Конспект урока на тему «Возрождение страны после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых»

Тема: Возрождение страны после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых.

Цель:

Повторить и обобщить ранее изученные знания о результатах правления первых царей династии Романовых по сферам жизни общества в ХVII веке, охарактеризовать новые тенденции в развитии Российского государства.

Задачи:

— Повторить и обобщить материал предыдущих уроков по политическому, экономическому, социальному, культурному развитию России с 1613 по 1682 годы, выделить главные проблемы истории ХVII века.

— Продолжить формирование учебно-логических умений обобщать, анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать исторические личности, события, явления общественной жизни.

— Способствовать воспитанию уважения учащихся к прошлому нашей страны.

— Совершенствовать коммуникативные навыки. Способствовать формированию навыков конструктивного сотрудничества и общения в процессе решения продуктивных и творческих задач.


Понятийный аппарат: «двоевластие»,белые слободы, «даточные люди», консолидация общества, , «пятая деньга», реестровые казаки, старообрядцы, униатская церковь.


Историческая проблема. Какие новые явления можно отметить в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни России в XVII в.?

План урока.

  1. Изменения в управлении государством при первых Романовых.

  2. Социально-экономическая политика первых Романовых.

  3. «Бунташный век».

Ресурсы: Отрывок из романа А.Н.Толстого «Хождение по мукам». Отрывок из документа: В. О. Ключевский «Курс русской истории». Г.А.Иванова, А.Г.Трубицин, В.А.Жукова «Российская государственность

истоки, прошлое, современность». Отрывок Иловайский Д. И. – «Отец Петра Великого». Русская историческая библиотека. Н.С.Борисов «История России с древнейших времен до конца XVII века» учебник для общеобразовательных учреждений. В.Баева, Е.Иванова «Василий Иванович Суриков». Сочинения С.М. Соловьева «История Государства Российского» «СР Диджитал». Русская история в картинах. Выпуск 6. Начало династии Романовых 1613-1682гг. Белый город. Воскресный день.



(Урок насыщен фактическим материалом, который достаточно подробно изучался в основной школе, поэтому организовывается деятельность учащихся, направленная на актуализацию, систематизацию и обобщение фактической информации. По каждому пункту урока, соответствующая информация появляется на доске – идет презентация).


Ход урока.

Организационный момент.

Под музыкальное сопровождение (в исполнении русского хора звучит музыка 17 века) перед глазами учащихся проходят, сменяя друг друга 5 репродукций с картин великих русских художников:

  1. Андрей Рябушин. «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате.

  2. Сергей Иванов. «Земский собор (XVIIвек).

  3. Андрей Рябушин. «Московская улица XVIIвека в праздничный день.

  4. Николай Некрасов «Соборное уложение» 1649 года.

  5. Василий Суриков. «Степан Разин»

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Перед вашими глазами всего за несколько секунд пролетела целая эпоха – начало Нового времени для России.

Наш урок сегодня пройдет в форме соревнования. За полные правильные ответы вы будете получать золотые медали, за дополнения серебряные. К концу урока мы посчитаем ваши награды и определим победителя. Также по итогам турнира, будут выставлены оценки за урок.


  1. Проверка домашнего задания. (Вариант 1.)

Вопросы классу, за правильный ответ – медаль.

1. Князь, представитель нижегородских дворян, он из главных действующих лиц второго ополчения. (Дмитрий Пожарский)

2. Нижегородский посадский человек, земский староста. В годы Смуты стал инициатором создания второго ополчения. ( Кузьма Минин)

3. Казанский митрополит, призывал общество к освободительной борьбе. Умер в темнице от голода. (Патриарх Гермоген)


  1. Проверка домашнего задания. (Вариант 2.)


Решение событийно-проблемной задачи:

Учитель:

Я читаю вслух, а вы следите за условием на доске. На размышление 1 минута.

К какому периоду относятся описываемые события, свою точку зрения аргументируйте, приведя примеры из изученных ранее событий.

«В обществе крепло чувство национального и религиозного единства, слагалось более отчетливое представление о государстве. В XVI в. оно еще не мыслилось как форма народного общежития, оно казалось вотчиной государевой, а в XVII в., по представлению московских людей, это уже «земля», т.е. государство».

(С.Ф. Платонов)

(В ответе учащихся должно прозвучать :период Смутного времени. Приведены примеры сравнительной деятельности Ивана Грозного, особенно период опричнины, который привел к кризису государственной власти. В противовес время, когда рядом с государевой волей, а иногда и на ее месте становится другая политическая сила, вызванная к действию Смутой, — воля народа, выраженная в приговорах Земского собора, в московском народном сборище, выкрикнувшем царя Василия Шуйского, в съездах выборных от городов. Слова, малознакомые прежде,- совет всей земли, общий земский совет, всенародное собрание – стали ходячим выражением новых понятий, овладевших умами.)


Учитель:

Тема нашего урока сегодня: «Возрождение страны после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых». Давайте запишем тему в тетради.


  1. Работа с документом.

Учитель:

Перед вами на столах лежит документ №1. Отрывок из романа Алексея Николаевича Толстого. Прочитайте, пожалуйста, внимательно текст и запишите в тетрадь: в чем вы видите проблему, затронутую русским писателем.

Отрывок из романа А.Н.Толстого «Хождение по мукам». Постановка задачи урока. Выявление проблемы.

«Триста лет тому назад ветер вольно гулял по лесам и степным равнинам, по огромному кладбищу, называвшемуся Русской землей. Там были обгоревшие стены городов, пепел на местах селений, кресты и кости у заросших травою дорог, стаи воронов да волчий вой по ночам. Кое-где еще по лесным тропам пробились последние шайки шишей, давно уже пропивших награбленные за десять лет боярские шубы, драгоценные чаши, жемчужные оклады с икон. Теперь все было выграблено, вычищено на Руси.

Опустошена и безлюдна была Россия. Даже крымские татары не выбегали больше на Дикую степь — грабить было нечего. За десять лет Великой Смуты самозванцы, воры и польские наездники прошли саблей и огнем из края в край всю русскую землю. Был страшный голод, люди ели конский навоз и солонину из человеческого мяса. Ходила черная язва. Остатки народа разбрелись на север к Белому морю, на Урал, в Сибирь.

В эти тяжкие дни к обугленным стенам Москвы, начисто разоренной и опустошенной и с великими трудами очищенной от польских захватчиков, к огромному этому пепелищу везли на санях по грязной мартовской дороге испуганного мальчика, выбранного, по совету патриарха, обнищалыми боярами, бесторжными торговыми гостями и суровыми северных и приволжских земель мужиками в цари московские. Новый царь умел только плакать и молиться. И он молился и плакал, в страхе и унынии глядя в окно возка на оборванные, одичавшие толпы русских людей, вышедших встречать его за московские заставы. Не было большой веры в нового царя у русских людей. Но жить было надо. Начали жить. Призаняли денег у купцов Строгановых. Горожане стали обстраиваться, мужики запахивать пустую землю. Стали высылать конных и пеших добрых людей бить воров по дорогам. Жили бедно, сурово…Берегли веру. Знали, что есть одна только сила: крепкий, расторопный, легкий народ. Надеялись перетерпеть и перетерпели. И снова начали заселяться пустоши, поросшие бурьяном…»


Учитель:

А теперь давайте озвучим, что же у вас получилось.

(Ответ учащихся: Как новой династии выбранной на престол Земским собором, обрести доверие в глазах народа. Какими средствами первые Романовы будут решать задачи восстановления русских земель. Какие новые явления можно отметить в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни России в XVII в. при решении насущных проблем.)


  1. Работа с документом в паре.

Учитель:

Ребята, на предыдущем этапе урока мы работали с вами с художественным произведением, а сейчас, давайте обратимся к историческому труду Василия Осиповича Ключевского «Курсу русской истории». Поработаем в парах. Ключевский полагал, что XVII век занимает особое место в русской истории, становится началом Новой истории. Прочитайте, внимательно предложенный вам документ и подберите и запишите в таблицу факты, которые обобщаются в приведенных фрагментах источника.





Изменения в управлении государством

Эволюция государственного строя от сословно-представительной монархии (Боярская Дума + Земский собор) к абсолютизму.

Опора царя на новый правительственный класс – дворянство.

Новые явления в экономической жизни

Закрепление крепостного права.

Рядом с земледелием, остающимся главной производительной силой государства, является с возрастающим значением в народном хозяйстве и промышленность.


анные вопросы изучаются в ходе самостоятельной работы учащихся с источником. По окончании самостоятельной работы учитель организует беседу, в ходе которой проверяются и корректируются результаты деятельности учащихся.)

Задание. В. О. Ключевский полагал, что XVII век занимает особое место в русской истории, становится началом Новой истории.

Прочитайте источник. Используя материалы подберите факты, которые обобщаются в приведенных фрагментах источника.

«Со второго десятилетия XVII в. в нашей истории последовательно наступает ряд новых фактов, которые заметно отличают дальнейшее время от предшествующего. Во-первых, на московском престоле садится новая династия Вместе с тем происходит важная перемена и во внутреннем строе государства: об руку с новой династией становится и идет новый правительственный класс . Старое боярство постепенно рассыпается, худея генеалогически и скудея экономически, а с его исчезновением падают те политические отношения, какие прежде в силу обычая сдерживали верховную власть . На его место во главе общества становится новый класс, дворянство, составившееся из прежних столичных и провинциальных служилых людей.

Среди этого непрерывного напряжения народных сил окончательно гибнет и свобода крестьянского труда: владельческие крестьяне попадают в крепостную неволю Но, стесняемый политически, народный труд расширяется экономически: к прежней сельскохозяйственной эксплуатации страны теперь присоединяется и промышленная ее разработка ; рядом с земледелием, остающимся главной производительной силой государства, является с возрастающим значением в народном хозяйстве и промышленность обрабатывающая, заводско-фабричная, поднимающая нетронутые дотоле естественные богатства страны»

  • «1645 г. — Земский собор собрался не для того, чтобы выбирать монарха, а лишь для того, чтобы целовать крест, т. е. принести присягу новому царю. Постепенно падает значение Земских соборов.

  • На волне социальных выступлений с целью совершенствования норм, регулирующих отношения во всех сферах общества, правительство предпринимает реформу законодательства: в 1649 г. обнародовано Соборное уложение.

  • Важнейшим изменением в системе управления стало учреждение Приказа Тайных дел (1654) для укрепления самодержавной власти царя.

  • Снизилось значение Боярской думы (царь Алексей Михайлович издал 588 именных приказов, в то время как указов, одобренных Боярской думой, было лишь 49).

  • Усилилось значение приказов, число которых доходило до 80 (четкое разделение функций отсутствовало).

  • Воеводы направлены во все российские города (военная, судебная, административная, полицейская власть).»


Обсуждение результатов: беседа по вопросам:

1. Какие изменения произошли в управлении государством при первых Романовых?

2. Какие новые явления хозяйственной жизни появились в России первой половины XVII в.? Определите их значение.

3. Что изменилось в жизни крестьян?


2 минутный перерыв в работе школьников.

Учитель:

« Ребята, закройте, пожалуйста, глаза, вспомните какое-нибудь приятное переживание из прошлого. В вашем сознании всплывут различные картины. Если вы не обнаружили такого воспоминания, просто представьте что-нибудь приятное. Представьте это в виде кадра фотографии. Теперь сделайте ее больше, удвойте размеры…а затем еще раз удвойте полученную картину… «Запечатайте» свои ощущения. Откройте глаза»


  1. Работа в группах по теме: «Бунташный век».

(Пояснение к формированию групп. Поскольку при составлении конспекта применяются элементы технологии личностно-ориентированного урока, группы составлены по принципу взаимодополняемости и малоконфликтности: представлены все типы восприятия, все темпераменты, в основном в классе правополушарные и равнополушарные. В каждой группе – сильный референт с высоким уровнем предпочтений, чтобы она была работоспособной. С точки зрения обучаемости и обученности группы также взаимодополнительны, в них есть как сильные, так и средние и слабые учащиеся с перобладанием достаточно обученных и обучаемых.)


Учитель:

Прежде, чем перейти к следующей работе, я попрошу ответить на мои вопросы.

1-я группа вопрос вам, кто первый поднимет руку, тот и получает право ответа.

Сословно-представительный орган власти, избравший на престол первого царя из рода Романовых – Михаила Федоровича?

(Земский собор)

2-я группа вам :

Продолжите логический ряд и укажите недостающее имя:

Судебник 1497г. – Иван III

Судебник 1550 г. – Иван IV

Соборное уложение 1649г. – (Алексей Михайлович)

3-я группа вам:

органы центрального государственного управления в Русском государстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства.

(Приказы.)

Ребята, ответившие правильно первыми прошу выйти к доске, вы становитесь капитанами своих команд.

Сейчас мы будем соревноваться с вами, работая в группах.

1 группа – Соляной бунт, 2 группа – Медный бунт, 3 группа – Восстание Степана Разина.

Из предложенного описания выбрать материал для заполнения таблицы, вырезать и наклеить необходимую информацию. На доске 3 плаката, которые заполняют 3 капитана. По окончании работы каждому капитану выделяется 1 минута для защиты получившегося проекта.


Название, время, место выступления


Причины


Участники и их требования


Результаты



Материал для работы

«Соляной бунт» — московский мятеж 1648 года.


…К ропоту против иноземцев присоединилось и неудовольствие народное на указ о новой прибавочной пошлине на соль; хотя сия пошлина, по словам указа, назначалась на жалованье служилым людям, оборонявшим православных христиан от крымских и ногайских басурман, и хотя заранее приказано после ее полного поступления в казну отменить сбор стрелецких и ямских денег. Вместе со введением этой новой пошлины правительство объявило своей монополией и продажу табаку, самое употребление которого при Михаиле Федоровиче подвергалось преследованию.

Между тем деятельное участие в правительственных делах получил тесть государев И. Д. Милославский, из стольников произведенный в окольничие, а вскоре затем и в бояре. Это, по всем признакам, был человек алчный и ограниченный, спешивший пользоваться своим положением для обогащения как лично себя, так своих жадных родственников и приятелей, которым он доставлял наиболее доходные чиновничьи места.

Тщетно обиженные подавали челобитные на чиновников-грабителей и неправедных судей. Жалобы их не доходили до государя. Тогда произошел взрыв накипевшего народного чувства.

Мятеж быстро принял страшные размеры, и только наступившая ночь прекратила буйство на несколько часов. В царском дворце господствовали ужас и сильная тревога. Ясно было, что чернь, лакнувшая человеческой крови и давшая волю грабительским инстинктам, не остановится и пойдет далее. Опасность увеличилась еще тем обстоятельством, что нельзя было положиться и на самое служилое сословие; так как многие стрельцы и другие военно-служилые люди, казаки, пушкари, затинщики, воротники и пр., недовольные убавкой им жалованья, пристали к мятежникам и принимали участие в грабеже. К городской черни присоединились и толпы боярской дворни, особенно тех господ, которые жестоко обращались с ней и плохо ее кормили.

Правительство усердно старалось всеми средствами умиротворить народное возбуждение. Многие нелюбимые чиновники были поспешно устранены и заменены другими, более достойными лицами. Стрельцам и другим служилым людям государь велел давать денежное и хлебное жалованье вдвое против прежнего; а державших дворцовую стражу приказал вволю угощать вином и медом. Патриарх предписал священникам увещевать своих прихожан и приводить их к мирному настроению.

…Алексей Михайлович…Обещал отменить лишнюю пошлину на соль, отобрать назад разные жалованные грамоты на торговую монополию, возобновить и умножить некоторые прежние льготы и т. д.

Медный бунт 1662 года. Москва


Огромные расходы на возникшие войны с поляками и шведами легли таким бременем на русские финансы, что правительство затруднялось уплатою жалованья военнослужилым людям и стало прибегать к чрезвычайным денежным сборам… Пытались усилить выпуск звонкой монеты, но недостаток драгоценных металлов служил тому непреодолимым препятствием. ..Ввиду недостатка серебряной монеты, в Москве явилась мысль выпустить медные деньги в одинаковой цене с серебряными

Меж тем медная монета все падала и падала в сравнении с серебряной. Вместе с тем росла дороговизна, в особенности на съестные припасы, вопреки всем запретительным указам.

Московская чернь волновалась и готова была повторить еще памятный ей мятеж 1648 г., в которой она безнаказанно предавалась грабежу чужого добра. Народное озлобление опять направилось на некоторых бояр и богатых людей, известных своим корыстолюбием…

… Соединясь вместе, мятежники явились к царю, который в это время уже садился на лошадь, чтобы ехать в Москву…В Коломенское уже подоспела ратная помощь. Тогда Алексей Михайлович велел стольникам, дворянам, стрельцам и наличной боярской челяди ударить на мятежников, – одних рубить и колоть, а других хватать живыми. Толпа, большею частью безоружная или имевшая в руках палки, скоро была побита и обращена в бегство; причем многие попали в Москву-реку и потонули. Несколько тысяч народу погибло в этот день; а из захваченных живыми немедля повесили или утопили некоторое число; остальных потом пытали, присуждали к отсечению членов, били кнутом, клеймили лицо раскаленным железом и рассылали по дальним городам.

Служилое сословие не только оставалось спокойным, но и заявило свою преданность царю просьбою о дозволении бить гилевщиков. В мятеже участвовали по преимуществу мелкие торговцы и ремесленники, хлебники, мясники, пирожники, городские и деревенские гулящие люди и праздная боярская дворня столицы. Только несколько сотен солдат полку Агея Шепелева и рейтар разных полков участвовали в движении.

Прошло, однако, еще около года, прежде нежели правительство решилось покончить со своею неудачною мерою относительно медной монеты. Летом следующего 1663 года вышли царские указы о прекращении чекана этой монеты и закрытии устроенных для нее денежных дворов, вместо которых велено возобновить старый двор в Москве для чекана серебряных денег. Служилым людям приказано выдавать жалованье серебром, все казенные сборы, пошлины, продажу вина и всю торговлю производить на серебро. Медную монету запрещено держать частным людям; ее велено или сливать, или приносить в казну и обменивать на серебряную, причем за медный рубль выдавали по десяти денег или по 5 копеек серебром.


Движение Степана Разина. 1667-1671 Дон, Поволжье


Движение зародилось среди беднейшей части донских казаков.

Следуя давней традиции, казаки летом 1667 г. решили поправить свои дела речным пиратством. Своим атаманом они избрали Степана Разина. Отряд разграбил несколько купеческих караванов в Нижнем Поволжье, а затем на легких судах (стругах) вышел в Каспийское море. Войска, посланные против разинцев астраханским воеводой, были разбиты.

Весной 1670 г. Разин вновь с отрядом искателей приключений вышел на Волгу. Внезапным нападением он захватил крепость Царицын. Воодушевленный этой победой, Разин пошел к Астрахани и овладел городом.

Повсюду его восторженно встречала местная голытьба.

На сей раз атаман не захотел идти на Каспий. Его струги двинулись вверх по Волге, в центральные районы страны. На сторону Разина перешли города Саратов и Самара. А в начале сентября он уже стоял под стенами Симбирск.

Здесь, в Среднем Поволжье, большинство населения составляли крепостные крестьяне. Услышав о приближении Разина, они повсюду поднимались против своих помещиков и местных властей. Понимая всю остроту положения, правительство направило против Разина и бунтующих крестьян крупные воинские силы.

Богатые донские казаки, в апреле 1671 г. схватили Разина и выдали властям. Он был привезен в Москву и после недолгого следствия казнен на Красной площади.

Сохранение незыблемости государственных порядков России, усиление крепостного права.


Урок заканчивается рефлексией, ребята назовите (или запишите в тетрадь):


В результате работы мне открылись три самых важных имени:


В результате работы мне открылись три самых важных события:


В результате работы мне открылись три самых важных качества:




Домашнее задание: Н.С.Борисов

«История России с древнейших времен до конца XVII века»

учебник для общеобразовательных учреждений §19.

Индивидуальное опережающее задание: подготовить сообщение «Вооруженные силы России в XVII в.».


Используемая методическая литература:

  1. Шапарина О.Н. История России XVIIXVIIIвв. Методическое пособие к учебнику А.Ф. Киселева, В.П. Попова, А., 2012

  2. Б.Н. Серов, М.В. Лескинен. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. М. «Вако» 2003

  3. Т.В. Коваль, Н.С. Борисов, А.А. Левандовский. История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. М. «Просвещение» 2007


10


Свежие документы:  Конспект урока истории на тему «Древние Афины»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: