Урок в 9 классе:«Гражданская войнав России 1918 – 1920 г.г.»
Методическая разработка: Крыловой Л.В. учителя истории, обществознания МОБУ СОШ с. Октябрьское Стерлитамакский район, РБ |
Урок в 9 классе на тему: «Гражданская война»
Цели: 1. Закрепить и обобщить знания, полученные на предыдущих уроках, в частности причины гражданской войны, основные события гражданской войны, итоги, хронологические рамки, три цвета, причины победы и поражения.
2. С целью патриотического воспитания показать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну.
3. Развивать умения прослеживать причинно – следственные связи, опираясь на источники, делать анализ и сравнение исторических источников и излагать свою точку зрения.
Тип урока: повторительно – обобщающий с элементами правктической работы.
Оборудование: компьютер с диском по теме «Гражданская война», карта «Гражданская война».
Эпиграф к уроку:
«Из крови, пролитой в боях
Из праха обращенных в прах
Из мук казненных поколений,
Из душ крестившихся в крови,
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений
Возникнет праведная Русь»
М.Волошин. 1920 г.
Ход урока:
I этап. Организационный.
II этап. Вводное слово учителя. История гражданской войны – гигантское многоцветное полотно. На нем свои особые, несхожие сюжеты предлагали разные регионы, народы, социальные группы, партии, личности. На предыдущих мы с вами изучали как разворачивались события гражданской войны. Сегодня наша задача выявить причины гражданской войны, проанализировать как разворачивались основные события войны, подвести итоги. Сравнить программу белах, красных, зеленых, выявить причины победы и поражения. Поэтому мы сегодня с вами будем работать по плану:
Причины гражданской войны.
Три цвета гражданской войны.
Итоги гражданской войны.
а) Групповая работа с документами и с учебником.
1 группа работает с документом «Из воззвания II Всероссийского съезда Советов» 25 октября 1917 г. и документ о роспуске Учредительного собрания Декрет ВЦИК и определяет причины: а)борьба буржуазии и помещиков за власть и собственность против пришедших к власти в октябре 1917 года большевиков и их социальной опоры – пролетариата и беднейшего крестьянства; б) Крах демократической альтернативы после разгона Учредительного собрания.
2 группа работает с документом «Из ноты германского правительства Совнаркому» 21 февраля 1918 года. и определяет причину Брестский мир и его последствия.
3 группа работает с документом «О чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию. Из декрета ВЦИК от 13 мая 1918 г.» и определяет причину: Экономическая политика большевиков в деревне весной – летом 1918 г.
Итоги: Выяснив причины, постарайтесь сейчас из определения «Гражданская война» указать возможное время ее начала и завершения, т.е хронологические рамки.
На доске: (февраль 1917) (октябрь1917) (1918 – 1920) (1922) (1924)
Захарова предлагает вот такую схему, Волобуев утверждает, что гражданская война началась после свержения монархии до октября 1917 г., А. Данилов утверждает что гражданская война началась с захвата власти большевиками в октябре 1917 года. А вы как думаете? Какой точки зрения придерживаетесь вы?
б) Групповая работа с документами по выявлению: А- ораторы, провозглашающие манифест своего движения; В – теоретики должны предложить программу; С – историки, выяснить причины поражения и победы своего движения.
1 группа белые, 2 группа красные, 3 группа зеленые.
Документы: «А.И. Деникина. Из наказа особому совещанию»;«Из программы РКП (б), принятая VIII съездом партии в марте 1919 г.»;«Документ из резолюции съезда».
Итоги: ораторы – «Закон и порядок. Единая и неделимая Россия»; «Вся власть Советам рабочих и солдатских и крестьянских депутатов»; «Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих».
историки – Причины поражения белых в гражданской войне:
1. Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма, они отказались от сотрудничества «с демократической контрреволюцией»;
2. Социально – экономическая политика и «социальная природа» белых оттолкнули крестьянство.
3. Существенным оказались противоречия внутри самого белого лагеря.
4. В ходе войны все сильнее давали себя знать деморализация и разложение армии, особенно среди офицерства.
5.Альянс белых с интервентами обернулся для них серьезными морально – политическими издержками: массы перестали воспринимать белое движение как олицетворение русского патриотизма.
Причины победы красного движения:
1.Большевики смогли мобилизовать все ресурсы, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными, диктаторскими методами.
2. Программ большевиков оказалась понятной и более привлекательной, рабочие и крестьяне верили, что Советская власть – их власть.
3. на стороне Красной армии выступило крестьянство, поначалу его беднейшие слои, а затем и середняки; это означало возможность создать массовую армию, обеспечить прочность советского тыла и поддержку со стороны партизанских отрядов, воевавших в тылу белых.
Итоги: Итак, мы с вами выяснили причины победы и поражения противоборствующих сил в Гражданской войне. Размышляя об истоках многих сегодняшних проблем о грубости, черствости, для достижения какой либо цели используется террор.
Показывается отрывок фильма по компьютеру «Расстрел семьи Николая II в Ипатьевском доме»
Также можно сказать о белом терроре. Белый террор затронул и город Стерлитамак. В июле 1918 года местная конттреволюция и белочехи ворвались в город Стерлитамак. Красногвардейцы вступили в бой. Но силы были неравными. Пришлось уйти в горы. С этого времени и до декабря 1918г. в Стерлитамаке и ближайших к нему селениях разыгралась кровавая трагедия. В первый день прихода белочехов в город сын лесопромышленника Александр Пылаев на глазах многих догнал заведующего столовой Нигматуллина и отрубил ему голову шашкой и т.д.
Тишина взведенною гранатой
Над тревожным городом нависла
Их ведут, и над верстою пятой
Скоро грянет, грянет первый выстрел.
Е. Леднёв.
Дискуссия с учащимися.
Зададимся вопросом: Кто же виноват в дьявольском обмане, в создании правового хаоса?
Выводы: то общество, которое прошло оковы прошлого имело три высшие ценности: огромные потрясения, разрушения, потери родили великую мечту о светлом будущем; распад государства и сопутствующие кровавые схватки родили надежды на грядущее единство народов ранее населяющих страну; осознание отсталости страны, удесятеренной разрухой империалистической и гражданской войн рождало великую энергию по превращению России в передовую, стоящую в ряду наиболее развитых стран мира. Изменить прошлое нельзя, как нельзя отменить рождение человека и человечества, но интерпретировать его по своему имеет право каждый человек. Слово остается за вами.
III этап. Подведение итогов. Оценивание.
IV этап. Домашнее задание.
Написать эссе на тему «Уроки гражданской войны».