпы роста международной торговли

2. Стабильность международной валютной системы

3. Региональная экономическая интеграция

4.Активная регулирующая роль государства

5. Дешёвые энергоносители, рабочая сила и прочие ресурсы

6.План Маршалл

Что такое план Маршалла?

Предоставление США финансовой и консультационной помощи европейским странам для восстановления национальных экономик в послевоенный период.
Изучение новой темы – 5 мин.

Вводный рассказ учителя по плану:

  1. Экономические кризисы 70-80-х гг. Циклы Н. Кондратьева

  2. НТР и её влияние на развитие общества

  3. Третья промышленно-технологическая революция.

  4. Три этапа развития человечества.

  5. Постинформационное общество

Во время рассказа учителя учащиеся делают записи в тетради.

Должно быть записано:

Причины кризисов: прекращение эпохи дешевой нефти, перепроизводство, рост безработицы, отмена золотого содержания доллара.

Сущность кризисов: эти были кризисы экстенсивного типа капиталистического производства, форма развития которого достигла своего естественного предела роста в 70-х гг. XX века.

Последствие кризисов: переход к новому типу капиталистического производства – к интенсивному (ресурсосберегающее производство), основанном на активном использовании новых технологий, прежде всего информационно-коммуникативных.

Роль государства в экономике нового типа: активное вмешательство в рыночные отношения, с целью оградить граждан от негативных последствий экономических кризисов, но без ущерба для развития рыночных механизмов.

Самостоятельная работа учащихся –23 мин.

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника. По завершении работы один, максимум, двое учащихся озвучивают результаты своей работы. Учитель, при необходимости, корректирует и/или озвучивает правильный вариант для того, чтобы остальные учащиеся, включая слабоуспевающих, смогли внести коррективы в свои записи.

  1. Выписать основное содержание 3 ПТР. С. 172-173

Бурное развитие изобретений и усовершенствование микроэлектроники и информационно-коммуникационных технологий, биотехнологий и генной инженерии, технологий новых материалов, включая нанотехнологии. Достижения в этих областях основано на новых способах обработки и передачи информации.

  1. Записать три этапа развития человечества. С. 171

Доиндустриальное (традиционное, аграрное), индустриальное, постиндустриальное (информационное).

  1. Записать определение постиндустриального общества. С. 176.

Постиндустриальное (информационное) общество – это общество, в экономике которого приоритет переходит к производству услуг, знаний, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни, а внедрение нововведений всё в большей степени зависит от теоретического знания.

  1. Записать характеристику постиндустриального общества. С. 174-175.

Для постиндустриального общества характерно сокращение численности занятых работников в промышленности и сельском хозяйстве при одновременном увеличении работников сферы услуг. Услуги становятся сферой производства, поставляющей новый вид товара – информацию. Знания и информация становятся источником более высокой производительности труда. В производстве происходит сдвиг – от создания материальных благ к производству информации. Осуществляется постоянное обновление информации, знаний и технологий. Создаётся новое международное разделение труда. Одним из важнейших явлений становится индивидуализация производства, потребления и труда. Технологии информационного общества основываются на экологичности и ресурсосбережении.

Рефлексия – 4 мин.

Опрос учащихся по вопросам самостоятельной работы без использования учебника и тетради с записями.

Причины перехода от экстенсивного к интенсивному типу производства?

Прекращение эпохи «дешёвой нефти», кризис перепроизводства, отмена золотого содержания доллара повлекли за собой необходимость перейти к ресурсосберегающим технологиям, в результате чего были изобретены новые технологии и техника.

Назовите признаки информационного общества?

1.Знания и информация становятся источником более высокой производительности труда

2. в производстве происходит сдвиг – от создания материальных благ к производству информации

3. осуществляется постоянное обновление информации, знаний и технологий.

Домашнее задание.

1. Параграф 19, вопросы устно, задания в рабочей тетради письменно.

Свежие документы:  Урок математики в 3 классе "Решение составных задач на нахождение суммы"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: