Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25″
Методическая разработка интегрированного урока окружающего мира и основ безопасности жизнедеятельности человека.
Тема: «Развитие науки и техники 19-20 веков.
Обеспечение безопасности»
Авторы разработки:
Богданова Марина Николаевна, учитель начальных классов II категории
МБОУ «СОШ № 25»
Орлова Светлана Евгеньевна, учитель начальных классов I категории
МБОУ «СОШ № 25»
Абакан 2011
Пояснительная записка.
Интегрированный урок окружающего мира и основ безопасности жизнедеятельности разработан по теме «Достижения науки и техники 19-20 веков. Обеспечение безопасности». Данная тема выбрана не случайно. В современном мире любой человек может попасть в опасную ситуацию, но не каждый знает, как в этой ситуации действовать. Поэтому столь важны уроки, на которых дети получают специальные знания, умения и навыки действовать уверенно в любых сложных ситуациях.Урок разработан для детей 4 класса, обучающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова с учетом их физиологических и возрастных особенностей.
Урок построен на основе применения личностно-ориентированного и деятельностного подходов. Целью урока является: формирование научных представлений о развитии науки и техники 19-20 веков.
Задачи урока:
— познакомить учащихся с развитием науки и техники 20 века и причинами развития мира, выяснить их значение для современного человека.
— учить анализировать, сравнивать, сопоставлять положительные и отрицательные стороны развития науки и техники;
— исследовать связи между деятельностью человека и состоянием природы;
— познакомить с понятиями социальная безопасность, техногенная безопасность, безопасность природного характера, информационная безопасность, безопасность дорожного движения, антитеррористическая безопасность;
— учить предвидеть опасные ситуации и избегать их.
Для достижения поставленной цели на уроке применяются здоровьесберегающиетехнологии, технология коллективной мыследеятельности, технология рефлексии.
Здоровьесберегающие технологии применяются на протяжении всего урока:
— смена видов учебной деятельности – 7 видов;
— продолжительность и частота чередования видов деятельности – 5-10 минут;
— применение ТСО;
— чередование поз во время урока в соответствии с деятельностью (групповая работа, защита проектов);
— физминутки;
— наличие в содержательной части урока, вопросов, связанных со здоровьем человека;
— доброжелательный психологический климат на уроке.
Применение технологии коллективной мыследеятельности можно проследить:
— в выполнении учащимися различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование и т.д.);
— обмене мыслительными деятельностями между участниками педагогического процесса;
— смене и разнообразии видов, форм мыслительной, познавательной деятельности;
— сочетании индивидуальных и групповых форм работы;
— проблемном обучении; использовании в педагогическом процессе развивающихся или продуктивных педагогических технологий;
— смыслотворчестве учащихся и учителя;
— рефлексии.
На заключительном этапе урока применена технология рефлексии:
«Заверши фразу».
Используя частично-поисковый (информационно-эвристический), метод проблемного изложения и исследовательский методы обучения на уроке, обучающиеся познакомятсяс научно-техническими изобретениями 19-20 веков, с понятиями: социальная безопасность, техногенная безопасность, безопасность природного характера, антитеррористическая безопасность.
Оборудование: Интерактивная доска, мультимедиа проектор, конверты с заданиями, выставка книг.
Рабочий афоризм: « Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять». Р. Декарт
Тип урока: урок-исследование.
Форма проведения урока: деловая игра.
Тема:Достижения науки и техники 19-20 веков. Обеспечение безопасности.
Цель: формирование научных представлений о развитии науки и техники 19-20 веков.
Задачи:
— познакомить учащихся с развитием науки и техники 20 века и причинами развития мира, выяснить их значение для современного человека.
— учить анализировать, сравнивать, сопоставлять положительные и отрицательные стороны развития науки и техники;
— исследовать связи между деятельностью человека и состоянием природы;
— познакомить с понятиями социальная безопасность, техногенная безопасность, безопасность природного характера, информационная безопасность, безопасность дорожного движения, антитеррористическая безопасность;
— учить предвидеть опасные ситуации и избегать их.
Оборудование: Интерактивная доска, мультимедиа проектор, конверты с заданиями, выставка книг.
Рабочий афоризм: « Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять». Р. Декарт
Тип урока: урок-исследование.
Форма проведения урока: деловая игра.
Ход урока.
Организационный момент.
Сегодня нас ждет деловая игра
Собраться нам с мыслями
Всем уж пора.
Давайте, милые друзья,
Оглянемся назад.
Туда, где сделал человек
Свой самый первый шаг.
Актуализация знаний. Постановка проблемы.
— Мы знаем, что мир не стоит на месте, постоянно происходят открытия и изобретения в разных областях науки и техники. Как вы думаете, с чего началось полное преобразование производства? (с изобретения паровой машины).
— Кто из вас знает, что такое паровая машина? (ответы детей)
III. Открытие детьми новых знаний (изучение нового материала).
— Давайте обратимся к статье учебника на с. 22.
— Что вы можете рассказать о создании паровой машины?
Дополнительный материал. Изобретение паровой машины послужило толчком для дальнейшего развития транспортных средств. В течение ста лет она была единственным промышленным двигателем, универсальность которого позволяла использовать ее на предприятиях, железных дорогах и на флоте. Паровые машины были установлены и на первых автомобилях. На транспорте они работали вплоть до 50-х гг. XX в. В некоторых странах пароходы и паровозы используют и сегодня.
Первая паровая машина была построена Джеймсом Уаттом в 1784 г. Главной ее частью был цилиндр, закрытый с обоих концов крышками. В крышках цилиндра имелись отверстия, через которые поступал пар. Вначале его впускали с одной стороны, а когда поршень доходил до противоположного конца цилиндра — с другой.
Паровая машина — устройство, выполняющее механические движения с целью преобразования энергии пара. Рабочим телом в таких машинах является водяной пар.
— О каких изобретениях вы можете рассказать по рисункам на с. 23чебника?
— К чему привел человека научно-технический прогресс? (Новое производство требовало массу топлива, лес заменили углем, поэтому смог, смешанный с дымом и копотью накрывал целые районы, несоблюдение техники безопасности приводило к пожарам и взрывам, травмированию людей.)
— Какой вывод можно сделать? (Научно-технический прогресс приносит не только пользу, но и вред природе и самому человеку).
Физминутка.
Закрепление изученного.
Работа в группах «Мозговой штурм».
— Найдите на столе задание в голубом конверте. (Дети получают предметные картинки с изображением различных бытовых приборов: телевизор, газовая плита, утюг, компьютер, гидроэлектростанция, атомная электростанция).
Группам 1,2,3 предстоит доказать, какую пользу приносят человеку достижения науки и техники, а группам 4,5,6 необходимо найти и показать отрицательные стороны технических достижений.
Выступления групп.
— Вы сейчас доказали, что научно-техническая революция с одной стороны приносит благо, а с другой стороны несёт опасность для человека и природы. Поэтому перед людьми встала проблема — защиты природы и человека. Но, оказывается, ещё в Древней Руси люди задумались о том, что природу надо беречь. Так что проблема не нова. Сегодня на уроке мы поговорим о том, каким образом люди стараются решить эту проблему и сами постараемся её решать в меру своих возможностей.
Практика под руководством учителя.
Вводная беседа о проблемах безопасности. Эвристическая беседа.
— Как вы понимаете значение слова «безопасность»?
— Обратимся к толковому словарю.
— БЕЗОПАСНОСТЬ: состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности. В безопасности кто-н. Техника безопасности. Б. движения.
— Наши предположения оказались верны.
— Как вы думаете, что может привести человека к опасности? (Варианты ответов детей).
Самостоятельная работа с элементами исследования.
— Распределитесь по группам. У вас на столах в розовых конвертах лежат задания. Прочитайте отрывок из сказки и на основе определений выберите вид опасности, который подстерегает сказочных героев.Назовите опасные ситуации, которые встречаются в жизни.Найдите пути предотвращения данной опасности. (В конверте 2 листа.На одном листе – отрывок из сказки, на втором – таблица с определениями о видах безопасности.)
1 группа – «Приключения Чиполлино и его друзей» Дж. Родари (социальная опасность). В современном мире могут встретиться – гражданские войны, забастовки, акции протеста, массовые заболевания.
2 группа – Украинская народная сказка «Голод, Холод и Засуха» (опасность природного характера).В современном мире могут встретиться – Землетрясение в Хакасии — февраль 2011г., наводнение, лесные пожары, оползни, засуха.
3 группа – Былина «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» (террористическая опасность).В современном мире могут встретиться – террористические акты (Беслан, 1 сентября).
4 группа – Б.Гримм «Волшебный горшочек» (техногенная опасность)В современном мире могут встретиться – техногенные катастрофы на СШГЭС, Чернобыльской АЭС, землетрясение привело к техногенной катастрофе в Японии – взрыв на АЭС Фукусимы.
Коллективно-мыслетворческая деятельность учащихся в группах. Выступления детей.
Творческая работа.
— Подумайте и нарисуйте знаки, которые подскажут людям, как действовать в данной ситуации. По желанию, сопроводите свою работу стихами, пословицами.
1. Создание банка идей.
2. Анализ идей.
3. Обработка результатов.
4. Защита проектов.
5. Награждение («За оригинальность идеи», «За научность», «За содержательность», «За волю к победе»).
VI. Рефлексия «Заверши фразу».
— На уроке я для себя сделал открытие……
— Родителям я хочу рассказать ………..
— Урок заставил меня задуматься……..
— Наш урок хочется закончить такими словами:
« Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять». Р. Декарт
VII. Домашнее задание.
Подготовьте буклеты по теме: «Безопасность – это важно!»
Литература:
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса: в 2 частях. – 5-е издание, испр. И доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
Окружающий мир 4 класс: поурочные планы по учебнику «Окружающий мир» Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
Энциклопедия для детей Наука и техника/ Глав.редакторВ.А.Володин – М. «Аванта+», 2001.
Книга для любознательных. Вопросы и ответы. – М. — Издательство «Махаон», 1999.
WWW.biblioteka.ru Автомобили: Детская энциклопедия. Я познаю мир. Издательство : АСТ Харвест.
WWW.profistart.ru/ps/blog/2111.html Публикации.
Безопасность (согласно ГОСТ) — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Безопасность(социологическая энциклопедия)-состояние общественных отношений, при котором личность, социальная группа, общность, народ, страна (государство) может самостоятельно, суверенно, без вмешательства и давления извне свободно выбирать и осуществлять свою стратегию международного поведения, духовного, социально-экономического и политического развития.[1]
Безопасность (Из Российской энциклопедии по охране труда)- отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба. В области стандартизации Б. продукции, процессов и услуг обычно рассматривается с целью достижения оптимального баланса ряда факторов, включая такие нетехнические факторы, как поведение человека, позволяющих свести риск, связанный с возможностью нанесения ущерба здоровью людей и сохранности имущества, до приемлемого уровня.[2]
Безопа́сность — такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности её функционирования и развития[3].
Безопасность человека — такое состояние человека, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к смерти, ухудшению функционирования и развития организма, сознания, психики и человека в целом, и не препятствуют достижению определенных желательных для человека целей[3].
Безопасность — состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз.
Безопасность, основанная на свободе — система мероприятий, направленных на защиту свободы человека, как главного условия реализации его интересов. Конечная цель Безопасности — достижение каждым человеком устойчивого состояния осознания возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации.[4]
Сказка «Холод, Голод и Засуха»
Жил когда-то на свете царь, и никто не мог подступиться к его принцессе.
И вот объявился тогда один принц из дальней земли. Он пустился в путь-дорогу, вышел, идет-идет, глядь — а на дороге лежит человек. Господи! Такое солнце греет, а он завернулся в тулуп и кричит, что замерз.
— Ты кто таков, человече?
— Я Холод.
— А не нанялся бы ты ко мне?
— Чего ж, можно.
— Ну идём.
— Ладно!
Вот оба и пошли. Видят — лежит на дороге другой, хлебов возле него, а он вопит, что с голоду, мол, помирает. Спрашивает его принц:
— Кто ты таков?
— Я Голод.
— А не нанялся бы ты ко мне?
— Чего ж, наймусь.
Вот уже у него двое. Идут втроём. Идут, а тут человек у реки лежит и вопит:
— Не дайте, люди добрые, от жажды погибнуть!
— А кто ты таков?
— Я Засуха.
— Чего ж ты кричишь, а сам у реки лежишь?
Он отвечает:
— Эх-эх! Да мне этого мало, я бы всю реку выпил враз, и то бы воды не хватило. Говорит ему принц:
— Нанимайся ко мне!
— Наймусь.
Вот у него уже трое. Пошли, идут и идут; пришли, наконец, в дальнюю землю, где правил тот царь.
Дали царю знать, что пришли, мол, такие и такие-то, принц какой-то за принцессой к царю. Говорит царь:
— Ладно, зовите его сюда.
Пригласили его туда: начал царь его угощать, — он понял, что это принц. Спрашивает его:
— Ты чего хочешь?
— Я, кавалер, пришел за принцессу свататься. Тот ему на это отвечает:
— Что ж, я ее тебе отдам, коли выполнишь три работы, которые я тебе задам. Берешься их выполнить?
— Берусь.
— А как не выполнишь, будешь смертью наказан.
— А если, — говорит, — сделаю, то кто ж со мной за них расплатится?
— Возьмешь тогда мою принцессу.
Погостили там, как полагается, а потом царь велит своим слугам, чтобы зарезали принцу сто быков на обед. Те быстро исполнили и сварили, триста больших хлебов напекли и сто кадок воды наносили. Когда всё приготовили, позвали его:
— Ну ступай, если этот обед съешь, то мою принцессу возьмешь. А тот спрашивает:
— Все ли готово, все ли в порядке? Отвечает царь, что все готово. А он стоит, глядит на все это пригорюнившись и говорит Голоду:
— Что ж нам делать, кто же все это поест?
— Хе! хе! Мне этого и на один обед не хватит, тут и облизнуться-то нечем.
И как начал есть, как принялся за еду, все до крошки поел и кричит, чтоб ему еще подавали. Пошли к царю.
— Пресветлейший монарх! Так уплели, так поели, что лишь косточки оставили и кричат: давай, мол, еще.
— Давайте ему теперь питья, а уж тогда пускай берет принцессу мою.
Сильно опечалился принц.
— Брось, не тужи, — говорит ему Засуха, — я как начну своим ртом сосать, то и обручи поспадают, так осушу, все враз выдую!
Осушил одну за другой да еще кричит:
— Давайте воды, а не то от жажды пропаду! Пришли к царю:
— Царь, он сто кадушек воды так выдул, что и обручи поспадали, так высохли. Говорит царь:
— Раз эту воду выпил, то и всю из моря выпил бы! — И говорит царь своим слугам: — Есть у меня железная печь, распалите её докрасна, чтобы кругом искры сыпались, пускай там переночуют, вот они и сгорят дотла.
Сильно пригорюнился принц.
— Что ж, — говорит своим слугам, — уж теперь нам конец!
— Тут мы вам и постель постелили, ложитесь себе да спите.
Сильно пригорюнился принц и двое слуг его, ведь они-то не знали, что с ними будет. Тогда говорит ему Холод:
— Не печалься, принц, не тужи, я как холодом ударю, так придется тебе еще укрываться да укутываться, а не то замёрзнешь.
И как подул он холодом, так вся печь инеем покрылась. Забрались все четверо в печь и кричат:
— Спасите!! Не дайте замёрзнуть, а не то мы погибнем!
Тут уж царь сильно испугался, он понял, что ничего с ними теперь не поделать, ведь он условился с ним, что если этот выполнит три работы, то получит принцессу.
Говорит ему царь:
— Принц! Ты выиграл уже у меня принцессу, но выполни еще для меня одну работу, тогда я тебе подарю все свое царство.
А тот спрашивает?
— А что за работа? Тот говорит:
— Есть у меня такой замок, что никто в нем не может ночевать, — вот если там переночуешь, то все царство тебе отпишу.
— Что ж, я согласен, — отвечает принц.
Условились они насчет царства, и ведёт его царь показать замок, чтобы тот в нем три ночи переночевал. А было в том замке сто заклятых Вил, была их целая ватага, и в полуночный час они в замке играли и плясали. Ну, принц и пошел в тот замок, взял с собой четыре свечи и четыре новых колпачка; как только зажег он эти четыре свечки, сразу накрыл их колпачками, чтобы не гасли.
И вот в самую полночь слышит он, господи! Такая шайка идет, что замок весь ходуном ходит, словно на воде, — так играют, так пляшут. Вошли они в замок, а принц сидит за столиком и сильно их испугался. Спрашивают его заклятые Вилы:
— Кто ты таков и зачем к нам в поместье явился? Он отвечает им так:
— Я из этого замка построю другой дворец — вам тут делать нечего.
А тот как ударит морозом, так все и начали лязгать зубами. Приглашают они его на танцы, ужинать и прочее, а он ничего не хочет, все сидит, перед ним свечка горит, а Холод похаживает да холодом так и жмет, что даже стоять невозможно. Говорят ему Вилы:
— Светлейший принц! Чего ты от нас ни потребуешь, мы всё тебе выполним, только не гони нас из этого замка.
— Нет, теперь вам ничего не поможет. Я вас всех уничтожу.
Тут как накинулись на него кучей сто чертей, а он начал их рубить, начал крушить вместе с Голодом и Засухой, — пятьдесят только осталось. Пробило уже двенадцать часов, и исчезли эти пятьдесят.
На другую полночь явилось их еще больше, чем прежде, все с шумной игрой и пеньем. И был среди них один хромой, дает ему трость.
— Возьми её, да только меня не бей, а то они надо мной издеваются, ведь я у них в подчиненье, и только ты этой тростью ударишь, каждый тебе покорится.
А принц все сидит.
И как нашло их, как налезло столько, что и во дворце не протолпиться, — собрались его убить.
А он как схватит трость эту да как начнет бить, как начнет лупить и уж так их бил, что некого было и бить больше, все должны были ему покориться.
— Светлейший принц! Чего ты от нас ни потребуешь, мы всё тебе сделаем, только не отбирай ты у нас замок!
— Нет, теперь вам ничего не поможет, я должен его отобрать, я другой дворец из него построю! Загасили одну свечу, а он снял с другой колпачок — осталось у него только две свечки; обступили его дьяволы, а хромой и просит:
— Светлейший принц! Ты только меня не бей, я тебе помогу; что хочешь, для тебя выполню, не бойся, я тебе ничего не сделаю, а этих ты всех прогонишь.
Пришли в замок на третью ночь; опять является толпа, да еще больше, только пришли, расселись на крыше, не могут договориться. И дал ему хромой такой арапник, что кого ни ударит, того надвое рассечет. Только влетели они и говорят:
— Принц, мы дадим тебе что угодно — серебра, золота, брильянтов, только уйди ты из этого замка; говорят, что за красным морем живет такая принцесса прекрасная, что весь свет обойдешь, а такой красавицы нигде не найдешь; если хочешь, мы её тебе принесем. Он согласился на это:
— Я оставлю вас всех в покое, если она мне полюбится, моя мне не нравится.
Вот взяли они её и, как обещали, принесли. А у той девушки золотые волосы и золотые ступни, и сыплется жемчуг у нее из глаз, когда она плакать хочет. Он так утешился-обрадовался и говорит заклятым Вилам:
— Раз вы это мне сделали, я вам уступлю замок добровольно.
И говорит ему хромой опять:
— Есть тут такой палаш, что сколько глазом окинешь, столько войска и порубит; ты не уходи, пока они тебе не дадут этот палаш.
И вот как сошлись Вилы, принц им говорит:
— Я вам замок уступлю добровольно, только дайте мне тот палаш, что здесь спрятан.
А они давать не хотят; взял он тогда арапник и бьет их. И говорит хромой чёрт снова:
— Есть тут кадка с сильной водой; когда они слабеют, то, напившись её, получают такую силу, что нету в мире сильней, весь свет одолеть можно.
И он пошёл, подвел его к кадке, напился принц раз — стал сильнее, второй раз — ещё посильней, а третий раз — и того сильнее. Говорит черт:
— Есть тут такая вода, что как захочешь, чтобы был у тебя товарищ, брызни позади себя, и будет у тебя солдат. Ну вот, я все тебе выполнил, ведь они ж надо мной издеваются.
Стал принц возле кадки и как начал брызгать, как начал брызгать — столько наделал солдат, что и конца им не видно. И разное у них оружие, нужное для войны, все в том замке было.
Вот окружил он войском замок, как обложил его и как начал бить проклятых, как начал — всех проклятых прогнал, одного лишь хромого оставил. И говорит ему хромой черт:
— Если ты когда-нибудь погибнешь, я приду к тебе на помощь и тебя оживлю.
И вот пишет принц тому царю, который задал ему работу, чтобы завтра в седьмом часу выходил на бой.
— Э, дурак он! — говорит царь. — Что он мне сделает? У меня ведь войско, у меня всё, а он там в замке, и кто знает, в живых ли останется, а еще так пишет! — И отписал ему царь, что готов с ним тотчас сразиться.
Вышел царь в назначенный час на поле, куда он велел, со своим войском великим. Явился и принц и как стал возле кадки да как начал позади себя брызгать — явилось такое войско, такое надвинулось, что и конца и края ему не видать. Как увидел это царь, испугался такого войска, а все они в красных мундирах, таких, знаете, как кармазин. И так быстро окружил он царя, так насел на него, не дает ему пощады: “Ведь ты хотел меня в трех местах жизни лишить, а я тебя в одном месте”. И не хотел уже брать его принцессу, завоевал его царство и стал в замке том править.