Конспект урока по истории «70-летию Курской битвы посвящается…»

МОУ «Готовская основная общеобразовательная школа имени А.Н.Маснева»









Методическая разработка

познавательной игры «Колесо истории»

«70-летию Курской битвы посвящается…»







Разработала В.Н. Лесунова,

учитель истории 1 категории























с. Готовьё -2013г.



Тема: «70-летие Курской битвы и танкового сражения под Прохоровкой»



Цели:

Образовательная: показать учащимся великий подвиг русских людей во время Великой Отечественной войны, способствовать патриотическому воспитанию учащихся;

Воспитательная: воспитание глубокого уважения к истории России, мужеству её народа, сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа;

Развивающая: развитие у учащихся чувства национальной гордости за великий подвиг русского народа.



Задачи:

  • формировать нравственное отношение к историческому героическому прошлому России;

  • развивать чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому;

  • вовлекать учащихся в социально-значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развивать общественную активность



Оборудование: мультимедийный проектор, диски, презентация игры, листы бумаги, выставка литературы по Великой Отечественной войне,



Подготовительная работа:

  • уроки истории по теме «Великая отечественная война»;

  • самостоятельное изучение учащимися литературы по Великой Отечественной войне;

  • поисковая работа, оформление страничек к альбому «Они воевали на Курской Дуге;

  • подготовка учащихся к игре «Колесо истории»;

  • конкурс стенгазет и рисунков;



Вступительное слово учителя:

Мы проводим познавательную игру «Колесо истории» в канун знаменательной даты 70-летия Курской битвы и танкового сражения под Прохоровкой.

Сегодня мы с вами пролистаем важные страницы истории Великой Отечественной войны, выясним какой ценой, какими усилиями досталась нам эта Великая Победа.

У времени есть своя память – история. И поэтому мир, никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Прошло много лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить…

Сегодня в познавательной игре, посвящённой 70-летию Курской битвы» участвуют 3 команды.

Капитаны пожалуйста, представьте свои команды:

Команда «Эрудиты».

Девиз: «За Родину, добро и справедливость!»

Команда «Ритм».

Девиз: «В ритме грядущего века – главное быть человеком!»

Команда «Мыслители».

Девиз: «В знании – наша сила!»

Первый тур. Разминка.

Команды по очереди отвечают на поставленные вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл.

Звучит голос диктора

«Внимание, Внимание! Говорит Москва! Передаём важное правительственное сообщение! Сегодня, 22 июня, в 4 часа утра немецко-фашистские войска перешли границу Советского союза…»

Звучит мелодия песни «Священная война».

Внимание вопрос:

  1. Когда был подписан советско-германский договор о ненападении?

Умник: Секретный дополнительный протокол между Германией и Советским Союзом был подписан 23 августа 1939 года.

2. Как назывался план нападения Германии на Советский Союз, что он предусматривал?

Умник: 18 декабря 1940 года в фашистской Германии был разработан некий план «Барбаросса», названный в честь императора Священной Римской империи Фридриха 1 Барбаросса, возглавлявшего поход крестоносцев на Восток в 12 веке. По замыслу Гитлера на месте нашей столицы должно было образоваться огромное водохранилище, а с падением Москвы войну можно было бы считать оконченной. План «Барбаросса» направлен на молниеносный разгром нашей страны, на трёх основных направлениях – на Ленинград – группа армий «Север», Москву – группа армий «Центр», и Киев – группа армий «Юг».

3. Было ли нападение фашистской Германии на Советский Союз внезапным и неожиданным?



Умник: Нет, не было, ёщё с весны советская разведка почти ежедневно докладывала Сталину о планах Гитлера. Советский разведчик Рихард Зорге сообщал и о сроках нападения Германии.

1этап ВОВ – 22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г.

Когда началась Вторая мировая война?



Умник: 1 сентября 1939 года Германия начала войну против Польши. Этот день считается началом Второй мировой войны.

2. Когда началась Великая Отечественная война?

Умник: На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны, нарушив пакт о ненападении, германская армия обрушилась на советскую землю.

3. Какой город назвали «вратами Москвы»? Почему?

Умник: Смоленск назвали «вратами Москвы». От исхода битвы за них зависело очень многое. И именно здесь немецкая армия впервые застряла на два месяца.

Внимание следующее задание.

Кому принадлежат слова?

1. «Товарищи! Граждане! Братья и сёстры!

Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь, друзья мои!..»

Умник: Этими словами начал своё выступление по радио Иосиф Виссарионович Сталин 3 июля 1941 года.

2. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами»

Умник: В полдень первого дня войны с обращением к народу выступил первый заместитель Председателя Совнаркома, нарком иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович Молотов. Призвав советских людей к решительному отпору врагу, он выразил уверенность в том, что страна отстоит свою свободу и независимость. Своё выступление он закончил этими словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами»

3. «Велика Россия, а отступать некуда: позади — Москва!»

Умник: У железнодорожного разъезда Дубосеково двадцать восемь наших солдат с политруком Василием Клочковым во главе остановили фашистскую танковую колонну. Василий Клочков перед началом жестокого боя произнёс фразу, ставшую исторической: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва». Почти все герои — панфиловцы, защищавшие разъезд Дубосеково, погибли, но не пропустили танки врага к Москве.
Итак 2 тур: «На фронтах Великой Отечественной…»

Ведущий: Мы не хотели войны, стремились её избежать, но она ворвалась в каждый дом… Враг был силён и беспощаден…

Мирный труд советских людей был нарушен. Весь народ от мала до велика поднялся на защиту своей Родины. На фронте и в тылу, в партизанских отрядах и в подполье день за днём советские люди ковали Победу.

Внимание на экран! Выберите правильный ответ. Обоснуйте его.

Задание команде «Эрудиты». Думают все.

1. К начальному этапу Великой Отечественной войны относится:

  1. Смоленское сражение

  2. Сталинградская битва

  3. битва на Орловско-Курской дуге

  4. Висло-Одерская операция



Внимание правильный ответ:



Умник: К начальному этапу Великой Отечественной войны относится Смоленское сражение.(1 Вариант – верный)

2. Смоленское сражение в годы Великой Отечественной войны

1. приостановило немецкое наступление на Москву

2. задержало полное блокирование Ленинграда немцами

3. задержало вступление немецких армий в Киев

4.завершилось первым «котлом» для немецкой армии

Умник: Смоленское сражение приостановило немецкое наступление на Москву.

Сценка:
Я — школьница Таня Савичева. Таких, как я, было очень много. Я вела дневник. Вот записи из него: «Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра. 1941 год. Женя — это моя сестра. Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год. Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год. Лека — это мой брат. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год. Дядя Леша — 10 мая в 4 дня. 1942 год. Мама — 13 мая в 7.30 утра. 1942 год. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Ведущая: Внимание вопрос:

3.О каких событиях времён Великой Отечественной войны идёт речь?

Умник: Записи из дневника школьницы Тани Савичевой повествуют о блокаде Ленинграда фашистами. В августе 1941 года город Ленинград оказался в блокаде, то есть, в кольце фашистских войск. Связь города со страной по суше прервалась. После того как немецкие бомбардировщики уничтожили продовольственные склады, на ленинградцев обрушился голод. Единственным продуктом был хлеб, но и его не хватало. Люди гибли от бомбёжек и артобстрелов, от холода и голода. Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй.

На различных фронтах Великой Отечественной войны мужественно сражались и жители нашего села.

Вопрос: Сколько односельчан было призвано на фронт за годы Великой Отечественной войны?

Сколько из них полегло на полях сражений?

Умник: Из трёх сёл Вербное, Готовьё и Камышенка за годы войны ушло на фронт 509 человек, 286 погибли на разных фронтах Великой Отечественной войны.

Ведущая.
Как ждали родные
писем от родных и близких, тех самых «треугольников»: бумагу сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес. С какой радостью встречали «треугольнички» с фронта в каждом доме, в каждой семье!

А вы ребята, сможете свернуть треугольник? У вас на столах лежат листы бумаги, попытайтесь выполнить это задание.



Второй период войны – 19 ноября 1942 г. – декабрь 1943 г.

3 тур: «Огненная Дуга»

Величайшая роль в достижении Великой Победы принадлежит Курской битве.

Внимание! В этом туре учитывается быстрота и правильность ответов.

1. Это было самое крупное танковое сражение. В нём участвовало до 1200 танков с обеих сторон. Когда и где оно состоялось?

Умник: 12 июля 1943 года под деревней Прохоровка произошло самое крупное времён Великой Отечественной войны танковое сражение.

2. Какая победа Советской Армии была впервые отмечена салютом в Москве? Когда это было?

Умник: Освобождение от немецко-фашистских захватчиков городов Орла и Белгорода 5 августа 1943 года было отмечено артиллерийскими залпами в Москве. С этого времени каждая крупная победа отмечалась салютом в столице.

И голос праздничных орудий

В сердцах взволнованных людей

Был отголоском грозных буден,

Был громом наших батарей.

И каждый дом и переулок,

И каждый камень, вся Москва

Распознавала в этом гуле

«Орел» и «Белгород» слова.

Это был первый салют… Салют в честь советских воинов, освободивших Орел и Белгород. В честь разгрома немецко-фашистских захватчиков на огненной Курской дуге.

3. Какую битву маршал Конев назвал «лебединой песнью» немецких бронетанковых войск? В каком году она произошла?

Умник: Битва на Прохоровском поле отличалась крайним ожесточением и самоотверженностью с обеих сторон. Германские корпуса, потерявшие половину своих машин, оказались не в состоянии наступать. По словам маршала Конева, сражение под Прохоровкой стало «лебединой песнью» немецких бронетанковых войск.

1. Что в этой цепи лишнее?

«Тигр», «Пантера», «Цитадель», «Фердинанд».

Умник: «Тигр», «Пантера» — танки, «Фердинанд» — штурмовые орудия — новые виды техники германской армии. Цитадель – немецкий план операции.

2. Что объединяет этих поистине великих полководцев Великой Отечественной войны? Чем они знамениты? Расскажите по своему усмотрению об одном из них:

Николай Фёдорович Ватутин

Конев Иван Степанович

Черняховский Иван Данилович

Георгий Константинович Жуков

Рокоссовский Константин Константинович

Ведущий: Фашистов охватывал ужас и страх не столько перед нашим оружием и боевой техникой, сколько перед силой духа русского характера, мужеством русского солдата.

3. Беспримерный подвиг совершил лётчик испытатель Александр Горовец. Он смело атаковал 20 вражеских бомбардировщиков и девять из них сбил. Такой победы в одном бою не одерживал ни один лётчик в мире. В этот день Александр Горовец погиб, посмертно ему было присвоено звание Героя советского Союза.

Во время какой битвы совершил свой подвиг Александр Горовец.

Умник: Курская битва – была местом подвига многих русских солдат и офицеров, в том числе и Александра Горовца.

Кто из полководцев Великой Отечественной войны – получил прозвище «Георгий Победоносец?»

Умник: Имя маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова связано с временем суровых и страшных испытаний, выпавших на долю страны и народа, разгромом фашистской Германии. Его называли Георгий Победоносец. И это прозвище дано ему по праву.

Ведущий: Каждой команде было дано домашнее задание: подготовить сообщения о наших земляках – участниках боёв на Огненной Дуге. Ребята провели поисковую работу, изучили архивы краеведческого музея, встретились с родственниками героев.

Сейчас они познакомят нас с результатами своих поисков.

Пожалуйста, команды, вам слово.

Величайшая роль в достижении Великой Победы принадлежит Курской битве. Чувство беспредельной гордости вызывает у нас великий подвиг наших прадедов и дедов. Память наша о них будет вечна, а значит и память о войне.

Ведущая: Память о прошлом — это не только скорбь у братских могил и чествование ветеранов. Она учит нас любить Родину, беречь мир, дает силы в трудные периоды жизни, вселяет веру в торжество добра и правого дела.

Во имя тех, что в битве пали,

За их геройские дела

Построен храм Петра и Павла.

Звонит во все колокола.

А сейчас музыкальная пауза – конкурс: «Эх путь дорожка фронтовая…»

Только взял боец трёхрядку,

Сразу видно – гармонист.

Для началу, для порядку

Кинул пальцы сверху вниз.

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.



Фронтовые песни… Их знали и любили все: и генералы, и простые бойцы. Эти песни пели и поют, и, пожалуй, будут петь многие поколения. А знаете ли вы песни военных лет?

Команды по очереди исполняют по одному куплету песни, мелодия которой звучит. И называют название песни. Команда, которая не может вспомнить песню, выбывает.

(Фонограммы песен о войне)

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием, много знаете песен фронтовых лет.

Внимание 4 тур: «О мужестве, о доблести, о славе…»

Ведущая: Каждый день Великой Отечественной войны был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине.

1. Гвардейские части. Все мы знаем об их героизме. А в каком длительном крупном сражении родилась советская гвардия?

(В Смоленском сражении)

2. Героическая оборона Ленинграда продолжалась… дней.

(900 дней)

3. Этот известный советский лётчик впервые в истории авиации осуществил таран вражеского самолёта в ночных условиях. Назовите этого героя?

(Виктор Талалихин)

1. Этот дом знаменит тем, что в нём 58 суток сержант Павлов и его бойцы отбивали атаки вражеской пехоты, танков, самолётов. В каком городе находится «Дом солдатской славы»?

(В Волгограде)

2. При форсировании неприступной, по словам немцев, системы укреплений («Восточный вал») 2438 воинов были удостоены звания Героев Советского Союза. Что же они форсировали?

(Днепр)

3. Назовите лётчика, Героя Советского Союза, который 26 июня 1941 года направил свой подбитый самолёт на скопление танков?

(Виктор Гастелло)

Этот гвардии рядовой 23 февраля 1943 года в бою за деревню Чернушки закрыл своим телом амбразуру пулемётного дзота фашистов. За свой подвиг он был удостоен звания Героя Советского Союза. Назовите имя этого человека?

(Александр Матросов)

В тылу остались только женщины, дети, старики. Они работали на заводах, рыли окопы, строили оборонительные сооружения, гасили на крышах зажигательные бомбы, чтобы спасти от пожара свои дома. Десятки тысяч женщин, подростков, людей пожилого возраста встали к станкам, освоили тракторы, комбайны, автомобили взамен ушедших на фронт мужей, отцов и сыновей.

Главный девиз всей страны: «Всё для фронта, всё для победы!»

В тылу самоотверженно работали для фронта, на фронте сражались за тех, кто остался дома. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, выступали с концертами перед ранеными воинами.

Третий период ВОВ – декабрь 1943 г. –9 мая 1945г.

1. Какое событие Великой Отечественной войны относится к 1945 году?

    1. снятие блокады Ленинграда

    2. битва за Берлин

    3. освобождение Крыма

    4. освобождение Минска

Умник: В начале апреля развернулась битва за Берлин. На столицу Германии устремились войска 1 и 2 Белорусских фронтов и 1 Украинского, общей численностью 2,5 млн. человек. 30 апреля 1945 года бойцы 150 стрелковой дивизии Егоров и Кантрия водрузили над Рейхстагом Красное знамя Победы. Берлинский гарнизон капитулировал.

2. Когда впервые советская сторона использовала световую атаку, свет прожекторов, в какой битве?

Умник: На укрепление Берлина немцы бросили все свои силы: город опоясали три оборонительные линии, каменные дома и подвалы превратили в военные укрепления. Ночью 16 апреля 1945 года тысячи орудий открыли ураганный огонь по позициям противника. Фашисты были застигнуты врасплох, и советские войска перешли в наступление. Ошеломлённые гитлеровцы увидели, как со стороны советских войск вспыхнули, слепя глаза, десятки маленьких солнц. На немецких позициях стало светло как днём. В ужасе немцы думали, что у русских появилось новое оружие. На самом деле на возвышенностях перед участком прорыва были установлены сто сорок мощных прожекторов. К рассвету бойцы преодолели первую полосу препятствий, и подошли ко второй. В сражение были введены две дополнительные танковые армии. Враг начал отходить к Берлину. В самом городе бои шли за каждый дом, каждую улицу, в воздухе, на земле и под землёй. Начался штурм рейхстага. Лишь после третьей атаки красноармейцам удалось ворваться в здание и установить над главным подъездом красный флаг — знамя Победы.

3. Кто со стороны советской стороны подписал акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии?

Умник: Со стороны советской делегации акт был подписан Георгием Константиновичем Жуковым.

Конкурс капитанов. Всем одно задание:

Благодаря чему Советский Союз одержал Победу в той жестокой кровопролитной войне с фашизмом.



Более 27 миллионов советских людей погибло в той страшной войне – это значит, каждый восьмой житель нашей страны пал смертью храбрых. Если бы каждому погибшему посвятить минутное молчание, то население всей Земли замолчало бы на 30 лет.

И вот наступил он, этот великий долгожданный день – День Победы! Берлин пал. Гитлеровская Германия была разбита. Полной победой закончилась война советского народа против германского фашизма. С ликованием праздновала первый день мира вся наша страна. В полночь грянул невиданный доселе салют. Было дано тридцать залпов из тысячи орудий. Этого праздника люди ждали долгих 1418 дней. Советские воины прошагали тысячи километров, освобождая нашу страну и страны Европы от фашизма.

С каждым годом война от нас всё дальше и дальше, а ветеранов, участников той великой войны, остаётся всё меньше и меньше. Давайте же бережнее к ним относиться, ведь нашей жизнью мы обязаны им.

И пусть подвиг русского солдата для всех нас, людей разных поколений, станет мощной нравственной опорой на жизненном пути.

Наша игра завершилась. Победителем стала команда__________

Она набрала _________баллов

Команда __________ набрала ___________баллов

Команда __________набрала __________баллов

Хочу поблагодарить учащихся за активное участие в игре. Пожелать вам дальнейших успехов в изучении истории Великой Отечественной войны. Думаю, что в этом вам поможет литература, размещённая на этой выставке. И в дальнейшем вы станете достойными соперниками учащимся 9 и 10 классов в следующей игре.

А сейчас я попрошу вас продолжить предложение:

Игра помогла мне понять, что…

Самым интересным для меня было….

Раньше я не знал, что…

Атмосферу на игре я охарактеризовал бы как …

Сегодня я поняла…

Больше всего сегодня мне понравилось…

Подводя итоги нашей игры, я попрошу каждого из вас оценить своё личное участие в данном мероприятии. Предлагаю вам следующие критерии оценки:

  • отлично

  • хорошо, но можно лучше

  • так себе…

  • плохо

  • не участвовал





Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Название и запись трёхзначных чисел"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: