Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 49 г.Шахты
Конспект урока по истории древнего мира
в 5 классе
«Ассирия»
подготовила
учитель истории
Алмазова Мария Михайловна
г.Шахты
2014
Список использованной литературы.
1.Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира.5 класс.-М.: «Просвещение», 2014.
2.Арасланова О.В., Соловьев К.А. поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс.-М.:ВАКО, 2007.
Задачи:
-образовательные: совместно с учащимися познакомиться с Ассирийской державой, выяснить особенности географического положения, политического и культурного развития данного государства, рассмотреть новшества ассирийцев в военной технике и роли освоения железа, отличия от других древних государств, изучить новые термины и понятия: держава, мидийцы, Ниневия, закрепить знания о ранее изученных древних государствах: Египет, Междуречье, Вавилония, Финикия.
-развивающие: развивать память, внимание, устную речь, умение анализировать и делать выводы.
-воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство патриотизма и любви к Родине на примере ассирийских воинов.
Тип урока: урок-путешествие.
Методы:
—для учителя: словесные: рассказ, объяснения, беседа; игровые; наглядные: метод иллюстрации.
—для учащихся: словесные: рассказ, беседа; частично-поисковый; наглядный: метод работы с иллюстрацией, картой.
Оборудование:
-для учителя: наглядные пособия, интерактивная доска, учебник, хрестоматия, журнал.
-для учащихся: учебник, тетрадь, раздаточный материал.
План урока:
Организационное начало урока:
а) приветствие
б) сообщение целей и задач урока.
2. Объяснение нового материала (путешествие по станциям):
а) географическое положение,
б) хозяйство ассирийцев,
в) армия,
г) завоевательные походы,
д) физминутка.
3. Закрепление изученного материала.
4. Итог урока. Домашнее задание. Выставление оценок.
Ход урока:
Организационное начало урока.
— Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня у нас с вами не обычный урок. Мы совершим путешествие в далекую древнюю страну под названием Ассирия, узнаем много интересного о хозяйстве это государства, политике, культурном развитии, узнаем о том, как жили ассирийские цари и как эта страна превратилась в мощную и сильную державу. Откройте тетрадь и запишите тему.
Отправимся мы с вами в путешествие на волшебном поезде под названием «Колесо истории». Давайте разместимся в вагонах и займем свои места.
Объяснение нового материала.
— Итак, начнем свое путешествие. Мы отправляемся. Все станции на которых мы с вами будем делать остановки у вас отмечены в раздаточном материале.
Представляем, что мы едем в поезде и первая наша остановка называется …?
-Правильно! Географическое положение. Как вы думаете о чем пойдет речь?
-Речь пойдет о расположении государства Ассирии на материке. Давайте посмотрим на карту. Ассирия располагается в верхнем течении Тигра. Значительную часть ее территории составляли предгорья и горы, богатые залежами железной руды. Запад страны омывается Средиземным морем. Граничила Ассирия с Урарту, Финикией и другими государствами которые в последствии войдут в состав ее сильной державы. Самыми крупными городами Ассирии были города Ур и Урук. Таким образом, мы видим, что Ассирия занимала выгодное географическое положение, поэтому мы можем судить о ее хозяйственном развитии. Давайте теперь поедем дальше и остановимся на соответствующей станции « Хозяйство». Как вы думаете о чем здесь будет идти речь?
-Ассирийцы издавна занимались охотой и скотоводством. Они привыкли к суровому образу жизни. Как вы думаете, если ассирийцы добывали железо, то какой вид хозяйства был развит?
— Ремесло. Ассирийцы изготавливали оружие, предметы труда из железа. Но железо не сразу появилось и использовалось. Еще во времена строительства пирамид люди пользовались медными орудиями труда. Во времена вавилонского царя Хаммурапи была распространена бронза. Медь и бронза легко поддаются обработке. Но медная руда в природе встречается редко. К тому же эти металлы мягкие. Все стало меняться, ремесленники начали широко использовать железо. Произошло это около десятого века до н.э.
— Как вы считаете, почему железо лучше, чем бронза и медь? Чтобы ответить на этот вопрос откройте стр. 82. Прочитайте и ответьте на этот вопрос.
— Железная руда встречалась чаще, чем медь и бронза. Железо тверже. С помощью него, сделав орудия труда, можно было рубить лес, распахивать твердые почвы. Так в каком веке стали использовать железо?
— Использование железа произошло в Ассирии в 10 веке до н.э. Особенно железо применяли в изготовлении оружия для оснащения армии. Недаром ассирийская армия считалась на то время самой сильной в мире из-за использования железного орудия и применения новой техники. Чтобы узнать подробнее об этом, мы перемещаемся на следующую станцию под названием «Армия».
— Посмотрите, как выглядел ассирийский воин . Как он был вооружен. Что вы видите?
-Воины-ассирийцы были вооружены железными топориками, мечами. Они имели круглые щиты, обитые металлическими бляхами, остроконечные шлемы, панцири, тугие луки. В 8 веке до н.э. армия ассирийцев стала сильной в мире. Для того, чтобы стать таковой они помимо железного оружия применяли технику для ведения боя, не использованную другими государствами.
Во-первых, ассирийцы впервые широко стали использовать конницу. Всадники вооружены были длинными копьями и луками.
Если путь армии ассирийцев преграждала река, воины надували кожаные мешки и на них переправлялись вплавь.
Если город имел мощные крепостные сооружения, ассирийцы использовали таран. А кто знает что такое таран?
-правильно! Таран – стенобитное оружие, состоящие из тяжелого бревна, подвешенного на кожаных ремнях к деревянной раме. Массивный наконечник бревна, окованный железом, крошил и дробил крепостную стену.
— давайте запишем в тетрадь, что такое таран. Обратите внимание на правильность написания.
—Кто сможет сделать вывод, почему ассирийская армия стала самой сильной среди других древних государств?
— Правильно! Использование железа в изготовлении оружия, применение конницы, кожаных мешков для переправки через реку, тарана. А произошло это в 8 в.до н.э. Давайте запишем эту дату в тетрадь.
-Благодаря своей сильной армии, ассирийские цари совершили ряд завоевательных походов . А куда они ходили, мы узнаем если остановимся на следующей станции « Завоевательные походы».
-Давайте посмотрим на карту. Оранжевым цветом выделено государство Ассирия, которое образовалось в результате завоевательных походов царей в 8-7 вв.до н.э. Черными стрелочками обозначено куда ходили ассирийские цари. Какие же государства они подчинили?
-Правильно! Ассирийцы завоевали Вавилон, Библ, Тир, Сидон, часть Палестины. Совершали победоносные походы на юг- в Египет и на север- в горное царство Урарту. Об одном из походов была найдена летопись ассирийского царя Синахериба. Откройте стр 83, внизу есть эта летопись. Прочитайте ее и ответьте на вопросы, указанные внизу: чем прославился Синахереб? Подумайте, что царь считал справедливым?
— Итак, давайте ответим на эти вопросы.
-Считаете ли вы это справедливым?
-Конечно, нет. В наше время это не считается нормой жизни и справедливым. Конфликты необходимо решать мирным путем, без применения оружия и силы.
— Итак, ассирийцы захватили большую территорию. Вы видите это на карте. Она охватывала земли больше чем любое другое древнее государство. Таким образом, Ассирия превратилась в державу со столицей Ниневия. Как вы считаете, что такое держава?
-Держава- большое и сильное государство. Давайте запишем в тетрадь этот термин. Обратите внимание как пишется это слово.
— Вы наверное немного устали. Давайте отдохнем и проведем физминутку.
-Наше путешествие продолжается. Поезд делает остановку на следующей станции под названием « Жизнь ассирийских царей». Об этом нам расскажет машинист нашего волшебного поезда …..Вы, ребята, его внимательно слушаете, а в конце его рассказа ответите на вопрос « Как жили ассирийские цари»?
-Так как же жили ассирийские цари? Чем занимались?
-Да, у ассирийских царей было много занятий. Но самым главным, мы должны это помнить, было ходить в завоевательные походы. Цари Ассирии отличались особой жестокостью. Ведь в покоренных землях они разрушали здания, уничтожали храмы, уводили людей в плен. Богатой добычей похвалялись цари, а художники любили изображать писцов, считающих угнанный скот и отрубленные головы. Недаром в древности столицу Ассирии – Ниневию называли логовищем львов и городом крови.
-Теперь у нас осталась последняя станция, но обратите внимание она без названия. Сейчас мы об этой станции узнаем, а я вам предлагаю придумать ей название. Давайте послушаем.
-запишите в тетрадь: 612 г.до н.э.- гибель ассирийской державы.
—Какие книги были собранны в библиотеке?
-Правильно, там хранились ассирийские и вавилонские мифы, восхваления богов, молитвы, заклинания. Почему книги уцелели при пожаре?
— Правильно, потому что глина не горит. Так как бы вы назвали эту станцию?
-Наше путешествие подошло к концу. Мы сделали последнюю остановку и завершили путешествие по древней стране Ассирия. Чтобы понять насколько внимательно вы слушали и усвоили эту тему, давайте ответим на вопросы и разгадаем кроссворд.
3.Закрепление изученного материала.
Вопросы к кроссворду:
1.Столица Ассирии.
2. Стенобитное оружие.
3.последний царь Ассирии
4.в эту страну ассирийцы совершали набеги.
Что за слово получилось?
Как вы думаете, как связаны страна Ирак и Ассирия.
— Правильно, Современное название Ассирии Ирак .
4.Итог урока. Домашнее задание. Выставление оценок.
Какой вывод можно сделать о государстве Ассирия?
-Ассирия представляла собой мощную военную державу. Цари применяли различную боевую технику, не использовавшуюся ранее другими государствами, железное оружие. Ассирийцы совершили ряд завоевательных походов и покорили близлежащие государства, но одним главных достояний Ассирии было созданная Ашшурбанапалом глиняная библиотека.
— Открыли дневники Д/з 18, записи в тетради выучить.
Выставление оценок.
10