ГБОУСПО (ССУЗ) Карталинский многоотраслевой техникум
История России 1 курс
Тема: Отечественная война 1812 г.
Урок с использованием компьютерной программы «История России»
Преподаватель:
Гревцева Надежда Николаевна
2015 год
Пояснительная записка
На данном уроке кроме основных средств использован диск «Энциклопедия истории России 862 – 1917 гг.». Программа предназначена для преподавания на первом курсе, на котором изучаются история России с восьмого по двадцатое столетие.
Работа представляет собой методическую разработку урока с использованием ИКТ урока истории «Отечественная война 1812 г.». Включает в себя: ход урока, оборудование, приложение в виде слайдов из компьютерной программы «Энциклопедия истории России 862 – 1917 гг.»
Использованы на уроке творческие работы учащихся: сочинения, рефераты, доклады. Использование данных методов способствует развитию у учащихся интересу к изучаемому предмету и является методическим пособием для преподавателей.
Тема урока: «Отечественная война 1812 г.».
Тип урока: комбинированный – изучение новой темы с использованием ИКТ.
Цели урока:
Рассказать о первом этапе Отечественной войны 1812 г., формировать знания о причинах войны, основных сражениях и итогах.
Развивать умения давать оценку историческим фактам.
Воспитывать гордость за свою страну.
Задачи урока:
Выяснить причины вторжения Наполеона в Россию.
Противостояние двух армий, партизанская война.
Бородинское сражение.
Изгнание и гибель французской армии.
Оборудование:
Персональный компьютер, экран (М. Ю. Лермонтов – отрывок «Бородино»).
Презентация к уроку.
Учебник «История России» А. Н. Сахаров §57, §58.
Тетрадь, реферат, доклад, сочинение.
Контурные карты и атлас по Отечественной истории.
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Рассаживаемся за компьютеры, готовим учебники, тетради, ручки, контурные карты. Сегодня на уроке большой объем материала, поэтому работаем быстро и четко.
Сообщение темы и целей урока:
Учитель: Включите компьютеры. На экране вы увидите тему и цели урока, т. е. то, что мы сегодня должны узнать или уточнить на уроке, а именно – прочтите про себя, а я вслух:
Причины войны, вторжение в Россию наполеоновский войск.
Противостояние двух армий, партизанская война.
Бородинское сражение. Сожжение Москвы.
Отступление Наполеона из Москвы, гибель французской армии. Заграничный поход русой армии. Венский конгресс.
Учитель: Что не успеем охватить на уроке – изучите дома самостоятельно.
Проверка домашнего задания:
Учитель: 1) Посмотрите на монитор компьютера и выберите из всех перечисленных восьми преобразований Александра 1 верные и запишите в тетрадь свою, под какими они номерами.
(По окончании работы)
Учитель: Назовите под какими номерами правильные ответы, и прочтите их. У кого ответы 1, 2, 3, 5, 7 поставьте оценку «5», у кого 4 цифры правильные оценку «4» и т.д.
Учащиеся: отвечают.
Учитель: 2) Дома учащиеся готовили сочинение «Дней Александровых прекрасное начало». Именно так назвал эти годы А. С. Пушкин. (Слушаем сочинение и отвечаем – почему эти годы так называются).
Учащиеся: отвечают и дополняют.
Учитель: 3) Заслушаем доклад «Михаил Михайлович Сперанский»; и готовим ответы:
— Почему этой персоной заинтересовались?
— Что нового он ввел в основу государственного устройства?
Учащиеся: отвечают и дополняют. (Принцип разделения властей: законодательная, исполнительная, судебная).
Учитель: 4) Сообщение «Война с Францией, Турцией, Швецией».
Учащиеся: слушают, отвечают и дополняют.
Учитель: оценивает выполнение домашнего задания учащимися.
Изучение нового материала:
Учитель: Мы знаем, что с конца 18-го века в Европе шли непрерывные войны. Они охватывали все новые страны. Так как с приходом к власти Наполеона Бонапарта, Франция начала борьбу за мировое господство. Наполеон стремился распространить свое господство, в том числе и на Россию.
Посмотрите на монитор ПК. Давайте перечислим причины войны 1812 г.
Учащиеся: Читают и записывают в тетрадь пять причин.
Учитель: Посмотрите на экране портрет Кутузова (рассказ о нем). Командующий русской армии и т. д.
Учащиеся: дополняют, что они знали ранее о Кутузове из фильмов, из истории и литературы.
Учитель: На экране ПК портрет Наполеона (рассказ о нем).
Учащиеся: дополняют, что знают о командующим французской армии.
Учащиеся: на карте Отечественной войны 1812 г., изображенной на экране ПК, рассматривают наступление армии Наполеона и отступление в первый период войны.
Учитель: М. Ю. Лермонтов в своем произведении «Бородино» рассказывает, как русские солдаты переживали свое отступление.
Учащиеся: зачитывают отрывок по ПК и делают выводы.
Учитель: Бородинское сражение – карта (26 августа 1812 г.), рассказывает о расположении, о превосходстве (французские войска – 600 тыс., русские – 200 тыс.), о потерях (французы – 60 тыс., русские – 40 тыс.). Сожжение Москвы 2 сентября 1812 г. Изгнание армии Наполеона декабрь 1812 г.
Итог:
Обозначить на контурных картах наступление и отступление Наполеона, подписать их, сдать.
Оценки.
Домашнее задание:
§57, §58 – доработать то, что не успели на уроке. Подготовить сообщения «Уральские заводы в первой половине 19 века», «Герои 1812 года».
Самоанализ урока
Урок проводился на первом курсе.
Тема урока – «Отечественная война 1812 года».
Тип урока – изучение нового материала.
Цели урока:
образовательная – ознакомление с ходом Отечественной войны, выяснение её освободительного народного характера;
развивающая – развитие навыков работы с документами, умения сравнивать и выделять главное;
воспитательная – воспитание чувства гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.
Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, эвристический.
Форма организации урока: групповая работа
Средства обучения: документы по Отечественной войне 1812 года, компьютер и мультимедийный проектор, учебник.
Структура урока:
Организационный момент.
Актуализация темы.
Постановка проблемного вопроса.
Изучение новой темы в форме групповой работы
Закрепление путем решения проблемного вопроса
Рефлексивно-оценочный этап.
Главный этап на данном уроке – это выступления учащихся после групповой работы с документами и решение проблемного вопроса.
Цели урока достигнуты. Материал учащимися усвоен.