Нижегородский институт развития образования
Кафедра истории и обществоведческих дисциплин
Методическая разработка раздела образовательной программы по истории России
Тема: «История России в первой половине ХХ века»
Выполнила:
2011
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………………………….3
Цели и задачи……………………………………………………………………………………………4
Психолого-педагогическое обьяснение специфики восприятия
и освоения учебного материала
в соответствии с возрастными особенностями…………………………………………………………5
Результаты…………………………………………………………………………………………….6
Современные образовательные технологии………………………………………………………..7
метод проектов…………………………………………………………………………………..8
игровая технология……………………………………………………………………………..10
технология разноуровневого обучения………………………………………………………..11
-технология развития критического мышления……………………………………………………….11
использование мультимедийных образовательных ресурсов……………………………………………………………………………………………………………….13
6. Поурочное планирование по разделу………………………………………………………………….
7. Учебно-методический комплекс……………………………………………………………………….
8. Список литературы……………………………………………………………………………………….
Приложение
1. Пояснительная записка
В наше время, когда объем информации увеличивается дидактическая функция учителя основывается не на преподавании знаний, а на формировании навыков находить их. Процесс обучения это не автоматическое преподавание программного материала ученикам, а подготовка ученика к жизни, вырабатывать способность познания мира, к творческой работе и взаимосвязи с другими людьми.
В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений.
В средних и старших классах этот прием служит действенным стимулом познавательной активности учащихся. Если учитель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, т. е. составить план изучаемого материала, это задание заставляет школьников глубже вни-кать в сущность новой темы, мысленно расчленять материал на важнейшие логические части.
Курс истории России ХХ века, его первый раздел «Россия в первой половине ХХ века» позволяет получить учащимся знания об основных событиях истории России данного периода; об особенностях развития; помогает учащимся анализировать конкретные ситуации; уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью; уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях. Курс представляется особенно актуальным сегодня, когда как и в начале 20 века мы живем в процессе перехода к новым ценностям.
Также этот курс стимулирует процесс гуманизации личности подростка, у него начинают формироваться качества, которые помогут ему жить в мире с собой и другими, руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей.
Основная функция курса: формирование патриотизма и исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
Курс разработан с учетом возрастных особенностей подростков ориентирован на активизацию реальной практической деятельности учащихся по познанию мира, самопознанию и самоопределению. Основное содержание составляет деятельностный компонент образования. Такой подход позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
При изучении курса истории России ХХ века необходимо реализовать следующие задачи на пути достижения общих целей:
Познавательные
— познакомить учащихся с основными событиями российской истории ХХ века, включающими в себя многообразие форм исторического бытия и деятельности людей,
-представлять разнообразные варианты объяснения событий истории и отражения их в современной жизни
— расширить представления учащихся об основных источниках знаний по истории России, выявить их специфику для ХХ века;
Развивающие—
— продолжить обучение приемам исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей);
— научить применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
Продолжить формировать умения ставить и решать проблемы, учиться самим.
Воспитывающие
— создать условия для формирования ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления непростого социального, духовного, нравственного опыта людей ХХ века,
-создать условия для формирования восприятия идей гуманизма, патриотизма и взаимопонимания между народами;
-способствовать развитию гуманитарной культуры учащихся, приобщению к ценностям национальной культуры, воспитанию уважения к истории, культуре, традициям народов России, стремлению сохранять и приумножать культурное достояние своей страны.
3.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала в соответствии с возрастными особенностями данных классов
9 класс это время перехода к старшему школьному возрасту, перехода в юность . Этот период имеет свои возрастные особенности. Развитие человека в период юности может идти несколькими путями.
Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих , авторитет взрослых. Некоторым это процесс дается с большим трудом.
При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.
Характерное приобретение ранней юности — формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек — недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей.
Одно из достижений этой ступени
— новый уровень развития самосознания.
— открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности;
— стремление к самопознанию;
— формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства;
— самоуважение;
— становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: «Я — лично отвечаю за это!».
Эмоциональная сфера старшеклассника отличается: многообразием переживаний, особенно нравственного порядка; повышением устойчивости эмоций; способностью сопереживать; появлением чувства юношеской любви, которой свойственны проявление нежности, мечтательности, лиричности и искренности; развитием эстетических чувств.
Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели. Часто, волевые усилия проявляются под влиянием социально значимой идеи. Волевая активность старшеклассника, практически всегда имеет характер целеустремлённости.
Исходя из вышесказанного, можно отметить что современные образовательные технологии наилучшим образом соответствуют специфике развития учащихся данной возрастной группы. Это метод проектов, игровая технология, технология развития критического мышления, а также всестороннее использование мультимедийных образовательных ресурсов.
4.Результаты
В процессе изучения курса истории России ХХ в. учащиеся должны знать основные события российской истории ХХ века, включающие в себя многообразие форм исторического бытия и деятельности людей,
-представлять разнообразные варианты объяснения событий истории и отражения их в современной жизни
— расширить представления учащихся об основных источниках знаний по истории России, выявить их специфику для ХХ века;
Также учащиеся должны овладеть умениями:
— определить и объяснять понятия;
— уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе;
— рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;
— анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
— определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
— обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии, уметь участвовать в групповых формах работы, ролевых играх;
— определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты;
— уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
— осуществлять самоконтроль и самооценку.
5.Современные образовательные технологии
Для того чтобы добиться поставленных целей , необходимо наряду с традиционными формами работы применять современные образовательные технологии . Остановимся вкратце на некоторых из них.
Метод проектов
В настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую популярность. Причина в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не только передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными новые области профессиональной деятельности, отходят на задний план и постепенно отмирают устаревшие. Это требует от людей высокой мобильности. Не случайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.
В основе методов проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов — это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому если мы говорит о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирование знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным, для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта), а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.
Преимущества метода проектов
Метод проектов – это набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполненный детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Метод проектов имеет ряд преимуществ:
— он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
— успешно интегрируется в образовательный процесс;
— легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;
— этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
— проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;
— позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.
Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:
— личностно ориентировано;
— использует множество дидактических подходов;
— самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
— позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
— приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.
Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:
— интеграцию учебного содержания;
— развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;
— формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций;
— формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.
Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной и других компетенций. К таковым, например, относятся:
— умение выявлять потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей (и услуг);
— умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы или ее частей;
— умение планировать конечный результат работы и представлять его в вербальной форме;
— умение планировать действия, то есть распоряжаться бюджетом времени, сил, средств. Составлять последовательность действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы;
— умение выполнять обобщенный алгоритм проектирования;
— умение вносить коррективы в ранее принятые решения;
— умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования; формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т.п.);
— умение выражать замыслы, конструктивные решения с помощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов;
— умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;
— умение составлять схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представлять их в вербальной форме;
— умение оценивать результаты по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;
— умение оценивать проекты, выполненные другими;
— умение понимать критерии оценивания проектов;
— умение защищать свой проект во время процедуры публичной защиты проектов;
— умение конструировать представление о профессиональной проектной деятельности, об индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии.
Этапы работы над проектом
Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключенная в ней и осознанная человеком – поиск способов разрешения проблемы – решение.
Этапы работы над проектом можно представить в виде схемы.
— моделирование идеальной информации; — анализ имеющейся(желаемой) ситуации; — анализ имеющейся информации — определение потребности в информации — определение и анализ проблемы — сбор и изучение информации |
2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ. |
— постановка цели проекта; — анализ ресурсов; — определение задач проекта; — планирование продукта; — определение способа разрешения проблемы — анализ имеющейся информации; — анализ рисков; — определение потребности — составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ в информации; — сбор и изучение информации |
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ |
— выполнение плана работ; — текущий контроль |
4.ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ |
— предварительная оценка продукта — презентация продукта — планирование презентации и подготовка презентационных материалов; |
5. КОНТРОЛЬНЫЙ |
— анализ результатов выполнения проекта — оценка продукта; — оценка продвижения |
2.Игровая технология
Целью игровых форм обучения является вовлечение обучающегося в активную деятельность, быстрое и прочное усвоение знаний и умений, а также контроль и самоконтроль при оценке полученных результатов.
Игровые технологии обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой работе. В условиях альтернативного урока игровая технология позволяет приобретать навыки уверенного поведения в сложной ситуации, вырабатывает точность и внимательность при выполнении конкретных обязанностей, приучает быстрее осознавать и анализировать результаты своей деятельности.
Методика:
— прежде чем включить игровую технологию в учебный процесс, необходимо определить: какой учебный материал целесообразно изучать с использованием игровой технологии; для какого состава учеников следует применять; как увязать игру с другими формами обучения; как найти время в учебном плане для ее проведения, какую игру следует выбрать по конкретной учебной теме. Игру на уроке можно проводить при закреплении, обобщении, повторении материала. Эффективная игра в начале урока в качестве разминки. На уроках изучения нового материала игры проводятся реже, т.к. уровень целесообразности здесь ниже. При усвоении новых знаний возможности игр значительно уступают традиционным формам обучения;
— при организации и проведении игры необходимо стремиться к максимальной концентрации во времени (при большой продолжительности теряется нить игры, снижается эмоциональный настрой, забываются правила и т.д.);
— этап анализа.
3. Технология разноуровневого обучения
Основные этапы технологии:
1. На основе проведенного диагностического анализа учитель разбивает учащихся на три группы по темпу обучения: 1-я – высокий, 2-я – средний, 3-я – низкий.
2. Групповая работа включает индивидуальную ученическую деятельность, сочетается с фронтальной формой обсуждения результатов всеми учащимися класса.
3. Каждая группа работает на своем рабочем месте, оснащенном дидактическими материалами, учебниками и другой учебной литературой, карточками с заданиями, вопросами контроля и взаимоконтроля, карточками для развития монологической речи.
4. Учитель контролирует учебно-познавательную деятельность (корректирует, обеспечивая переход с одного познавательного уровня на другой).
Организация деятельности ученика:
1. Для ученика отводится то время, которое соответствует его личностным способностям и возможностям освоения программы.
2. Ведущая форма работы – групповая. Это важно для воспитания коммуникабельной личности, создания социальной мотивации. В групповой работе учащиеся чувствуют себя свободно. Они ведут себя раскованно, тем самым, стимулируя творческий подход к учебной деятельности.
3. Учащиеся выполняют не только исполнительские, но и контролирующие действия. Это формирует умение учиться, способствует усвоению способов самообучения, самовоспитания, самоконтроля.
4.Технология развития критического мышления
Эта технология позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, лекции учителя и т.д.). Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и индивидуальную самостоятельную деятельность на уроке. Использование данной технологии дает возможность учесть индивидуальные особенности познавательных интересов учащихся, обучать каждого в зоне ближайшего развития. Данная технология – универсальна, что позволяет эффективно использовать ее любому учителю-0предметнику. Она ориентирована на реальную учительскую практику, так как задействует чтение и письмо – базовые процессы в любой образовательной деятельности. Она дает возможность одновременного эффективного решения задач обучения и развития, гармоничного сочетания работы с текстом и общения (групповой работы). Открытость по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя, и ориентация на сотрудничество учителя и педагога в образовательном процессе ставят данную технологию в ряд актуальных педагогических инноваций.
Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов ХХ в. американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить.
Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы.
Раскрывая особенности технологии развития критического мышления как интегративного способа обучения, Е.О. Галицких выделяет четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:
— оно содержит ситуацию выбора, которую делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;
— предполагает смену ролевых позиций учащихся;
— настраивает на доверие участников группы друг к другу;
— выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).
Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить. Ученые-педагоги выделяют следующие признаки критического мышления:
— мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;
— самостоятельное, ответственное;
— аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;
— многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;
— индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;
— социальную, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия – дискуссия.
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться. Эта модель описана С.И. Заир-Бек. Основу модели составляет трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).
Стадия вызова предназначена для того, чтобы настроить учащихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. Им предлагается вернуться к уже накопленным знаниям по предложенной теме, дается возможность проанализировать свои мнения или чувства относительно какого-то вопроса (явления), связанного с целями обучения. Стадия вызова логически приводит к следующей, содержательной, стадии.
На стадии реализации смысла (Или стадии осмысления содержания) учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящен урок. Они активно конструируют новую информацию и сами отслеживают этот процесс, устанавливают связи между приращенными или ранее усвоенным материалом. Именно на стадии реализации смысла идет работа непосредственно с текстом – индивидуально, в парах, в малых группах или всем классом.
На стадии рефлексии учащимся предлагается проанализировать только что пройденный ими процесс усвоения нового содержания и само это содержание. Данная стадия предоставляет возможность оценить себя и товарищей в плане приращенного знания; проанализировать процесс, методы и приемы, которыми пользовались при обучении; определить области, где требуется дополнительная работа. Стадия рефлексии дает реальную возможность и стимул вернуться к стадии реализации смысла, если ученик сам определил необходимость дальнейшей работы с текстом. Кроме того, рефлексия зачастую представляет собой новый вызов, если возникают дополнительные вопросы и требуется дополнительная учебная деятельность.
4.Использование мультимедийных электронных образовательных ресурсов
В средней школе основную роль приобретает формирование умений и навыков разнообразной работы с самой информацией. На базовом уровне обучения это, прежде всего, овладение навыками поиска и систематизации специальной информации, работы с конкретным материалом, представленном в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема), умение целенаправленно подбирать сведения для аргументации своей позиции в ходе полемического обсуждения тех или иных проблем.
В старших классах речь идет уже о необходимости уверенного владениями умениями и навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, перевода материала их одной знаковой системы в другую, умение целенаправленно подбирать сведения и адекватные формы их представления для публичной презентации результатов своей познавательной работы.
Данные умения и навыки работы с информацией можно развивать с помощью использования электронных мультимедийных образовательных ресурсов на уроках. Как показывает опыт электронные мультимедийные образовательные ресурсы можно использовать на уроках различного типа.
Во-первых, учитель может использовать различные компьютерные программы для создания разнообразных текстов. Внутренние средства отдельных программ позволяют ввести для каждого задания ограничение по числу ошибочных попыток и по времени. Использование данных текстов дает возможность незамедлительной обратной связи, снижает затраты времени на непродуктивную механическую работу, освобождает время для творческой работы учителя, позволяет отслеживать процесс усвоения учащимися основных знаний, умений и навыков, корректировать процесс обучения, индивидуализируя его, дает возможность автоматизировать большую часть процессов, обеспечивающих оценочную деятельность.
Во-вторых, очень продуктивным является использование различных тестов
Данные тесты позволяют детям в режиме реального времени проверить свои знания по различным периодам истории, получить оценку, а учителю выявить пробелы в знаниях учащихся и выработать тактику по их устранению.
6.Поурочное планирование по разделу «Россия в начале ХХ в.»
8 часов | |
Россия на рубеже веков . | 1 |
Экономическое развитие России в начале XX в. | 1 |
Политическое развитие: России в начале XX в | 1 |
Внешняя политика. Русско-японская война | 1 |
Первая российская революция. | 1 |
Россия в 1907-1914 году. | 1 |
Серебряный век русской культуры | 1 |
Итоги развития Российской империи в 1900—1916 гг. Повторительно-обобщающий урок | 1 |
7. Учебно-методический комплекс
Рабочие программы по истории. 6-9 кл.-М.: Просвещение.2011 г.
Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России ХIХ в. М. Просвещение. 2007 г.
Поурочные разработки по истории России 20-нач.21 в . 9 класс Е.В. Симонова М . Просвещение 2009
8.. Список литературы
Гайдукаева И. Ю. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» — Волгоград: Панорама, 2006.
Гребенюк О. С. Основы педагогики индивидуальности. – Калининград: Калининградский университет, 2000.
Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. М., 2001.
Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. М. 2007.
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических ВУЗов.- М.: АРКТИ, 2003.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. – М.,2001.
Романовская М. Б. Метод проектов в учебном процессе: методическое пособие. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
Ясвин В. А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001.
Приложение
Интегрированный урок
Тема «Серебряное зеркало века».
Цель урока:
Ввести учеников в удивительный мир русской культуры начала XX века;
Подвести ребят к идее: «Серебряный век –отражение своей эпохи, ее противоречий и ее идеалов»;
Провести связь явлений искусства с характером переходной эпохи
Отработать такие виды заданий, как индивидуальная работа, групповые задания;
Отработать навыки вести дискуссию;
Оборудование урока:
Сборники поэтов Серебряного века;
Репродукции полотен М. Врубеля, В. Серова, А. Бенуа, Н. Рериха, Б. Кустодиева, К. Коровина, К. Малевича, К. Петрова-Водкина;
Записи музык произведений С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского;
презентации сделанные детьми
План урока:
Объявление темы урока, цели его и задачи, эпиграф к уроку;
Вступительное слово учителя литературы;
Вступительное слово учителя истории;
Презентации и сообщения учащихся
Чтение стихов поэтов Серебряного века.
Итоги урока.
Подготовка к уроку . За две недели несколько учеников самостоятельно и с помощью учителя истории и литературы собрали материал и подготовили презентации по культуре Серебряного века а также выбрали и заучили стихи поэтов этого периода.
Ход урока:
1-Орг момент.
2-Выступление учителя. «Сегодня наш урок будет посвящен яркой и необычной эпохе в русской культуре-Серебряному веку.
Серебряный век… Серебряный век…
Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?
Учащиеся называют ассоциации. Серебряный век – блеск, яркость, звон, серебро, хрусталь, бокалы, хрупкость, золотой век, поэзия, отражения, блики, прозрачность, свечение, туман, тайна, волшебство, уста, шепот…
. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX—XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.
Впервые это название было предложено Николаем Бердяевым.
Каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века? (Работа строится как поиск ответа на проблемный вопрос, который записывается в тетради.)
Учитель истории: Что же это было за время – рубеж XIX – XX вв.? Какие события характеризовали эпоху? Давайте вспомним содержание этого периода…
(Ученики слушают сообщения одноклассников, выступающих в роли историков и записывают основные теоретические положения и факты.)
1890 г. – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте.
1894 г. – начало царствования Николая II.
1904-1905 гг. – русско-японская война.
1905-1907 гг. – первая русская революция.
1906 г. – создание I Государственной Думы и аграрная реформа А.П. Столыпина.
1914 г. – начало Первой мировой войны.
1917 г. – Февральская революция; свержение самодержавия. Октябрьская революция.
Учитель истории: Каково же основное содержание эпохи именуемой Серебряным веком?
Звучат ответы учеников
Да, это безусловно переломная эпоха.. Это и войны, и революции, и небывалые перемены, сулящие светлое будущее. Но это и проигранные войны, кризисы власти, жестокое время массовых убийств,когда кажется,что бог отвернулся от человечества или жестоко карает людей-или что бога больше нет –как реагировать на все это творцу- писателю поэту художнику?
Учитель литературы:
Как чувствует себя человек в это тревожное, противоречивое, кризисное время?
Как же отразилось это сложное время в зеркале культуры? И могли творец, интеллигент как то повлиять на события в стране и если да, то каким было это влияние? После просмотра презентаций мы все вместе попробуем ответить на этот вопрос. Я прошу вас записывать в тетрадь мысли и факты,которые помогут вам ответить на данные вопросы.
Сообщения учащихся – искусствоведческие.
На фоне музыки «Вокализ» С. Рахманинова ученик представляет презентацию, подготовленную группой учащихся- Живопись Серебряного века (презентация прилагается)
Всмотритесь в полотна живописцев, вслушайтесь в звуки музыки композиторов той эпохи…
.
Учитель говорит: Итак,мы видим,что в начале XX века принципиально изменились принципы воспроизведения действительности в произведениях живописи. Живопись прониклась лирическим, религиозным, философским началами. А что вам показалось важным,интересным в творчестве художников?
Учащиеся высказывают свои мнения.
Презентации учащихся «Поэзия Серебряного века» (презентации прилагаются)
Учитель литературы: А сейчас давайте поближе познакомимся снекоторыми произведениями поэтов той эпохи. Обратите внимание как отражаются и преломляются в их творчестве приметы времени.
Ученики читают стихи. Ученики делают записи в тетрадях – поэтическая концепция, ответ на вопрос учителя.
Вл. Соловьев «Хоть мы на век незримыми цепями…»
Дм. Мережковский «Поэт»
А.Блок. отрывок из поэмы «Двенадцать»
Ф. Сологуб «Я – бог таинственного мира»
М. Кузмин «Мы в слепоте как будто не знаем»
М. Волошин «Рождение стиха»
М. Цветаева «Душа и имя»
Вл. Ходасевич «Я угасну…»
И. Северянин «Эго полонез»
Вл. Маяковский «А вы могли бы?»
Ученики отвечают на вопросы учебной ситуации-как в творчестве поэтов Серебряного века отразилась эпоха начала 20 века.
4..В классе разворачивается дискуссия по поставленным вопросам
Как чувствует себя человек в это тревожное, противоречивое, кризисное время?
Как же отразилось это сложное время в зеркале культуры? И могли творец, интеллигент как то повлиять на события в стране и если да, то каким было это влияние?
4. Задание на дом . Выучить материал параграфа и написать синквейн на тему «Серебряный век».
4.Подводятся итоги урока. Проводится рефлексия-что понравилось что не понравилось. Какая презентация была самой удачной. Что я понял и узнал на уроке.