Тема урока: Афинская демократия при Перикле
Тип урока: комбинированный урок
Цели урока:
Обобщить знания учащихся об античной демократии , рассказать о расцвете демократии в правление Перикла . Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин
Показать позитивные и негативные черты афинской демократии , которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии, продолжать развитие умений сравнивать явления прошлого и настоящего.
Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать выводы подвести учащихся к пониманию того, что демократия способствует раскрытию творческого потенциала личности, ее свободному самовыражению.
Задачи урока:
Повторить материал по предыдущим темам
Обобщить знания о развитии демократии в Афинах
Разобрать функции Народного собрания
Вывести из текста учебника мероприятия Перикла, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государственного строя
С помощью опроса закрепить новый материал
Вместе с учениками заполнить глоссарий
Основные понятия и термины: демос, архонт, демократия.
Изучаемые личности: Солон (594 г. до н. э.), Фемистокл (480 г. до н. э.), Перикл (443 г. до н. э.)
Оформление доски: дата, тема урока, план урока
Оборудование: доска, учебник А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира 5 класс», доска, распечатанные терминологические словари (приложение №1), жетоны (приложение №2)
Ход урока.
I. Организационный момент (проверка готовности к уроку, постановка целей)
II. Проверка знаний учащихся по предыдущей теме
III. Изучение нового материала
IV. Закрепление изученного на уроке материала
V. Итог урока
I. Организационный момент (проверка готовности к уроку, постановка целей).
По ходу урока необходимо записывать понятия по теме в специальный терминологический словарь (приложение №1). Активные участники в течение урока будут получать жетоны, на которых изображен лавровый венок – символ победы (приложение №2)
II. Проверка знаний учащихся по предыдущим темам
Фронтальный опрос:
1. Назовите в хронологической последовательности основные сражения Греко-персидских войн.
Ответ: 1. Марафонское сражение ( 490 г до н.э.)
2. Бой в Фермопильском ущелье (480 г до н.э.)
3. Саламинское сражение ( 480 г до н.э.)
4. Битва при Платеях (479 г до н.э.)
2. Каковы итоги Греко- персидских войн?
Ответ: 1. Греция отстояла свою независимость.
2. Персидским военным кораблям запрещалось плавать по Эгейскому морю.
3.Усилился Афинский полис, имевший сильнейший военный флот(400 триер).
За счёт чего пополнялась казна Афинского Государства после Греко-персидских войн?
Ответ: 1. Платы переселенцев за право жить в Афинах .
2.Налога с купцов за право торговать в Афинах .
3. Взносов греческих полисов, входивших в состав Афинского морского союза.
4. Какие социально-правовые группы населения можно выделить в Афинском государстве в 5 веке до н.э. (после Греко–персидских войн)?
Ответ : 1.Граждане ( все свободные афиняне, у которых отец и мать были
гражданами)
2.Переселенцы ( люди из других городов, постоянно проживающие в Афинах, не имели права участвовать в управлении государством, платили налог за право жить в Афинах)
3.Рабы (чужеземцы)
Видео-тест. Слайды № 1–8 => Самопроверка. Самооценка. (Слайд № 9–17, даётся ключ)
Групповая работа “Найди ошибку” (Слайд № 18)
III. Изучение нового материала
План изучения нового материала:
Народное собрания
Новшества при Перикле
Народное собрания
Слайд №19. Солон (594 г. до н. э.), Фемистокл (480 г. до н. э.), Перикл (443 г. до н. э.)
1. – Перед вами известные деятели Древней Греции. – О ком из них не шла речь на наших уроках? (о Перикле).
2. – Вспомните, какова заслуга Солона и Фемистокла в истории Древней Греции? (Законы Солона заложили в Афинах основы демократии.
Что такое демократия? (власть демоса).
Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия (отмена долгового рабства, участие демоса в управлении государством:
– архонтом мог быть любой богатый;
– в Народном собрании участвуют все граждане (свободные афиняне);
– судьи избирались из числа всех граждан.
Фемистокл – афинский стратег. Выдвинулся в период войн с персами (480 г. до н. э.). В это время возросло значение афинского демоса. Вождь демоса – Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов. И флот, в который брали бедняков, превратился в опору демократии).
3. – Предположите, что может объединять этих знаменитых греков, живших в разное время?
(С именами Солона, Фемистокла, Перикла связано установление демократии в Афинах. Наибольший расцвет афинской демократии наступил при Перикле).
Сообщение ученика о Перикле.
Народное собрание в Афинах играло очень важную роль. Слайд №20
А теперь откройте учебник на стр.182-183 и прочитайте последний абзац (стр.182) и давайте вместе заполним таблицу. Слайд №21-22
Новшества при Перикле
Итак, какие же мероприятия осуществил Перикл, которые привели к дальнейшей демократизации афинского государственного строя? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте откроем стр.184 и прочитаем п.2, после чего запишем в тетрадь наши предположения. Слайд №23
IV. Закрепление изученного на уроке материала
– Как афиняне называли управление в своём государстве? ( Демократия)
– Кто считался афинским гражданином? ( Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя – как отец, так и мать – были гражданами)
– Кого выбирало Собрание? (стратегов)
– Какие функции выполняло Народное собрание? (мир, война, законы, казна)
– Какие мероприятия, предложенные Периклом, способствовали расцвету демократии в Афинах? (проведение жеребьёвки при избрании большинства должностных лиц; введение оплаты должностным лицам; создание специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра; строительство общественных зданий, дававшее работу многим гражданам)
— Верно ли, что в Афинах в 5 веке до н.э. любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством? (да)
— Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу? (да)
— С какого возраста жители Афин могли участвовать в Народном собрании? (с 20 лет)
V. Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
– Какие впечатления у вас от сегодняшнего урока?
– Какие задания были трудными? Лёгкими? Какие задания вам понравилось выполнять? Почему?
Домашнее задание:
§ 40
Ответить (письменно на листах) на 2-ой вопрос после § 40
Приложение №1
В переводе с греч.»власть народа», политический режим, при котором народ является единственно легитимным источником власти. | |
архонт | высшее должностное лицо в древнегреческих полисах |
демос | свободное население древнегреческих городов-государств, обладавшее гражданскими правами |
Глоссарий
| |
архонт
|
|
демократия
|
|
Приложение №2