Тема: «Человек и человечность»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: подвести к пониманию ценности человеческой жизни
Задачи урока:
Образовательная: работа с основными понятиями курса обществознания
Развивающая: продолжение работы с глоссарием и ИКТ
Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за свои поступки.
Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация, видео-фрагменты, раздаточный материал в конвертах (прил.№1)
Этапы урока:
Организационный момент
Экспресс-опрос
Изучение нового материала
Итоги урока
Опрос => Ответьте «да» или «нет».
1. Человек – это биосоциальное существо (да)
2. В человеке преобладает биологическое начало (нет)
3. Без общества человек не сможет самореализоваться (да)
4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество. (Нет)
5. Должен ли человек учитывать интересы и заботиться об окружающих людях (да)
Лекция с элементами беседы.
Как вы думаете, почему люди с разными интересами, характерами, взглядами не всегда могут мирно сосуществовать друг с другом. К чему это может привести?
ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «Хиросима»
В небольшом фрагменте документального фильма вы увидели одно из событий Второй Мировой войны. США в 1945 году применили новое оружие – ядерные бомбы огромной разрушительной силы, чтобы принудить Японию, которая воевала на стороне Германии, к капитуляции. Японские города Хиросима и Нагасаки, в которых проживало мирное население, были полностью разрушены в результате взрывов 6 и 9 августа 1945 года. Правительство США тем самым продемонстрировало всему миру, каким новым видом грозного оружия оно располагает.
Что вы почувствовали, глядя на кадры этого фильма?
Как вы оцениваете действия правительства США?
Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим? (человечность)
Мозговой штурм: ассоциации со словом человечность (запись на доске)
уважение к людям
сочувствие
доверие
добро
самопожертвование
честность
искренность.
Каждый из вас дома подготовил материал, который у него ассоциируется с человечностью => стихи, фразы, рисунки
Для чего нужно быть человечным? (чтобы был мир, чтобы люди были счастливы)
На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненный опыт передавался из поколения в поколение и позволял уточнять и оттачивать социальные нормы — правила поведения в обществе.
Приведите примеры известных вам правил поведения в обществе.
Докажите, что социальные нормы возникали с появлением человеческого сообщества.
Социальные нормы заменяли инстинкты, действенные в жизни животных, но ослабевшие у человека. Как инстинкт у животных способствует их выживанию и продолжению рода, так и социальные нормы способствуют выживанию человека в сообществе с другими людьми.
Первые социальные нормы, возникшие в первобытном обществе, были просты и категоричны. Это табу — запреты. Общество устами жрецов, старейшин, вождей определяло действия, совершение которых запрещалось, так как они несли угрозу существованию общины, рода, племени.
Приведите примеры табу. (Запрещение браков между близкими родственниками; запрещение убийства сородичей.)
Работа с глоссарием
Человечность — моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.
Гумани́зм — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности
Эмпа́тия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека
Социа́льные но́рмы — общепризнанные правила, образцы поведения, призванные обеспечивать устойчивое социальное развитие.
Табу — это строгий запрет на совершение какого-либо действия.
Творческое задание «Проблемы общества»
Перечислить проблемы современного общества, например: одинокие старики, бездомные дети, плохая экология, алкоголизм и т.д. Все перечисленное записывается на доске.
=> какие качества необходимо иметь, чтобы помочь людям справиться с той или иной проблемой? Чаще проявлять человечность?
Взрывы ядерных бомб уничтожили десятки тысяч мирных жителей японских городов, оставшиеся в живых подверглись облучению и были обречены. В и генах произошли необратимые изменения, которые унаследовали их дети. Лучевая болезнь (лейкемия) – следствие облучения при ядерном взрыве. Крупные мировые державы подписали ряд соглашений о запрещении применения ядерного оружия.
При взрыве бомбы в Хиросиме 6 августа 1945 года девочка Садако находилась в полутора километрах от эпицентра взрыва. В 1955 году она попала в больницу с диагнозом «лейкемия». Ей было всего 12 лет, она было вашей ровесницей. Надеясь на выздоровление, она делала бумажных журавликов. Японская легенда гласит, что если сделать 1000 таких журавликов, то исполнится любое желание. 25 октября 1955 года она умерла, успев сделать лишь 644 журавлика. Её друзья закончили работу, и Садако была похоронена вместе с тысячью бумажных журавликов.
Садако стала символом неприятия ядерной войны. О ней написаны книги, сняты фильмы, придуманы стихи. Во многих городах ей поставлены памятники – девочка с журавликом в руках, которой так хотелось жить.
«Журавлики» Александр Дерксен
Она хочет дожить до весны,
отпуская журавликов в небо,
но сжигают тело костры,
словно жар уходящего лета.
Ей всего ничего отродясь,
но вы мудрость познаете взгляда,
она боль убивает смеясь,
не боясь пропитавшего яда.
Верит птицам бумажным в руках,
что спасают нетронутой душу,
светлый мир посещает во снах,
близость смерти покой не нарушит…
В память об этом уроке, я хочу подарить каждому из вас бумажных журавликов – символ человечности и доброты
Хочу, чтобы каждый из вас научился делать правильный выбор!!!
Можно пройти мимо, можно не заметить, можно жить только для себя и в свое удовольствие, а можно проявлять сострадание, уважать людей вокруг и помогать, если можешь это сделать. Прислушивайтесь к своему сердцу!
ФРАГМЕНТ ПРО ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ
Спасибо за урок, чтобы выяснить понравился он вам или нет, я попрошу достать из конвертов маленькие желтые круглые листочки и поставить там смайлик, который соответствует вашему отношению к уроку
Приложение №1
Бумажные журавлики
Чистый лист для работа в парах
Жуварлики
Смайлик для рефлексии