В каком году и кем было принято христианство на Руси?
Причины?
Тема урока: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром».
1. Борьба за власть сыновей Владимира. После смерти Владимира I, позднее канонизированного православной церковью, на киевский престол после жестокой и кровопролитной междоусобной борьбы вступил князь Ярослав Владимирович, которого впоследствии стали называть Мудрым (1019—1054). Сначала власть в Киеве перешла старшему из братьев — Святополку. Святополк, прозванный впоследствии Окаянным, задумал истребить всех братьев, чтобы править в Киеве самовластно. Первыми его жертвами стали братья Борис и Глеб, впоследствии канонизированные как первые русские святые.
Между Ярославом и Святополком развязалась долгая и кровопролитная борьба за киевский престол, в которой на стороне Ярослава принимали участие шведские дружины (Ярослав был женат на дочери короля Шведского), а на стороне Святополка — печенеги и польский король, на дочери которого Святополк был женат. Война шла с переменным успехом, но в 1019 г. Ярослав окончательно захватывает Киев, а Святополк погибает.
Захватив Киев, Ярослав не сразу сумел восстановить власть над всей Русью. Последний из его братьев Мстислав Тмутараканский отказался подчиняться Ярославу и признавать его «старшим». Владения братьев разделял Днепр, но они жили мирно, вместе ходили в походы. После внезапной смерти Мстислава Тмутараканского Ярослав стал единовластным государем всей Руси.
2. Правление Ярослава. Правление Ярослава – время расцвета Древнерусского государства. При нем Киев превратился в один из крупнейших городов Европы.
При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы, его дочери были замужем за иностранными государями — Анна за французским королем, Анастасия — за венгерским королем, Елизавета — за норвежским. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха.
3. «Русская Правда». Укреплявшаяся государственная власть ощущала потребность в четком и зафиксированном законодательстве. Обычное право — устная традиция, передававшаяся из поколения в поколение — уже не соответствовало изменившейся ситуации. Изменившиеся нормы были зафиксированы в первом древнерусском своде законов — «Русской правде». Появление этого памятника права традиция связывает с именем Ярослава, более полная ее редакция была подготовлена его сыновьями, Ярославичами. «Русская правда» — ценнейший источник по истории Древней Руси, дающий ученым огромную и разнообразную информацию о состоянии русского общества XI века.
Статьи «Русской правды» показывают, что родовые отношения играли еще значительную роль в жизни людей, хотя уже постепенно и начинали отходить на второй план. «Русская правда» признавала кровную месть — важнейший обычай родового общества, однако ограничивала круг возможных мстителей, а в более поздних редакциях вводила возможность выплаты за убийство денежного штрафа — виры. Таким образом, отношения между людьми оказывались под большим контролем государственной власти.
В «Русской правде» упоминаются различные слои древнерусского общества. Мы можем судить об их положении по касающимся их законам, прежде всего по тем штрафам, которые назначались за убийство того или иного человека.
4. Основные слои древнерусского общества. Большинство населения Руси составляли жители свободных сельских общин (миров), которых называли просто – люди. Они платили дань — налог государству. Мир – сельская община. Жители некоторых общин оказались зависимы от князя и должны были ходить с ним в военные походы. Их называли смердами. Смерды – сельские жители, которые несли повинности в пользу князя. Свободные земледельцы-общинники «всем миром» вместе владели землёй, помогали соседям в беде, избирали старосту (главу общины), отвечали перед князем за порядок на своей территории.
К XI веку часть земель переходит в собственность к отдельным людям. Она начинает наследоваться в семье от отца к сыну. Этот новый тип земельного владения получил название вотчины (владения отца). Вотчина – наследственное земельное владение. Так на Руси появились землевладельцы-вотчинники.
Вотчинниками становились бояре – знатные жители Руси. Одна часть боярства являлась потомками родовых старейшин. Во время распада родового строя они присваивали себе лучшие общинные земли. Другой частью боярства стали приближённые к князю старшие дружинники, которые за верную службу получали от него в дар земли-вотчины. Часто сами члены княжеской семьи (князья, княгини) объявляли общинную землю своей собственностью или дарили её митрополитам, епископам, монастырям. Хозяева вотчин (князья, бояре) в свои владения могли наведываться лишь временами и предпочитали жить в городах.
В своих имениях землевладельцы заводили вотчинное хозяйство и заставляли работать в нём зависимых от них людей.
Холопы – рабы, лично принадлежавшие какому-либо человеку. Однако в «Русской правде» встречаются и другие категории зависимых людей, пользовавшихся большими правами, чем рабы, и имевших возможность при определенных условиях получить свободу.
Это были прежде всего закупы — временно зависимые люди, которые в голодные годы брали в долг и должны были его отработать.
Рядовичи — свободные люди, заключившие договор о временной службе у господина.
Т.о., среди жителей Древнерусского государства выделялись знатные землевладельцы-вотчинники и зависимые от них группы населения.
Бояре
| Высшее духовенство Митрополит, епископы |
Младшие дружинники | Монахи |
Горожане (купцы и ремесленники) | Приходское духовенство Попы, диаконы |
Земледельцы-общинники (смерды) (свободные миры – соседские общины) | |
Зависимое население: закупы, рядовичи, холопы |
В XI веке на Руси сложилась обычная для Средневековья общественная лестница. На её нижних ступенях находились зависимые люди, выше – свободные жители сельских и городских общин. Верхние ступени заняли знатные, привилегированные слои населения.
Было закончено объединение всех восточных славян в единое государство. Между ними стирались языковые различия и создавался единый для Древнерусского государства разговорный и письменный язык. Всех жителей Руси сплачивали единые верования, общие приёмы хозяйствования, образ жизни. Бывшие поляне, словене, кривичи, меря стали осознавать себя «русскими людьми». Так постепенно складывалась единая народность, которую учёные называют древнерусской.
Д.з. § 6.