Цели и задачи:
А) образовательная – исследовать в совместной деятельности с учащимися особенности экономического и социального развития России в период правления Александра III, способствовать осмыслению учениками противоречивости мер в политической и экономических сферах, значимости позитивных экономических сдвигов для улучшения жизни людей, развития страны:
Б) развивающая – развитие внимания; обучение грамотному монологическому ответу; формирование умений обобщать и делать выводы, организовать себя на выполнение поставленной задачи, работать в группе, сотрудничать при решении учебных задач; развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника и историческими документами.
В) воспитательная – воспитание уважительного отношения к историческому наследию, доброжелательного отношения к своим товарищам.
Тип урока:
Овладение новыми знаниями и умениями.
Форма:
Урок активных форм изучения учебного материала.
Ключевые понятия:
Реформаторы, частное предпринимательство, косвенный налог, иностранный капитал, винная монополия, акция.
План урока:
1.Текущий контроль.
2. Изучение нового материала.
3. Домашнее задание и подведение итогов.
Ход урока
Объявляется тема урока, учащиеся записывают ее в тетрадь.
1. Текущий контроль (повторение ранее пройденного материала в форме блиц-разминки).
1.1. Кто оказывал решающее влияние на внутреннюю политику Александра III?(К.П.Победонос-цев.)
1.2. Должность, занимаемая Победоносцевым. (Обер-прокурор Святейшего Синода.)
1.3. Какова главная идея манифеста АлександраIII от 29 апреля 1881 г.? (Сохранение самодер-жавия.)
1.4. Какие меры по крестьянскому вопросу были приняты в царствование АлександраIII:
А) прекращено временнообязанное состояние крестьян (да, нет);
Б) снижены выкупные платежи (да, нет);
В) отменена подушная подать (да, нет);
Г) разрешен свободный выход крестьян из общины (да,нет);
Д) облегчена аренда государственных(казенных) земель (да,нет);
Е) облегчена аренда помещичьих земель (да,нет)?
1.5. Что являлось главным мерилом зажиточности крестьян? (Наличие определенного количества лошадей в крестьянском хозяйстве.)
1.6. Четвертого мая 1882 г. Победоносцев получил от АлександраIII документы, автором которых был министр внутренних дел Н.П.Игнатьев. В тот же день, вечером, он ответил царю: “Прочитав эти бумаги, я пришел в ужас…». Что содержалось в этих документах? (Проект созыва Земского собора.)
2. Изучение нового материала.
Вступив на престол , — говорит учитель, — АлександрIII заявил, что желает сохранить мир со всеми державами и сосредоточить свое внимание на внутренних делах. Манифест АлександраIII был проникнут духом уважения к «Великим реформам» его отца. Однако реформы были продолжены только в сфере экономики. Как вы думаете, почему? (Без создания мощной экономики нельзя было укрепить могущество России и повысить ее авторитет в мире.)
Далее кратко характеризуются основные направления экономической политики АлександромIII:
— активное государственное вмешательство в экономику, государственный патернализм (опека) над частным предпринимательством;
— совершенствование системы налогообложения и других инструментов государственного воздействия на экономику;
— особое внимание развитию тяжелой и оборонной промышленности, железнодорожному строительству.
Ключевые экономические должности в правительстве занимали в период правления АлександраIII крупные реформаторы – Н.Х.Бунге, И.А.Вышнеградский, С.Ю.Витте.
Далее начинается работа в группах. Используя учебник как источник информации, необходимо выяснить, какие преобразования в экономике были сделаны Бунге и Вышнеградским, можно ли установить преемственность в их деятельности.
Первая группа:
— проанализировать результаты деятельности Н.Х.Бунге и соотнести их с основными направлениями экономической политики АлександраIII.
Вторая группа:
— проанализировать результаты деятельности И.А.Вышнеградского и соотнести их со схемой основных направлений экономической политики АлександраIII.
Третья группа:
— выявить сходство и различия в экономическом курсе Бунге и Вышнеградского.
Четвертая группа:
— выявить сходство и различия в экономической политике АлександраII и АлександраIII.
В 1892 г. министром финансов стал С.Ю.Витте. Он отчасти продолжил курс своих предшествен-ников (придав ряду направлений их деятельности новую динамику), но вместе с тем предложил и ряд важных новаций. Учащиеся самостоятельно, работая с учебником, выявляют основные направления деятельности Витте:
— стимулирование хозяйственного роста через масштабные государственные заказы, прежде всего в сфере железнодорожного строительства и военно-промышленного комплекса;
— создание исключительно благоприятных условий для иностранных капиталовложений при одновременном сохранении ограничений на ввоз в Россию готовой продукции;
— реформа налогообложения (перенос тяжести с прямых налогов на косвенные), введение винной монополии;
— финансовая реформа (превращение рубля в твердую валюту).
Вместе с тем реформы Витте не предусматривали преобразований в сельском хозяйстве (хотя он и понимал их необходимость). Эта сфера продолжала оставаться источником средств для развития других отраслей экономики, хотя и в ней происходили перемены к лучшему, наблюдались новые явления.Учащиеся работают с учебником и заполняют таблицу.
Что тормозило развитие сельского хозяйства? | |
Некоторые помещики и разбогатевшие крестья-не,используя вольнонаемный труд,смогли соз-дать эффективные хозяйства;уровень налогооб-ложения помещичьих хозяйств был незначите-льным,государство оказывало им помощь. | Приверженность помещиков старым формам организации труда;очень высокий уровень на-логообложения крестьян;консерватизм крестья-нской общины,земельные переделы,череспо-лосица;высокие пошлины на ввоз сельскохозяй-ственной техники из-за рубежа
|
Даже знаменитый хлебный эксперт России был следствием не естественного хозяйственного роста, а результатом сверхвысокого налогового давления на экономику. Осенью, после сбора урожая, крестьян начинали одолевать сборщики податей и многочисленные кредиторы. Желая расплатиться хотя бы по первоочередным платежам, крестьяне продавали большую часть зерна, что, естественно, приводило к существенному падению цен на него. Хлеботорговые компании ску-пали это зерно и экспортировали его на Запад, извлекая гигантские прбыли. А треть тех крестьян, что продавали хлеб осенью, были вынуждены весной покупать его по более высокой цене.
Вопрос учащимся: каковы причины невмешательства государства в сферу сельского хозяйства? (Боязнь задеть интересы помещиков и снизить уровень налоговых поступлений.)
Реформы в сфере сельского хозяйства государство осмелиться начать лишь в ходе Первой российской революции, которая показала глубокое недовольство крестьян существующим положением дел. Но об этом мы будем говорить уже в 9 классе.
Суммируя знания, полученные на уроке, ученики заполняют итоговую таблицу.
Положительные последствия | Отрицательные последствия | |
Промышленность | Высокие темпы роста ряда от-раслей ,особенно тяжелой про-мышленности,военно-промы-шленного комплекса и инфра-структуры(железные дороги) | Отставание отраслей,ориенти-рованных на потребительский рынок;сосредоточение на кру-пных предприятиях больших масс рабочих(вчерашних крес-тьян),выбитых из привычной культурной среды и нередко испытывающих большие лише-ния |
Сельское хозяйство | Устойчивые позиции на миро-вом сельскохозяйственном ры-нке(благодаря вывозу зерна и ряда других продуктов) | Низкие темпы роста,обнища-ние основной массы крестьян-ства,узость внутреннего рынка (крестьянство было плохим по-требителем промышленной продукции)
|
Вопрос классу: предположите, какие последствия могло иметь столь неравномерное развитие промышленности и сельского хозяйства. (Рост напряженности в обществе.) Наш следующий урок как раз и будет посвящен изучению положения различных слоев общества в период правления АлександраIII.
3. Домашнее задание:
Соотвествующий параграф учебника; разработать набор мероприятий (не менее трех), способных поднять уровень культуры основной массы населения России – крестьянства — в условиях охранительной политики самодержавия.
Блиц-опрос: что понравилось на уроке? Какие моменты вызвали трудности в процессе работы?