Конспект урока на тему «Крестьянский дом. Внутреннее обустройство избы»

Тема: «Крестьянский дом. Внутреннее обустройство избы».

Цели: 1. познакомить с внутренним обустройством избы, назначением предметов мебели и значением частей избы;

2. развивать память, внимание, грамотную речь, умение сопоставлять предметы с их назначением;

3. формировать интерес и уважение к великому прошлому русского народа

Оборудование: медиапроектор, предметы и картинки по теме, фрагмент мультфильма «Винни Пух идет в гости», фонограммы песен.

Ход урока:

1.Организационный момент

— Ребята, поднимите руки те из вас, кто любит смотреть мультфильмы?

— Тогда внимание на экран! (фрагмент мультфильма «Винни Пух идет в гости»)

— Что вы узнали из этого отрывка о Винни Пухе?

— И я подумала: а не отправиться ли нам сегодня в гости?

2. Проверка домашнего задания

— Но ведь у нас урок истории, а именно история Брянского края. А история – это наук о чем? Кто мне поможет?

(о прошлом человечества)

— А как еще называют историю?

(дорога во времени и пространстве)

— По этой дороге мы отправились на прошлом уроке в город Брянской области со звучным названием Злынка. (слайд с гербом Злынки)

-Расскажите, что вы узнали об этом городе?(слайд с домами Злынки)

(Злынка — самый маленький город Брянской области. В позапрошлом веке славился мастерами резьбы по дереву. В городе и сейчас сохранились множество домов, богато украшенных резьбой).

— На примере домов Злынки мы познакомились с внешним обликом избы. И я предлагаю вам задание «Что нам стоит дом построить». У вас на партах лежат изображения частей крестьянской избы. Вспомните, как называются части избы и с чего начинается ее возведение.

— Итак, что же делали сначала?

(Сначала выбирали участок: недалеко от реки, на пригорке. Для строительства дома рубили деревья хвойных пород.)

-Деревья срубили, а дальше? (дети выходят поочереди, прикрепляют части избы)

  1. Раньше главным плотницким инструментом был топор. При обработке дерева им срубали деревянные волокна, чтобы те не пропускали воду. Поэтому ряд срубленных брёвен в форме четырёхугольника называется срубом.


  1. После того как был поставлен сруб и уложена центральная балка потолка, ставили крышу – чело. Все брёвна крыши прикрывались специальной доской – причелиной. Венчал крышу конёк – оберег дома от злых сил.

  2. Далее в срубе нужно прорубить отверстия для окон. Каждый хозяин стремился украсить своё жилище. Поэтому оконные и дверные проёмы украшались наличниками.


  1. Конечно, от больших окон света было больше, но зато в холодное время года сильнее остужало избу. Поэтому на ночь окна закрывались деревянными ставнями.

— Вы хорошо поработали. Посмотрите, какой замечательный дом построили.


3.Начальная мотивация учебной деятельности (подведение к теме урока)

— Когда новый дом готов, семья начинала что…?

(переезжать)

— Переезд в новый дом сопровождался множеством примет. Люди никогда до конца не были уверены в том, что не прошмыгнул мимо злой человек и не сглазил строение. Следовало обязательно испытать «доброй» ли получилась изба. Испытывая безопасность жилья, в первую ночь в новом доме закрывали кота с кошкой. На вторую – петуха с курицей, на третью – поросенка, на четвертую – овцу, на пятую – корову, на шестую – лошадь. И только лишь на седьмую ночь в дом решался войти человек.

(дети в описанном порядке под музыку с игрушкам входят в избу)

— И мы сегодня в качестве гостей отправимся в крестьянский дом.

— Предположите, что было в крестьянском доме в те далекие времена?

( предположения детей. Хорошо. Ты так считаешь. Это твое мнение)

— Дети, запомните все, что вы предположили.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с внутренним обустройством крестьянской избы.

(открываю тему на доске, ширму поворачиваю)

4.Работа по теме урока

-Сейчас мы окунемся в крестьянский быт. Смотрите и слушайте внимательно. Обратите внимание на те слова, которые, по вашему мнению, называют предметы мебели, части избы.

Инсценировка. Сидят на лавке дед и бабка. Бабка: «Холоден батюшка октябрь, а ноябрь и его перехолодил. Ой, совсем забыла – хлеб из печи пора доставать». Дед: «Как пахнет! Неси на стол. Уж скоро гости придут – куда садить будем?» Бабка: «Дорогим гостям – самое почетное место за столом — в красном углу»

-Перечислите, что вы выделили?

(ответы детей)

-Люди ничего случайно не делали. Все было исполнено глубоким смыслом, тем более внутренняя планировка.

Центральное место в избе занимала печь. В печи готовили пищу, она была самым теплым местечком, поэтому на ней спали старики и дети. В старину печь не имела труб, дым уходил через отверстие в крыше, в дверь и окна. Наверное, больше ни у какого народа не связано так много с печью, как у русского. (слайды с печкой под фрагмент песни Бабы Яги)

-В противоположном от печи углу находился «красный угол», его еще называют «духовный». В этом углу размещались иконы, и для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, попросить любви и счастья, люди обращались к Богу. (слайды сразу же «Красный угол»)

— А сейчас нам предстоит работа с текстом. Но чтоб за дело браться, надо сил набраться. Проверим, как вы усвоили тему «Занятия крестьян»

ФИЗМИНУТКА

Спали. Утро.

Вот проснулись,

Встали, потянулись.

В избе вымели полы

И на улицу пошли.

Там работу всем нашли:

Курочек кормили

И коров доили.

Сено мы косили

И дрова рубили.

В полдень отдыхали

И снова работать продолжали.

Пряли, ткали, вышивали.

К вечеру устали.

— Прочитайте текст об обустройстве дома и ответьте на вопросы:

Почему нельзя бить по столу, влезать на него?

(ответы детей и ответ потом на слайде)

Несоблюдение, каких правил, как считали крестьяне, могли привести к нежелательным последствиям? (ответы детей и ответы на слайде затем)

— А в наши дни, придерживаемся ли мы каких – либо из этих примет?

(ответы детей)

5.Подведение итогов

— Ребята, где мы сегодня побывали в гостях?

(в крестьянской избе)

-Вспомните свои предположения в начале урока, у кого они подтвердились?

(ответы детей)

Самооценка

-Вы уже взрослые и сами можете определить уровень полученных вами знаний на уроке. У вас на столах лежат карточки. Выберите тот вариант, который подходит вам.

— Я рада, что сегодня в классе нет тех, которые совсем ничего не поняли. Расскажите дома родителям о том, что вы узнали.

А пятерки домой принесут …

Музыка нежная.

— Сегодня мы говорили о том, что крестьяне старались защитить свой дом от внешнего мира, злых сил. И в наши дни каждая хозяйка стремится оградить свой дом и родных от злых глаз.

На уроке технологии мы с вами сделали обереги. Достаньте их. Сегодня вы понесете их домой, и они будут оберегать вас и ваших родных от всего плохого.

-Уважаемые гости, и чтобы в ваших домах не было невзгод, царили любовь и понимание, примите на счастье эти обереги.




























Разработка открытого урока

по истории Брянского края

в 4 классе по теме:

«Крестьянский дом. Внутреннее обустройство избы».


















2012-2013 уч.г.

5



Свежие документы:  Конспект урока ИЗО «Путешествие в царство Берендея»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: