Муниципальное общеобразовательное учреждение
Прибрежненская средняя общеобразовательная школа
Старомайнского района Ульяновской области
Конспект урока
«Основы мировых религиозных культур»
«Добро и Зло. Возникновение зла в мире»
подготовила
учитель истории и обществознания,
педагог-психолог,
педагог дополнительного образования
Рыбакова Ирина Викторовна
2011 г.
Тема урока: Добро и Зло. Возникновение зла в мире.
Цель урока: сформировать чёткое представление учащихся о понятии добра и зла, о возникновении зла в мире.
Задачи урока: способствовать правильному представлению учащихся о добре, добрых поступков, доброжелательности, раскрыть христианское понимание основных категорий христианской этики «добра» и «зла», и их источника, создание условий для активизации интеллектуальных действий, содействовать духовно-нравственному самовоспитанию, как необходимости противостояния злу.
Оборудование: детские рисунки о добре и зле, тексты притч, плакаты: «Добро – это…», «Зло – это…».
Виды деятельности: устный рассказ на тему, беседа, комментированное чтение, работа с толковым словарём, самостоятельная работа с источниками информации.
Основные термины: Добро, Зло, грех, грехопадение, покаяние.
Эпиграф: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» (Л.Толстой).
План урока: 1. Понятие «добра» и «зла».
2. Моральный выбор между добром и злом.
3. Понятие греха, раскаяния, воздаяния.
Ход урока.
Организация деятельности учащихся. Психологический настрой.
— Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, но очень интересный. Давайте улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем успеха.
— Ребята, а от чего зависит наше настроение? ( от погоды, самочувствия и т.д.)
— Какие правила данные Богом помогают людям стать лучше?
( Заповеди Божьи или Закон Божий, Закон Духовный)
— Если мы будем жить по правилам, данным нам Богом, то каким будет мир вокруг нас? А люди? ( все будут добрыми, мир будет светлым, мы будем ближе к Богу, терпимее)
— А как бы вы себя чувствовали в таком мире? ( более спокойно и т.д.)
2. Проверка домашнего задания.
Дети вывешивают на доску рисунки о Добре и Зле. Объясняют сюжеты своих рисунков. Содержание «добрых» рисунков и «злых».
– “Добрых” рисунков оказалось гораздо больше, чем “злых”. (Это показатель психологического здоровья класса). В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру, Правде, Красоте. Доброго в жизни все-таки больше, чем злого.
Ребята давайте попробуем одной фразой определить, что такое добро, а что такое зло (ребята делятся на две группы, одна придумывает предложение о добре, другая о зле). На доске висят плакаты: «Добро – это…», «Зло – это…».
(Добро — радость, солнце, Бог, и т.д. Зло – грязь, темнота, грех, и т.д.).
Под ними ребята записывают определения.
3.Сообщение цели и темы урока.
— Ребята, сегодня на уроке мы должны выяснить, что такое добро и зло, разобраться откуда появилось зло и легко ли быть добрым.
Ребята записывают тему, план работы с доски.
План: 1. Понятие «добра» и «зла».
2. Моральный выбор между добром и злом.
3. Понятие греха, раскаяния, воздаяния.
4. Объяснение нового материала.
Затем все вместе обсуждают результат, полученный на доске, что такое добро и зло, учитель корректирует предложения, которые написали ребята.
Ребята записывают в тетрадях:
Добро – всё положительное, хорошее.
Зло – нечто дурное, вредное.
— А какими людьми вы хотели бы быть? Добрыми или злыми? (добрыми)
— Что делает человека добрым или злым? (соблюдение правил, справедливость, милосердие и т.д.)
Из рассказа учителя из священной истории «Небесная война» (Приложение 1). Ребята объясняют, как зло вошло в жизнь людей.
(Денница не стал идти путём ангельским, хотел приобрести свойства Бога, тем самым пошёл против Бога. Чтобы ангелы созерцали не Бога, а его, для этого он изобрёл клевету и стал Дьяволом, а когда он от клеветы перешёл в неподчинение Богу, перестав его слушать, он стал Сатаною, уже осознанно. Но сила меча Архангела Михаила победила Сатану. Так возникло противостояние святых и падших, т.е. добра и зла)
— Войдя в мир, зло пыталось навредить людям, запутать их, заставить совершать плохие поступки.
Прочитайте притчу «Как иногда за добро платят злом» и ответьте на вопросы:
— Кто совершил плохой поступок? (змея, человек, послушав злую жену)
— Правильно ли поступили волк и человек? (нет, не правильно)
— Правильный ли вывод сделал волк? (не правильный)
— А как должны поступать люди в таких ситуациях? (отблагодарить, не обманывать)
— Нужно ли на добро отвечать добром? А требовать добра взамен? (на добро нужно отвечать только добром, никогда не требовать добра взамен, это не правильно)
Учащиеся по ролям читают притчу (Приложение 2). Отвечают на вопросы.
Вывод: добро – это поступки, которые мы совершаем для других людей, поэтому требовать взамен добра, хвалиться о сделанном добре нельзя.
Разминка. Игра-тренинг «Волшебный цветок добра».
Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.
(Можно включить красивую, приятную мелодию.)
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Ребята садятся на места.
— Ребята, прочитайте притчу и попробуйте определить, как человек делает моральный выбор между добром и злом, кто несёт ответственность за наш выбор?
Ребята самостоятельно читают притчу (Приложение 3).Отвечают на вопрос.
(За любой наш поступок мы отвечаем и никто кроме нас, даже прежде чем ,что либо совершить мы должны думать о последствиях, всё в наших руках, как мы себя поведём, что выберем зависит от нашего выбора)
Вывод: необходимо контролировать свои поступки, думать об их последствии, не несут ли они страдания другим людям.
— Ребята, а как мы назовём человека, который приносит страдания, не контролирует свои поступки? (Грешник)
— А как будут называться его плохие поступки? (Грех)
— А кто может нас наказать за зло? (Бог)
— А можно ли простить человека, если он осознал, что делал плохо, совершал плохие поступки? (можно)
Ребята записывают в тетрадях:
Грех- непослушание человека перед Богом.
Грехопадение – первое нарушение заповеди.
Покаяние – единственный путь восстановления связи человека с Богом, спасение от греха.
— Рассказ учителя притчи о милосердном самаритянине (Приложение 4).
Учитель возвращается к эпиграфу урока и совместно с ребятами формулирует вывод. Отвечают на вопрос: легко ли быть добрым?
(Добрым быть не сложно, нужно заботиться о том, чтобы окружающим было приятно с тобой, чтобы всем было хорошо и т.д.)
Вывод: Станет ли зла еще больше – зависит от человека. Всё, только, в наших руках. Но наш выбор должен быть во благо окружающих, а не во вред.
Итоги урока.
— Что такое добро и зло? (Добро – всё положительное, хорошее. Зло – нечто дурное, вредное)
— Каким человеком вы хотели быть добрым или плохим? (Добрым)
— Что человека делает добрым или злым? ( Его поведение, мысли, поступки и т.д.)
Рефлексия. «Портфель знаний» (на доске висит картинка портфеля, Приложение 5).
Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? Что нового, интересного вы вынесите с собой с урока в этом портфеле?
(Понятие греха и зла, добра, что мы сами в ответе за свой моральный выбор, как быть добрым, как плохо быть злым, раскаяние единственное спасение и т.д.)
Д/з. Выучить понятия, изученные на уроке. Написать сочинение по выбору:
— «Доброму — сухари в пользу, а злому мясо не впрок»;
— «Злой человек, как уголь: если не жжёт, то чернит».
Список использованной литературы
1.Жизнь дана на добрые дела: методические рекомендации по проведению
Уроков доброты / под ред. И.В.Скворцовой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007.
2.Руднева О. Живут на свете добро и зло. / Граждановедение (приложение к учит. Газете №9, 22 декабря 2006 г).
3.Этическое образование: сценарии игр и занятий для дошкольников: методическое пособие. Ульяновск: УИПКПРО, 2002.
4.А.Л.Беглов. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб. пособие для общеобразовательных учреждений.- М.:Просвещение, 2010 г.
Интернет-ресурсы
1. https://ici.kiev.ua/?p=742
2. https://www.bogatyrstvo.ru/history/text1/
Приложение 1. Небесная война. Появление духовного боя.
Ещё задолго до того, как сформировалась в конечном варианте видимая Вселенная, появилось боевое искусство. Возникло оно в Небесном ангельском мире. Бог Создатель всего сущего, прежде живых существ материального космоса, создал сначала мир духов, наделённых бессмертием, разумом и свободной волей. Ангелы (вестники, как впоследствии их стали называть люди) должны были познавать совершенства Бога и, подражая Богу в святости Его проявлений, благодарить и славить своего Творца. Такой мир называется в Священном Писании Небесным, горним или ангельским. Эти бесплотные духи были разделены Богом на девять чинов: первая тройка — престолы, херувимы и серафимы, вторая тройка — начала, господства и власти, третия тройка — силы, архангелы и ангелы. Один из семи высших архангелов назван был Денницею, что означает утренняя звезда. Он не стал идти путём ангельского совершенствования в богоподобии.
Произошло то, что вместо созерцания Своего Творца — Пресвятой Троицы он направил своё разумное око на созерцание своей тварной красоты. Возлюбив себя, как главный объект в мире, Денница стал желать себе приобретения свойств Бога, которые, никаким образом, невозможно обрести ограниченным тварным созданиям. И тогда, задумав стать «богом» для ангелов, чтобы они стали созерцать его красоту вместо красоты Бога, он породил ложь. Ложь есть субъективное искажение истинного смысла, заложенного Богом в сущее. Рождая одну ложную мысль за другой Денница изобрёл клевету и стал Дьяволом, что означает клеветник. Дьявол стал неправедно обвинять Бога, что Он лишил возможность ангелов стать точно такими же как Бог. Через некоторое время, осознав свою неправоту, но, не признав её перед всеми, Дьявол-Денница пошёл уже осознанно против всех божественных слов и понятий, перестал слушать и слушаться Бога и стал Сатаною, что означает противник. Так появилось противостояние, появились различные мысли относительно одних явлений, появились различные воли. Так в высшем мире началась Небесная война.
Услышав, доселе невиданные мысли, ангелы начали глубокомысленные обсуждения того, что предлагал изменившийся Денница, ставший лжецом Диаволом. Заступником за истину и истинное божественное знание стал другой могущественнейший Архангел, получивший имя Михаил за победу в философско-богословском ангельском споре. Имя Михаил означает «Кто как Бог«. Вопросив всех спорящих этим выражением, Архангел Михаил подвёл черту спора, после чего мир разделился окончательно. Одна треть ангельских духов была соблазнена Деницею, а две трети осталось с Архангелом Михаилом, ставшим Заступником Бога, защитником Истины –Первым Богатырём в мире. За свой подвиг отстаивания истины Архангел Михаил удостоился стать Архистратигом всех ангелов, то есть главным воеводою святого ангельского воинства. В последствии на иконах Архангел Михаил стал изображаться в золотых воинских княжеских доспехах с пламенно горящим (духовным) мечом в руке.
В чём же заключалась сила меча Архангела Михаила, победившего Сатану? В высказывании Архангела Михаила содержалось непреложное онтологическое утверждение о том, что никто из сотворенных существ не может быть Богом по сущности, по способу надмирного существования и никто не может сотворить из ничего что-то, а, следовательно, никто из тварных существ не может быть равным Богу. Таким образом, спор, затеянный Денницей, был изначально бессмысленным и неоправданным. Тем более, в скорости через отступление ангелов от Бога выяснилось, что отойдя от Бога, разумное существо теряет божественную энергию — Нетварный Свет Духа Святого, дающий высшее вечное блаженство разумным существам, и что эта энергия доступна только тогда, когда в сотворенном разумном существе осуществляется синергия (взаимодействие) с волей Божией.
В результате духовного противостояния святых и падших ангелов образовалось искусство боя. Этот бой лжи с истиной продолжаетя до сих пор и, только благодаря Второму Пришествию Господа Иисуса Христа на свой Страшный Суд, будет закончен полной победой Святой Истины.
Приложение 2. Притчу «Как иногда за добро платят злом».
Однажды змея ползла через лес. Вдруг прямо на неё упало дерево. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она не старалась, всё было бесполезно.
Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит:
— Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле!
Человек отвечает ей:
— Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь!
Змея опять:
— Поверь мне, я не съем тебя!
А человек своё: — Я тебе не верю.
Но змея так долго упрашивала его, что человек пожалел её и откатил дерево прочь. Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку:
— Добрый человек, я умираю с голода и поэтому сейчас съем тебя!
— Что? Ты хочешь съесть меня, но я же освободил тебя?
— Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом?
— Вот так дела! — сказал человек сердито.
А змея опять:
— Ты думаешь, я не права?
— Конечно, не права!
— Ну, хорошо, — сказала змея. — Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они ответят.
Человек пошёл искать животных и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим:
— Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят злом?
— Да, — ответила пума.
— А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом?
— Да, — ответила лошадь.
— Братец олень, платят ли за добро злом?
— Да, — ответил олень.
Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему:
— Братец волк, платят ли за добро злом?
И волк отвечает:
— Я не знаю, как всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим.
Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево. И волк сказал:
— А теперь, змея, оставайся там!
Человек поблагодарил волка и говорит:
— Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят.
— Нет, не пойду к тебе. Принеси цыплят мне завтра сюда, в лес.
Человек вернулся домой, рассказал всё жене, рассказал, что обещал волку цыплят. Но его жена сильно рассердилась и велела, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак, которые кусают за уши. И так как человек не хотел спорить с женой, он сделал так, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес.
Волк уже ждал его.
— Братец волк, я принёс тебе цыплят!
— Спасибо! — ответил волк.
Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки — те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча:
— Змея была права: за добро надо платить злом.
Приложение 3. Притча.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался : «А если вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.
Улыбаясь, он подошел к Мастеру, и спросил:
-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать. их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
-Все в твоих руках…
Приложение 4.Трудно или легко делать добро? (Притча о милосердном самарянине).
Библия является книгой книг. В ней можно найти ответы на многие вопросы. В виде притч в ней рассказывается о тех или иных поступках человека, о добре и зле, равнодушии и жестокости, о благополучных и несчастных людях, о чувствах, которые одолевают их в каверзных ситуациях.
Такой является и притча о милосердном самарянине в Новом завете. В притче говорится о человеке, который отправился в Иерихон из Иерусалима. По дороге его ограбили и избили разбойники и оставили на дороге умирать. Мимо него прошел и три человека: священник, левит и самарянин. У каждого из них были свои убеждения: у священника — что ему по иудейскому обычаю запрещено прикасаться к мертвому, у левита — что этот человек не является ему ни родственником, ни другом, ни знакомым, у самарянина — что по существующим правилам запрещено общаться с иудеями.
Священник, первый помощник страждущих, увидев избитого человека, быстро прошел мимо. Левит подошел к человеку, посмотрел на него и пошел дальше. Никто из них не оказал помощи, хотя оба являлись служителями религиозного культа.
Самарянин же, человек другой веры, помог иудею: перевязал его раны, отвез в гостиницу и оплатил все расходы за лечение. Для самарянина избитый являлся не иноверцем, а прежде всего человеком, нуждающимся в помощи. На тот момент он не думал о себе, не думал о своем благополучии, а думал о ближнем своем. Поэтому самарянину легко было сделать добро, а священник и левит не смогли переступить через ступеньку предвзятости и остались холодными и равнодушными к чужому горю.
Приложение 5.