Конспект урока на тему «Борьба Руси с западными завоевателями»

Конспект урока на тему «Борьба Руси с западными завоевателями»

Цель урока:

  1. Познакомиться с личностью Александра Невского, проследить ход сражения на реке Неве и Ледового побоища, сделать выводы о значении побед Александра Невского для русского народа.

  2. Продолжить работу по формированию следующих умений — делать выводы и обобщать, работать с документами исторической картой, понятиями и датами.

  3. Создать представление какой трудной и дорогой ценой удалось русскому народу остановить и ослабить вторжение крестоносцев и шведов на уроке истории.

Доска: 15 июля 1240; 5 апреля 1242. ополченцы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Изучение новой темы.

План урока:

  1. Крестоносцы в Прибалтике.

  2. Невская битва.

  3. Ледовое побоище.

  4. Личность Невского.

Вводное слово учителя. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с событиями, произошедшими на северо-западных границах Руси, — вторжением на русскую землю немецких и шведских рыцарей.

Сегодня вам предстоит узнать об одном из величайших полководцев на Руси — Александре Невском и победах русского воинства, одержанных под его командованием. “Как разворачивались события, как Русь противостояла врагу, и почему удалось одержать победу в этой нелегкой борьбе?” — вот те вопросы, которые стоят перед нами на сегодняшнем уроке.

Чтение и анализ отрывка текста (§ 13 стр. 106-108, учебник А.А. Данилов)

Вопросы и задания учащимся.

  1. Что такое рыцарский орден? (Орден – объединение рыцарей; орденом называлось и рыцарское государство, во главе которого стоял магистр ордена).

  2. Чем рыцари – члены ордена отличались от обычных рыцарей? (Обет безбрачия, служение церкви, борьба с неверными, подчинение папам и т.д.)

  3. Кто такие крестоносцы? (Участники походов на Восток).

  4. Почему можно рассматривать действия шведских и немецких рыцарей в Прибалтике как крестовые походы? (На обращение папы откликнулись немецкие феодалы мечтавшие о завоевании новых земель на востоке их поддерживали и правители Швеции).

  5. Против кого они были направлены? (Против “язычников” — жителей прибалтийских земель: ливов, эстов).

  6. Почему эти действия встретили сопротивление со стороны русских князей Новгорода и Пскова? (Первоначально действия рыцарей направлялись против язычников, но вскоре они перешли к захвату русских территорий, что можно рассматривать как агрессию.)

  7. Как вы считаете, чье (иго) власть – крестоносцев или монголо-татар было более опасным для Руси? Ответ обосновать. (Вторжение рыцарей было очень опасно, т.к. занятые ими земли подвергались насильственной католизации, туда приглашали немецких колонистов, а местное население закабалялось и подвергалось ассимиляции.)

Материал для рассказа учителя. Шведы намеревались пойти на Старую Ладогу, захватить пути по реке Неве. Возглавил этот поход Биргер – зять шведского короля. Всем рыцарям он обещал большую добычу. Шведскому королю – 2/3 завоеванных земель – Тевтонскому ордену, все покоренное должно было платить десятину. А с дерзкого мальчишки Александра обещал сбить спесь и выгнать из Новгорода. Он отправил к нему послание: “Князь Александр! Если можешь, то сопротивляйся, но я уже здесь и пленю твою землю”. Шведы готовились к походу основательно – 2 года. А русские княжества были разорены. Новгород не имел постоянного войска. А новгородский князь Александр был молод и неопытен.

2. Невская битва

В июле 1240 году шведские суда высадились в устье Невы и разбили свой лагерь. Русское ополчение внезапно напало на шведский лагерь. Конница ударила по центру, а второй отряд отрезал шведов от кораблей. Русские дружинники перебирались на корабль и бились на воде. Сам Александр сражался в глубине своего войска. От такого натиска русских войск шведы бежали в паники. Русское войско одержало победу на Неве, из за этого Александра стали называть Невским.

3. Ледовое побоище

5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище. Немецкое войско было построено в форме клина (“свиньи”). Предвидя план немцев, Александр Невский построил свое войско таким образом, что самые мощные силы находились на флангах. Как и ожидалось, рыцарский клин пробил центр, но был захвачен, как клещами, флангами русских. Завязался жестокий рукопашный бой. После того как рыцари не выдержали и отступили, лед треснул под их тяжестью, и они стали тонуть.

Велико историческое значение этой битвы. Немецкое продвижение на восток было остановлено. Русь сохранила свою веру и свою независимость.

  1. Личность Невского

Стр. 108 (чтение).

6. Закрепление изученного

1. Что такое рыцарский орден?

2. Как вы считаете, чье (иго) власть – крестоносцев или монголо-татар было более опасным для Руси?

3. Чем закончились битвы Александра Невского, что принесли они для русского государства?

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание п. 13, рабочая тетрадь п. 13

Свежие документы:  Рифмограммы для орографического чтения на уроках русского языка в начальной школе

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: