Конспект урока по истории «Феодальная раздробленность Руси и литература этой эпохи» 10 класс

Интегрированный урок истории и литературы

10 класс

Уч. истории: Александрович О.Н.

Уч. литературы: Быкова М. В.


Тема: Феодальная раздробленность Руси и литература этой эпохи (обобщение)


Цель: 1. Обобщить и подвести итоги по изученным темам..

2. Через высокохудожественные произведения Древнерусской литературы

показать истинное величие, духовное богатство русского человека,

пробудить уважение и любовь к родной истории и литературе.

3.Через игровую форму активизировать познавательную и творческую

деятельность учащихся, развивать навыки устной и письменной речи, развивать критическое мышление, навыки групповой самоорганизации, умение вести диалог.


Ход урока.

Метод: интерактивный

Формы: групповая работа, обучающая игра.

  1. Вступительное слово учителя истории и литературы.


Учитель истории. Начиная с 30-х гг 12 века Русь уже необратимо вступила в полосу феодальной раздробленности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период Средневековья. Если ее ранние проявления гасили силой инерции, волей таких выдающихся государственных деятелей как Владимир Мономах и

Мстислав, то после их ухода с исторической арены, новые экономические, политические,

социальные тенденции властно заявили о себе.

К середине 12 века Русь раскололась на 15 княжеств, которые формально зависели от

Киева. Но, как и вся история нашего государства, и это событие имело свои характерные

особенности.

  • — Вспомните и перечислите их (Сохранилась духовная целостность государства; торговля; народные массы не были втянуты в войны; церковь выполняла миротворческую роль).

  • Назовите наиболее крупные княжества и покажите их на карте.

  • Какие последствия имела политическая раздробленность Руси?

  • Чем отличались усобицы на Руси от феодальных междоусобных войн на Западе? (Католическая церковь в отличие от Православной разжигала войны; в междоусобные распри втягивались народные массы).

  • К кому обращались, в чем находили поддержку русские князья в усобицах

и борьбе с внешним врагом? (Обращались к Богу, поддержку находили в Православной вере).

  • Что помогло русичам выстоять и сохранить целостность государства, возродиться через 2,5 века ига как мощное сильное государство? ( ВЕРА)


Учитель литературы: Что являлось проводником и трибуной веры?


Сегодня мы должны попытаться понять, как выстояло наше государство в эпоху раздробленности,

что дало силы русичам преодолеть вражду внутри государства и вынести иго. Это вера в

Бога и огромная любовь к своей земле. И Древнерусская литература явилась проводником и

трибуной, с которой передовые люди своего времени призывали к единению, воспевали «Отчество свое».



2. Разминка (предлагаются вопросы, требующие короткого ответа; отвечает команда, капитан которой первым поднимет руку) Проверяется знание текстов ДРЛ.

  • И на том целовали крест: «Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной целовать». Кому принадлежат эти слова, и по какому поводу они произнесены (князьям, съехавшимся на съезд в Любиче)

  • «Не бывало еще в Русской земле ни при дедах, ни при отцах наших такого зла…»

Кому принадлежат эти слова, и о каком зле говорится? (Владимир; об ослеплении Василька Теребовльского).


  • « О, я многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед Страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою»

Кто автор и к кому обращается? ( Мономах к Олегу Святославичу)

  • Закончите фразы: «Бога люблю… (а брата своего не люблю)»

«Не соревнуйся с лукавствующим, …(не завидуй творящим

беззаконие)»

— Какую книгу цитирует Мономах в своих произведениях? ( Библию)

-Что послужило поводом к написанию Поучения Мономахом «…сидя в санях…»?

-»Этой ночью с вечера одевали меня, черною паполомою на кровати тисовой

,черпали мне синее вино, с горем смешанное, осыпали меня крупным жемчугом …» Герою какого произведения принадлежат эти слова?

— Донец! Разве не мало тебе славы, что лелеял ты князя на волнах, расстилал

ему зеленую траву на своих серебряных берегах, укрывал его теплыми туманами под сенью зеленого дерева?

Кому принадлежат эти слова и когда они произнесены? ( Игорь, когда бежит из плена)


3. Работа с текстом. Дать развернутый ответ.

(Учитывается при ответе отсутствие речевых и грамматических ошибок ; полнота ответа ; использование текста -цитаты ; композиция – наличие вступления – вывода.)

-Каким настроением автора окрашено начало «Слово о полку Игореве»?

-Что считает Владимир Мономах главной ценностью в жизни (Письмо Мономаха к Олегу Святославичу)?

-В чем видит Вл. Мономах « начало всякого добра»? (Поучения Вл. Мономаха)


4. Творческое задание (каждая команда получает задание и изображение герба одного из князей)

— Кому из князей принадлежит этот герб, аргументируйте. От имени этого князя напишите « Завещание детям», используйте лексику, синтаксис, обороты речи ДРЛ.

( две другие команды пишут «Послание князьям — соседям», «Обращение к дружине»)


5. Аналитическая работа.

  • Сравнить « Слово о полку Игореве» и «Задонщину». Каковы черты сходства «Задонщины» и «Слова» и в чем различие?


6.Подведение итогов.

— Какие ценности сохранили русичи в эти трудные времена? (Веру в Бога. Любовь к отчизне.) Запись ключевых слов. Выбираются слова, чаще других упоминаемые учениками.

-Сочинить синквейн на одно из предложенных слов. (Русь, Отчизна, Вера)

-Подготовленные учащиеся читают наизусть стихотворение А.Блока «На поле Куликовом»

7 б) подсчет баллов;

в) выявление команды – победителя;

г) выставление оценок.

8. Дом. задание:

литература: 1. Эссе «Как я понимаю слово патриотизм».

2.Выучить наизусть стихотворение А. Блока «На поле Куликовом».

история: Выполнить вопросы и задания по главам 1 и 2 стр.121-122 по учебнику Сахарова А.Н.10 класс










Литература.

1.Древнерусская литература. Хрестоматия. Учебное пособие для 6-9 классов. Сост. О.В. Творогов-М.: Просвещение, 1995г.

2.Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. История. 5-11 классы.

Под ред. Соколова Л.А.М.: Просвещение-2008г.

3.Тальберг Н.Д. Святая Русь. Изд-во им. Суворина А.С.,1992г.

4Сахоров А.Н. История России с древних времен до конца 18 века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М: Просвещение,2006г.

5. Сайт для поиска гербов русских князей. https://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%8B%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D1%85%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9&stype=image&lr=51&noreask=1



























Свежие документы:  Конспект урока на тему «СРЕДНЕВЕКОВЬЕ»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: