Тема урока: Древний Вавилон. Законы Хаммурапи
Тип урока: урок овладения новыми знаниями.
Цель урока: подвести обучающихся к представлению о праве как совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обязательных для исполнения всем населением страны.
Задачи:
Предметные:
— организовать работу учащихся по исследованию древнейшего свода законов вавилонского царя Хаммурапи;
— исследуя и сравнивая отдельные законы царя Хаммурапи проиллюстрировать обучающимся тезис о социальном неравенстве общества.
— развивать умение работать в группе, договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
— Познавательные: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи.
— Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действия учащихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.)
— Коммуникативные: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.
Личностные:
— ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе
— формировать уважительное отношение к чужому мнению
Оборудование: 1. Вигасин А.А. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2011
2. Годер Г.И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях. Часть 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток. – М.: Просвещение, 2011
3. Карта «Древний Восток»
4. Презентация «Законы Вавилонского царства»
Ход урока:
I. Организационный этап: подготовка класса к работе, учащиеся распределены на группы, в каждой из которых находятся дети с равным уровнем подготовки.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся: постановка проблемы
Проблема: по каким правилам живут люди в государстве? Всегда ли эти правила справедливы?
Учащиеся: Эти правила называются законами.
Учитель: А как вы думаете, почему возникли эти правила – законы? Какие у вас будут предположения, версии решения проблемы?
Фиксируем версии на доске:
1) договорились; 2) общие правила (законы жизни): 3) чтобы был порядок
III. Актуализация знаний обучающихся:
Учитель: Ребята, с какой древней страной мы познакомились с вами на прошлом уроке?
Учащиеся: Со страной Междуречье, по-гречески Месопотамия.
Учитель: Давайте проверим все ли мы знаем о Древнем Междуречье. Я сейчас расскажу вам историю, а вы определите что в ней выдумка, а что правда.
Однажды во время археологических раскопок в Египте , ученые обнаружили папирус, на котором был написан следующий текст: «Я вельможа, верный раб фараона. Однажды я был послан в далекое государство Двуречье . Многое поразило меня в этой стране: там протекает всего две реки, удивительно, у нас в Египте множество рек, все и не сосчитать. Я долго гулял по окрестностям, полям, лесам, вечером уставший лег спать и быстро уснул. Утром меня разбудил шум на улице, я оделся и вышел. Оказывается начался разлив Тигра и Евфрата, но шумеры не боялись этих разливов, так как жили в больших каменных домах. Поля были залиты водой, крестьяне не могли работать, поэтому они семьями отправились в лес. Мужчины на охоту, женщины и дети собирать грибы и ягоды. Я еще целый день провел в этой удивительной стране, а вечером отправился домой. Мне предстоял долгий путь в Египет. На память об этом путешествии я привез несколько свитков папируса , на одном из них и пишу это письмо.»
Ребята, как вы думаете был ли автор этого письма когда- нибудь в Египте?
Учащиеся: нет, не был так как в Двуречье не было лесов, и вельможа не мог там гулять. Крестьяне не могли пойти в лес на охоту и за грибами. Разливы рек проходили бурно, шумеры боялись их. Жили они не в каменных домах, а в глиняных, так как в Двуречье не было строительного камня и леса. Писали в Междуречье на глиняных табличках, папируса там не было.
Учитель: А как вы думаете, автором письма был древний египтянин?
Учащиеся: нет, в Египте протекает одна река, Нил, а автор говорит о множестве рек.
Разрыв между знанием и незнанием, обсуждение проблемной ситуации.
Учитель: Молодцы, а теперь откройте свои рабочие тетради на с. 41 и выполните задание № 48, где необходимо на скорость (кто быстрее и правильнее) вставить пропущенные слова в предложениях:
В Двуречье протекают две реки: Е_ _ _ _ т и Т _ _ р
Страна, лежащая между Евфратом и Тигром, называется Д_ _ _ _ _ _ е или М _ _ _ _ _ _ _ _ е.
Царь города Урук был любимым героем сказаний. Его звали Г _ _ _ _ _ _ _ ш. Письмо, возникшее в древности в Южном Двуречье, называется к _ _ _ _ _ _ _ ь.
Знаменитым вавилонским царем был Х _ _ _ _ _ _ _ и. Он правил с __________ по ________ год до н.э.
Учитель: Смогли ли вы полностью выполнить задание?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Какое предложение осталось незаполненным?
Учащиеся: Знаменитым вавилонским царем был Х _ _ _ _ _ _ _ и. Он правил с __________ по ________ год до н.э.
Учитель: Почему не смогли заполнить?
Учащиеся: Мы не знаем, когда правил царь Хаммурапи.
Учитель: И что нам делать?
Учащиеся: Узнать, когда правил Царь Хаммурапи и познакомиться с его деятельностью.
Учитель: А как мы это узнаем?
Учащиеся: Может быть, прочитаем в учебнике.
IV. Первичное усвоение новых знаний
Учитель: Начнем с того, что отметим на ленте времени даты правления царя Хаммурапи и узнаем, сколько лет он правил в Вавилоне. Работаем в тетрадях на с. 45 задание № 54, а 1 учащийся – у доски.
До н.э. н.э.
_______1792__________1750__________________РХ________________________2012 г.__
Учитель: Ребята, 1 учащийся правильно справился с заданием? Он верно отметил даты на линии времени?
Учащиеся: Да
Учитель: Ребята, ответьте на вопросы (хронологические задачи):
Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи?
Ответ: 1792+2012=3804 лет назад начал править царь Хаммурапи.
Сколько лет правил царь Хаммурапи?
Ответ: 1792-1750=42 года царь Хаммурапи правил в Вавилоне.
Какой год предшествует 1792 году и какой идет за ним?
Ответ: 1793 г. до н.э. – предшествует; 1791 г. до н.э. – следующий за 1792 г.
Учитель: Молодцы! Вы верно справились с заданиями.
А теперь вернемся к той проблеме, которую мы поставили в начале урока. Что такое закон? А как вы думаете, были ли законы в Древнем Вавилоне?
Учащиеся: Наверное, уже были.
Учитель: Вы правы, царь Хаммурапи составил первые в древности законы, и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее, давайте посмотрим рис. на с.67 учебника. Что мы видим?
Учащиеся: Мы видим изображение на камне, где Бог Шамаш вручает царю жезл – знак власти.
Учитель: Да, царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей, а свои законы – самыми справедливыми. И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.
(исследовательская работа в группах с документами «Из законов царя Хаммурапи»):
1-я гр. – документ 1:
«(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан…
(п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан…
(п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.»
Вопросы к документу 1:
Придумайте заголовок для первого параграфа закона. Как вы думаете, почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи?
Какие требования предъявлялись к судье? Какими качествами должен обладать судья?
2-я гр. – документ 2:
«(п. 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти рук…
(п. 237) Если человек нанял лодочника и лодку и нагрузил её товарами, а этот лодочник потопил судно и погубил всё, что в нём было, то лодочник должен всё возместить…
(п. 239) Если строитель построил дом, а он рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.»
Вопросы к документу 2:
Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне.
Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили из документа 2?
Применялись ли в Вавилонском царстве тяжелые наказания?
3-я гр. – документ 3:
«(п. 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен…
(п. 117) Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу…
(п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты – не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо.»
Вопросы к документу 3:
Кого в древнем Вавилоне могли назвать рабом?
Какими путями можно было попасть в рабство?
Каково было положение рабов в древнем Вавилоне?
Обучающие достаточно хорошо справляются с данной работой и отвечают на вопросы, ответы на которые они нашли в документах.
V. Первичное закрепление
Ребята открывают тетради и самостоятельно выполняют задание, используя данные исторического документа на с. 68 учебника, а именно выписывают законы царя Хаммурапи в таблицу.
При этом дети должны решить, какие из законов справедливые на их взгляд, а какие несправедливые:
Несправедливые законы | |
|
|
После выполнения работы, дети вслух проговаривают полученные результаты в таблице. Взаимопроверка, обсуждение, не все законы ребята посчитали справедливыми, некоторые очень жесткими, даже жестокими, с их точки зрения.
Учитель: А сейчас ребята выполним тестирование по изученному материалу. На листочках отвечаем на мои вопросы только «да» или «нет».
Вопросы:
Вавилон был центром Междуречья? (да)
Вавилон славился своим строительным лесом? (нет)
Хаммурапи прославился изданием первых законов в Древнем мире? (да)
Хаммурапи издавал свои законы, чтобы защитить бедняков? (нет)
По законам Хаммурапи для всех жителей государства устанавливалось одинаковое наказание? (нет)
Свои законы Хаммурапи записал на глиняных табличках? (нет)
Учащиеся сдают работы учителю для проверки.
VI. Информация о домашнем задании.
Дети записывают в дневники: §14, прочитать, пересказать, ответить на вопросы. В рабочих тетрадях выполнить задания № 53, 55 обязательно (min), задания № 56-60 по желанию (max).
VII. Рефлексия
Учитель: Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Что узнали на уроке нового?
Рефлексия:
Что понравилось на уроке …
Что было трудно …
Что хотелось бы …
Всем спасибо за работу!