Конспект урока на тему «Возникновение искусства и религиозных верований»

  1. Каких людей мы называем первобытными?

  2. Составьте рассказ по рисунку «Охота на диких козлов». «Охота была главным занятием древних людей. Однажды они решили добыть мясо диких козлов….»

  3. Сделайте описание рисунка «Родовая община».

  4. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Какие признаки слово «родовая»?

Сегодня мы поговорим о появлении искусства и религиозных верований у первобытных людей. Тема урока: Возникновение искусства и религиозных верований.

Долгое время учёные не знали о том, что первобытные люди умели рисовать. Более 120 лет испанский археолог Марселино де Саутуола обследовал в Испании подземную пещеру Альтамиру. Вместе с ним была его маленькая дочь Мария. Пока отец копал землю, девочке было скучно, и она прошла вглубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!» И в самом деле, на потолке пещеры на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудливых позах. Они были нарисованы красной, черной и коричневой красками. Археолог предположил, что эти рисунки созданы первобытными людьми. Но никто из ученых того времени ему не поверил. Как вы думаете, почему?

Ученые долго не хотели верить, что первобытные охотники могли быть искусными художниками. Ведь они не знали земледелия и скотоводства, не умели читать и писать. Казалось невероятным, чтобы им удалось с таким мастерством воссоздать облик бизонов. Но, тем не менее, настолько велика была у первобытного человека потребность в творчестве, что ему это удалось.

Испанский археолог тяжело переживал недоверие ученых. Он так и умер, не добившись признания своего открытия. Уже после его смерти были обнаружены другие пещеры, на стенах которых также были найдены красочные рисунки. Тогда ученые перестали сомневаться, что перед ними произведения первобытного искусства.

Чаще всего первобытные художники изображали зверей, на которых охотились – бизонов, мамонтов, лошадей, оленей. Им удавалось передать не только внешний облик зверя, но и его характер. Посмотрите на изображение лошади. Что она делает? Бежит.

Рисунки первобытных людей найдены во многих странах, в том числе и в России. Рисунок «мамонт».

Рассмотрите рисунок на с. 16 из пещеры во Франции. Изображенная сцена до конца не разгадана. Мы видим бизона и носорога. Но ясно, что там кроме животных изображен человек. Но посмотрите, он изображен довольно схематично. Кто изображен правдивее: человек или зверь? Почему? От удачи на охоте зависела жизнь людей, поэтому они наблюдали за животными во время охоты, старались запомнить их облик и повадки. А к человеку интерес был меньше, поэтому их изображали реже и с большей условностью.

Немного о красках. Все они были естественного происхождения: для белой использовали мел, для черной – уголь, для красной и желтой – глину. Синюю и зеленую не применяли. Краску растирали с жиром убитых животных. Возможно, пользовались кистью, сделанной из шерсти животных.

Что мы можем сказать о мастерстве древних художников? Они владели красками, создавали объемное изображение, соблюдали пропорции, детально воссоздавали образы, передавали индивидуальные особенности животных.

А теперь давайте посмотрим на этот рисунок. Медведь смертельно ранен стрелами и камнями. Часто изображали раненых зверей. Почему? Эти изображения подтверждают ту мысль, что у древних людей возникла вера в колдовство. Возможно, они думали так: если изобразить раненое животное, то живой зверь окажется заколдованным и даст себя убить на охоте.

Разгадать назначение пещерной живописи учёным помогают наблюдения за современными племенами, главными занятиями которых ещё недавно были охота и собирательство. Одно такое племя в Австралии совершало перед охотой колдовской обряд, поражая копьями нарисованное на песке животное (см. рисунок на с. 24).

У первобытных людей возникла также вера в душу – особое существо, обитающее в теле. Допустим, первобытный охотник уснул и увидел во сне погибшего в схватке с дикими зверями брата. Просыпается – где же брат? Или во сне ему удалось убить большого оленя. Просыпается – никакого оленя нет. В чем же дело?

Люди верили, что когда человек спит, его душа покидает тело. Она встречается с душами других людей. Будить резко человека нельзя – душа не успеет вернуться, и человек умрет. А после смерти душа переселяется в страну мертвых, где продолжает жить также в родовой общине. Поэтому в могилу к умершему человеку клали все необходимые вещи, чтобы он смог добраться до страны мертвых и жить там: пищу, крепкую обувь, одежду, копья. Одни первобытные племена верили, что «страна мертвых» расположена на острове, другие – что она где-то глубоко под землей, третьи – что она находится на небесах. Вход в страну мертвых охранялся страшными чудовищами.

Самые дальние, труднодоступные пещеры древние люди отводили для религиозных обрядов. Иногда вход туда был разрешен только людям, приобщенным к таинствам, – колдунам рода. Колдуны часто владели искусством врачевания, лучше разбирались в природных явлениях, по приметам предсказывали погоду, произносили всевозможные заклинания. Древние люди часто поклонялись животным, делали их покровителями рода. Это могли быть хищники – львы, барсы и т. д., которым поклонялись, чтобы умилостивить, или животные, приносящие пользу. Люди также верили, что мир населен добрыми и злыми духами (духи воды, огня, леса, и т. д.), которые могут принести пользу или вред людям.

Появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозными. Религиозные верования возникли от бессилия человека перед могуществом природы, от невозможности объяснить многие ее явления. Они свидетельствуют, что человек был способен не только заботиться о своих непосредственных нуждах, но и размышлять о себе, о своем прошлом и будущем.

Д.з. § 3, вопросы.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «СУД НАД ПАРАЗИТАМИ»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: