Конспект урока на тему «Главные политические центры Руси. Новгородская земля и Галицко- Волынское княжество»

«Главные политические центры Руси. Новгородская земля и Галицко-

Волынское княжество»


Цель:


Образовательная: познакомить учащихся с особенностями развития основных удельных территорий Древней Руси: Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества.


Развивающая: уметь анализировать историческую информацию и делать выводы.


Воспитательная: сформировать уважение к прошлому своей страны, развить интерес к изучению истории.


Тип урока: изучения нового материала.


Оборудование: видеоурок и тест по теме: «Главные политические центры Руси. Новгородская земля и Галицко-Волынское княжество». А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времен до конца XVI века (6 класс). Учебник для общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение», 2012.


Ход урока:


1. Организационный этап

Преподаватель здоровается с учащимися, делает необходимые отметки в документах. Сообщает тему занятия: «Главные политические центры Руси. Новгородская земля и Галицко-Волынское княжество».


2. Введение в новый материал

Сегодня на занятии мы рассмотрим историю Новгорода и Галицко-Волынского княжества в 12 – первой половине 13 века. Узнаем об особенностях этих земель, их значении в общерусской политике того времени. Познакомимся с выдающимися правителями этих регионов.


3. Проверка домашнего задания

Преподаватель проводит опрос (использует тест «Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество»).

1. Предлагает учащимся дать определения понятиям: балты, Северо-Восточная Русь, великий князь.

2. Соотнести события и даты: 1147, 1169, 1212, 1221,

3. Ответить на вопросы: «Почему к 13 веку переместились политические центры Руси»? «Охарактеризуйте роль князя и взаимоотношения князя и боярства в княжествах Северо-Восточной Руси. Объясните, чем были вызваны различия». «Расскажите о деятельности наиболее значимых князей Северо-Восточной Руси». «В чем заключались политические особенности Владимиро-Суздальского княжества»?


4. Изложение нового материала

Преподаватель предлагает учащимся вспомнить:

1. Что считалось основой экономики и благосостояния государства в средние века?

2. Как складывались отношения Новгорода с соседними народами?

Новгород возник в 9 веке из трех поселков славянского, чудского и мерянского. Постепенно под его управлением оказались земли от Балтики до Урала от Ледовитого океана до Волги.

Новгородские земли давали низкие урожаи. Поэтому основу экономики Новгорода составляли ремесло и торговля.

В Новгороде существовали десятки ремесленных специальностей: кузнецы, ткачи, оружейники, кожевенники. Их изделия были востребованы по всей Руси.

Задает вопросы:

3. Что такое пушнина? В чем заключалась ее ценность?

4. Учитывая географическое положение Новгорода, предположите, с какими странами вели торговлю новгородские купцы?

Особую статью дохода составлял пушной промысел. В то время пушнина очень высоко ценилась.

Новгород располагался на пересечении важных торговых путей в Прибалтику, немецкие земли, Скандинавию, Византию, страны Востока.

В Новгороде присутствовали фактории (торговые дворы) многих иностранных купцов.

Они привозили сюда редкие и дорогие товары (ткани, изделия из металлов, вина, предметы роскоши).

Новгород являлся одним из самых крупных городов Европы. Отличался своей красотой.

Преподаватель предлагает учащимся ознакомиться с текстом новгородских берестяных грамот:

«Поклон от Михаили к осподину Тимофию. Земля готова, надобе семяна. Пришли, осподине, целовек спроста, а мы смием имать ржи без твоего слова»

«…Пшеницы две осмины… [делай] сам. Если же ведаешь домом, то рано встань, а поздно ляг…[рыбу солите как] есть – и потроха, и все. Если же [окажется, что] вы не солили суща, [а где] случаем сведаете – испробовав, [купите]… ради; если же они (родители) [уже] не могут трудиться, то найми для них работника»

Свежие документы:  Формирование познавательной компетенции учащихся на примере образовательной технологии «Учебные фирмы» ( из опыта работы Черной М.М.)

1. О чем них говориться?

2. На основе текста грамот сделайте вывод об уровне грамотности населения Новгорода.

Население Новгорода обладало высоким уровнем грамотности.

Задает вопросы:

5. Как расположение Новгородской земли способствовало ее развитию?

До новгородских земель не доходили печенеги и половцы. Это создавало благоприятные условия для развития края. Новгород выступал на равных с Киевом в политическом могуществе. Не единожды ему удавалось утверждать своих князей на киевском престоле. Но Новгород стремился сохранить свое особое положение, укрепить вольность.

Задает вопросы:

6. Вспомните, что такое республика? (Республика – форма государственного правления, при котором верховная власть принадлежит избранным населением представителем.)

7. Какая форма правления существовала в это время в большинстве русских княжеств?

К 12 веку в Новгороде сложилась особая форма правления, которую часто называют Новгородской олигархической республикой. Киевские князья посылали в Новгород своих сыновей, но их власть тут никогда не достигала такого могущества как в иных землях.

Причиной тому была мощь местного боярства, наличие слоев богатых купцов и ремесленников. Большим авторитетом пользовался глава местной православной церкви – новгородский архиепископ или владыка.

Задает вопросы:

7. Как вы считаете, совпадали ли интересы верхних слоев города?

8. Вспомните историю Древней Греции и скажите, что такое «олигархия»? (Олигархия – власть немногих, политический режим, при котором власть сосредоточена в руках малочисленной группы людей и обслуживает их личные или групповые интересы.)

Ввиду того, что бояре, купцы и церковь торговали с одними и теми же странами, были крупными землевладельцами, занимались одинаковыми промыслами – их интересы совпадали.

Они составляли верхушку города, его правящий слой или олигархию. И благодаря своему богатству играли значительную роль в жизни города.

Задает вопросы:

9. Что такое вече?

Вече играло главную роль в жизни города. Оно собиралось по звону вечевого колокола – символа свободы и независимости Новгорода. На нем выбирали городские власти.

Преподаватель предлагает учащимся ознакомиться с описанием новгородского веча:

«Чтобы убедить вече принять то или иное решение, большого ораторского искусства не требовалось… В вечевой приговор заносилось то решение, сторонники которого кричали громче остальных. Случалось, участники вече прибегали к более весомым аргументам: на вечевой площади начиналась потасовка…»

10. Как вы оцениваете роль веча в управлении городом?

11. Можно ли было как то повлиять на решение веча?

Высшую должность занимал посадник. Он выбирался из бояр. Посадник руководил всеми землями округи, судом, назначал различных управленцев. Следил за деятельностью князя. Вместе с ним командовал войском. Отвечал за внешнюю политику.

Его помощником был тысяцкий. Он следил за сбором налогов, возглавлял торговый суд. Руководил ополчением.

На вече так же выбирался и глава церкви. Он хранил городскую казну, возглавлял церковный суд, участвовал во внешнеполитических делах. При нем велась летопись Новгорода.

Но правящая верхушка города имела огромное влияние на вече. Олигархи готовили выгодные для себя условия. Влияли на решения веча.

Свежие документы:  Разработка урока "Древнейший Рим" 5 класс

Задает вопросы:

12. Как вы считаете, какую роль играл князь в управлении Новгородом?

13. Для чего было необходимо наличие князя? Объясните свой ответ.

Под влиянием олигархов находился и князь, присылаемый из Киева. Они стремились к тому, чтобы наместник ставил на первое место интересы Новгорода, а не общерусские. Хотя и подчинялись центральной власти в лице великого князя.

Положение изменилось с началом периода раздробленности. Центральная власть ослабла, и новгородцы все более стремились отделиться от Киева.

В 1136 году они свергли князя Всеволода Мстиславича. С этого момента Новгород стал сам приглашать правителей на княжение. Первым выборным князем стал Святослав Ольгович.

Задает вопросы:

1. Как вы думаете, что изменилось в Новгороде с того момента, как был изгнан князь?

2. Почему новгородцы не ликвидировали эту должность?

Князь избирался на вече. С ним заключали договор – «ряд». По нему князь без согласия веча не мог принимать важных решений. Не мог вмешиваться в управление городом, владеть землями в новгородской земле, торговать. Вече в любой момент могло изгнать неугодного князя.

Отсутствие собственной княжеской династии позволило Новгороду избежать раздробленности.

Задает вопросы:

14. Какие земли входили в состав Юго-Западной Руси?

15. Подумайте и скажите, какими особенностями они обладали?

В Юго-Западной Руси образовалось Галицко-Волынское княжество. Благодаря мягкому климату, земля располагалась в предгорье Карпат, почвы здесь были плодородными, было развито пашенное земледелие. В княжестве успешно развивалось ремесло. Большое значение имели соляные шахты.

Через землю пролегали торговые пути в Центральную и Южную Европу, в Византию. Важным являлось то, что эти земли располагались вдалеке от кочевников. Это способствовало притоку сюда населения из других русских земель. Тут появились крупные, богатые и хорошо укрепленные города – Владимир-Волынский, Галич, Луцк.

Задает вопросы:

16. Кто такие бояре? (Высший слой феодального общества, изначально ближайшие сподвижники князя, позже крупнейшие землевладельцы.)

17. Какую роль они играли в управлении Древней Руси?

Большое влияние в Галицко-Волынском княжестве имело боярство. Здесь рано оформилась боярская собственность на землю. Рядом с княжеством располагались Польша и Венгрия, где знать уже имела существенные привилегии. Это и стало образцом для бояр.

Они опирались на дружинников и со временем стали соперничать с местными князьями. Нередко бояре приглашали на правление князей из соседних государств, делалось это с целью расширения собственных владений.

Задает вопросы:

18. Назовите причины феодальной раздробленности в русских землях.

19. Как вы считаете, как можно было ее ликвидировать?

С середины 12 века в волынской земле стало два центра. Владимир, где правили наследники Владимира Мономаха. И Галич – в нем управляли потомки Ярослава Мудрого. Между ними велась борьба за влияние. Она усложнялась противостоянием местных князей с боярами. Но, тем не менее, княжество первым на Руси стало выходить из состояния раздробленности. Князья опирались на горожан, пытались унять своеволие бояр.

Во второй половине 12 века, в период правления Ярослава Осмомысла, Галицкое княжество достигло своего расцвета. При нем началась централизация княжества, прекратились усобицы.

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Природное районирование. Разнообразие природных комплексов" 8 класс

Преподаватель предлагает учащимся ознакомиться с описанием князя Ярослава Осмомысла в «Слове о полку Игореве»:

«Галицкий Осмомысл Ярослав! Высоко сидишь ты на своем златокованом столе, подпираешь горы венгерские своими железными полками, королю загораживаешь путь, затворяешь Дунаю ворота, клади бросая через облака, суды рядя до Дуная. Грозы твоей земли страшатся; Киеву отворяешь ворота, за дальними странами салтанов стреляешь с отчего золотого стола…»

1. Какую оценку автор дает могуществу галицкого князя?

2. Какое значение по данному описанию имела галицкая земля?

Задает вопросы:

20. Что такое удел?

20. Князь которого княжества считался номинальным правителем всей Руси?

Волынская земля была поделена на уделы.

В 1199 году волынскому князю Роману Мстиславичу удалось объединить Галич и Волынь. Он прекратил усобицы. Захватил Киев. Под его управлением оказалась огромная территория. Он проводил активную внешнюю политику. С ним считались многие европейские монархи.

Преподаватель предлагает учащимся ознакомиться с описанием князя Романа Мстиславича:

«…В Галиче бояре пользовались силою, перед которою никло значение князя… Не передавивши пчел, меду не есть – говорил князь… Лучшие бояре погибли от него, как говорят, в страшных муках, другие – разбежались. Роман возвратил их…, но вскоре… подверг той же участи…»

1. Какие черты характера князя обозначены в данном документе?

2. Каким путем ему удалось прекратить усобицы? Дайте оценку его действиям.

В 1205 году он умер. Сыновей Романа отстранили от власти. В княжестве начались усобицы, оно вновь раздробилось на уделы.

В 1221 году сын Романа Даниил сумел вернуть престол в Волыни, в 1234 году – присоединил Галич. Тем самым Галицко-Волынское княжество восстановилось и превратилось в сильное европейское государство.


5. Закрепление изученного материала

Преподаватель предлагает учащимся ответить на вопросы по изученному материалу:

1. В чем заключались особенности новгородского хозяйства? Как они были связаны с природно-географическими условиями Новгородской земли?

2. Как изменилось управление Новгорода после изгнания князя?

3. Почему, в отличии от других земель, в Новгороде существовала республиканская форма правления?

4. Какие особенности выделяют Галицко-Волынское княжество из череды остальных русских княжеств этого периода?

5. Предлагает учащимся составить сравнительную таблицу по теме: «Политическое устройство Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества» Составить таблицу по теме: «Сходства и различия устройства Новгорода и средневековых городов-государств Западной Европы».


6. Итоговое обобщение. Домашнее задание

Таким образом, Новгород был уникальным явлением русской истории. Свое богатство он получил благодаря торговле. Земли не подвергались набегам кочевников. В нем действовала республиканская форма правления. Город был известен далеко за пределами Руси. Новгород на равных с Киевом боролся за влияние на Руси. Все это позволило сохранить единство. Галицко-Волынская земля обладала благоприятными условиями для ведения хозяйства. Испытывала влияние Польши и Венгрии. Первой из земель Руси начала объединение. Княжество, благодаря своему положению и правителям было хорошо известно в Европе.

Преподаватель задает домашнее задание в соответствии с изученным материалом.


7. Рефлексия

Как вы себя чувствовали на уроке?

Что вам было легко? Что трудно?

Какое задание вам было интересно выполнять?

Какое задание вам нужно выполнять чаще?



8


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: