Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска
средняя общеобразовательная школа № 49
Конспект интегрированного урока «Философия войны. По мотивам «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого
Автор: учитель истории
МБОУ СОШ № 49 г. Мурманска Цыганкова Н. С.
Цели урока:
-охарактеризовать основные факты, процессы и явления, характеризующие геостратегическое положение России накануне и после Крымской войны 1853-1856 гг.;
-проанализировать современные версии и трактовки, оценивающие роль и значение Крымской войны в истории России;
— отработать умения проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; дискутировать по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
План урока:
Философия войны.
Война в настоящем ее проявлении.
Итоги и историческое значение Крымской войны.
Ход урока :
Звучит песня А. Городницкого «Севастополь останется русским»
Учитель литературы. Предметом нашей беседы являются события, связанные с Крымской войной. Сегодняшний наш урок мне хотелось бы начать словами Л.Н.Толстого: “По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества”. Мы продолжим наш разговор о писателе и будем говорить о его “Севастопольских рассказах”. Ведь именно они сыграли решающую роль в становлении Толстого-писателя. В течение урока вы должны выяснить и дать ответ на вопросы: Кто является истинным героем “Севастопольских рассказов” Л.Н.Толстого и Что такое война в понимании писателя.
Вашему вниманию предлагаются два эпиграфа к сегодняшнему уроку
«Война есть противное человеческому естеству состояние» Л. Н. Толстой
Война меняет человека, делая кого-то лучше, а кого-то много хуже, чем он был. С войны никто не возвращается таким, каким туда ушел. Афоризм
Учитель истории. Попробуем сформулировать цели нашего урока, опираясь на эпиграфы….
Используя прием «Кластер», учащиеся формулируют проблемы урока
Возможные варианты:
-Личность на войне.
-Герои и антигерои войны.
-Война – это зло или справедливый способ разрешения конфликта.
Учитель литературы. Суть понятие «война». Работа с учебником
Примерные выводы:
В своих рассказах о трех этапах Крымской эпопеи Толстой показал войну “не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами… а в настоящем ее выражении— в крови, в страдании, в смерти…”. Под его гениальным пером воскресает героическая оборона Севастополя. Взяты только три момента, выхвачены только три картины из отчаянной, неравной борьбы, почти целый год не утихавшей и не умолкавшей под Севастополем. Но как много дают эти картины! Это не только великое художественное произведение, но и правдивый исторический документ, драгоценное для историка показание участника.
Первый рассказ говорит о Севастополе в декабре 1854 года. Это был момент некоторого ослабления и замедления военных действий, промежуток между кровавой битвой под Инкерманом и под Евпаторией. Но если могла несколько отдохнуть и поправиться полевая русская армия, стоявшая в окрестностях Севастополя, то город и его гарнизон не знали передышки и забыли, что значит слово “покой”. Солдаты и матросы трудились под снегом и проливным дождем, полуголодные, истерзанные.
Толстой рассказывает о матросе с оторванной ногой, которого несут на носилках, а он просит остановиться, чтобы посмотреть на залп нашей батареи. “Ничего, нас тут двести человек на бастионе, дня на два еще нас хватит!” Такие ответы давали солдаты и матросы, и никто из них при этом даже не подозревал, каким надо быть мужественным, презирающим смерть человеком, чтобы так просто, спокойно, деловито говорить о своей собственной завтрашней или послезавтрашней неизбежной гибели! Безропотно переносили страшные увечья и смерть женщины, эти достойные своих мужей подруги. Второй рассказ относится к маю 1855 года, а помечен этот рассказ уже 26 июня 1855 года. В мае произошла кровавая битва гарнизона против почти всей осаждающей город армии, желавшей во что бы то ни стало овладеть тремя передовыми укреплениями. Толстой не описывает этих кровавых майских и июньских встреч, но читателю рассказа ясно по всему, что совсем недавно, только что, произошли очень крупные события у осажденного города.
Толстой показывает, как используют солдаты короткое перемирие, чтобы убрать и захоронить убитых. Неужели враги, только что в яростной рукопашной борьбе резавшие и коловшие друг друга, могут так дружелюбно разговаривать, с такой лаской, так любезно и предупредительно относиться друг к другу? Но и здесь, как и везде, Толстой предельно искренен и правдив, он очевидец, ему не надо придумывать, домысливать, действительность намного богаче фантазии.
Третий рассказ повествует о Севастополе в августе 1855 года. Это последний, самый страшный месяц долгой осады, непрерывных, жесточайших, днем и ночью не утихающих бомбардировок, месяц падения Севастополя. “Во время обеда недалеко от дома, в котором сидели офицеры, упала бомба. Пол и стены задрожали, как от землетрясения, и окна застлало пороховым дымом.— Вы этого, я думаю, в Петербурге не видали; а здесь часто бывают такие сюрпризы,— сказал батарейный командир.— Посмотрите, Вланг, где это лопнула”. Писатель показывает героизм людей, привыкших к повседневным обстрелам. Живущих привычной жизнью. Они не осознают себя героями, а выполняют свой долг. Без громких фраз, буднично, эти прекрасные люди вершат историю, порой “уходя” в небытие. Толстой показывает, что только превосходство союзников Турции в военной технике и материальных ресурсах физически сломило бесстрашных русских героев.
Разоблачая войну, писатель утверждает моральное величие и силу русских людей, мужественно воспринявших отступление русской армии из Севастополя.
Учитель истории.
С точки зрения политологии война – это вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.
Обратимся к тексту учебника истории (с. 311) и карте. Подготовьте историческую справку о геополитической картине в мире накануне Крымской войны.
Учитель литературы. Обращение к рассказам Толстого Причины войны. Истинные герои – труженики и маленькие Наполеоны. Учащиеся представляют результаты домашней работы, в которой предлагалось подобрать цитаты из произведения, характеризующие восприятие Толстым Л. Н. причин Крымской войны.
Автор размышляет о войне, что это такое и зачем она нужна. В целом войну Толстой не принимает как явление, проявляя пацифизм, причем некоторые исследователи утверждают, что в этих рассказах происходит дегероизация войны и ее участников. Но это большая натяжка, так как Толстой лишь развенчивает ложную героику, показывая, что война есть испытание человека в экстремальных условиях. Три рассказа ,каждый из которых — абсолютно самостоятельное произведение со своими жанровыми признаками. Первый рассказ — лирический монолог, в котором создается образ города-героя, второй — обличает тенденции, построен на антитезе солдатских масс и офицерской среды, третий — широкое эпическое полотно, в котором даны судьбы города-героя. В целом это своеобразная трилогия, в которой можно говорить о постановке проблем истории и судьбы России. Основная тема всех рассказов — героизм и патриотизм русского народа, но в каждом рассказе эта тема решается по-своему. Реализм Толстого в изображении войны заключается в том, что изображена она не в правильном и красивом строе с музыкой, а в настоящих ее проявлениях — крови, страданиях, смерти.
Учитель истории.
Просмотр анимированного ролика «Крымская война».
Задания учащимся:
1.
Заполнить таблицу: «Планы противоборствующих сторон в войне»
Планы Турции | Планы Англии и Франции | |
|
|
|
Вывод:
2. Заполнить пропуски:
Событие | личности | |
Март 1854 |
| Наполеон III |
|
| А.С. Меншиков |
| Возглавил оборону Севастополя |
|
1853-1854 |
|
|
1853-1856 |
| Николай I |
1.Сентябрь 1854 г.
2. Битва на реке Альма
3.Франция объявила войну России
4. 1854-1855
5. В. А. Корнилов
6.Синопский бой
7.Истомин.
8.Тотлебен
9.Нахимов
10. Крымская война
Учитель биологии. Какова же мотивация индивидов, участвующих в войне. Опираясь на знания курса биологии и истории соотнесите потребности индивидов с историческими условиями протекания событий.
Примерный ответ:
Поведение определяется жизненными потребностями. Все они проявляются периодически. При усилении потребностей возникает временно господствующий в центральной нервной системе очаг возбуждения, нацеленный на удовлетворение именно этой потребности. Достаточно любого стимула, чтобы индивид реагировал на любой раздражающий фактор. В случае войны это возможно желание защитить Родину, а для некоторых получить славу и награду.
Психолог. В качестве мотивов участников войн могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности
Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.
Маленький человек — большое Эго! Стремление во что бы то ни стало завоевать авторитет любой ценой, уничтожив предрассудки. Порой излишняя жестокость, цинизм, надменность, злонамеренность. Все эти качества в человеке порождает комплекс неполноценности, который формируется с детства и закладывается в характер. Фрейд всё знал!
Ригидность включает неспособность человека приспособиться к новым людям или к новой обстановке окружающей среды, отсутствие гибкости в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке.
Учащиеся приводят примеры из «Севастопольских рассказов» поведенческих реакций участников Крымской войны.
Учитель литературы. Ход войны по рассказам. Работая с текстом «Севастопольских рассказов», учащиеся заполняют таблицу:
Севастополь в мае | Севастополь в августе |
-краткая характеристика периода
-знаковые сцены, описанные Л. Толстым
Учитель истории. В любой войне есть герои и антигерои. Перед вами портретная галерея. Соотнесите имена участников Крымской войны с их портретами. Дайте краткую биографическую справку о каждом из представленных участников войны ( учащиеся представляют результаты опережающего задания)
П.С. Нахимов
Николай I
Кошка
Дарья Севастопольская
В. И. Истомин
Э. И. Тотлебен
Л.Н.Толстой
Учитель литературы: Повествование во многих эпизодах посвящено простым людям — подлинным героям войны. Именно здесь перед писателем раскрываются глубинные, коренные черты русского национального характера. Рассказы о защитниках Севастополя поразили современников не эффектными описаниями сражений, а строгой правдой и простотой изображения тяжелого ратного труда матросов, солдат и жителей осажденного города. Изображая войну как она есть, Толстой стремится показать, что, только защищая от врага родную землю, люди способны переносить столь тяжкие муки и страдания. Но одновременно можно обнаружить, что в «Севастопольских рассказах», обессмертивших патриотизм и героизм русских солдат, с большой силой звучит и протест против войны вообще.
Исторические результаты войны. Математика войны
Учитель литературы. Итоги войны
Толстой рисует войну как безумие, заставляющее усомниться в разуме людей.
В рассказе есть поразительная сцена. Объявлено перемирие, чтобы убрать трупы. Солдаты воюющих между собой армий с жадным и благосклонным любопытством стремятся одни к другим. Завязываются беседы, слышатся шутки, смех. А между тем десятилетний ребенок бродит среди убитых, собирая голубые цветы. И вдруг с тупым любопытством он останавливается перед обезглавленным трупом, разглядывает его и в ужасе бежит прочь.
И эти люди — христиане…- восклицает автор,- не упадут с раскаянием вдруг на колени… не обнимутся, как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны, и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется честная, невинная кровь и слышатся стоны и проклятия.
Толстой судит о войне лишь с нравственной точки зрения. Он не пытается выяснить, социально-экономические причины войны, но обнажает порожденные этими причинами честолюбие, властолюбие, корысть, свойственные большим и малым завоевателям. Наполеон ради своего честолюбия губит миллионы, а какой-нибудь прапорщик Петрушков, этот маленький Наполеон, маленький изверг, сейчас готов затеять сражение, убить человек сотню для того только, чтобы получить лишнюю звездочку или треть жалованья. Перед читателем — целая галерея маленьких Наполеонов с их аристократическими замашками, суетным тщеславием
Возврат к эпиграфам и проблеме
Учитель литературы. Севастопольские рассказы явились важным этапом на пути развития толстовского реализма. Уже не только формирование человеческой души, но и человек в его отношениях к народу, к родине, к истории, психология людей, втянутых в большие исторические события, занимают молодого писателя. Написанные в жанре очерков, по горячим следам событий, Севастопольские рассказы дают обобщенные картины жизни, ставят важные проблемы войны и мира, истинного героизма, патриотизма, раскрывают глубины человеческой психики перед лицом смерти. Подобные проблемы уже намечались в стихотворениях Лермонтова Бородино, Я Вам пишу случайно, право…. Они нашли дальнейшее развитие в творчестве Толстого.
Изображение войны как тяжкого будничного труда, изображение русского солдата как скромного труженика, истинного героя, который и не подозревает, что он герой,- все это поразило современников Толстого как открытие. Некрасов писал, что глубокая и трезвая правда Севастопольских рассказов-это именно то, что нужно теперь русскому обществу.
Учитель истории. В 1854-1855 гг. в Крыму разыгрались главные события Восточной войны (1853-1856), более известной под названием Крымской. В сентябре 1854 г. соединенные армии Англии, Франции и Турции высадились севернее Севастополя и осадили город. 349 дней продолжалась оборона города под командованием вице-адмиралов В.А. Корнилова и П.С. Нахимова, контр-адмирала В.И. Истомина. Война разрушила город до основания, но и прославила его на весь мир. Последствия Восточной войны были громадны. В Европе гегемония перешла на 15 лет к Франции и привела к либеральному переустройству всей Западной Европы. В России же недостатки, обнаруженные Восточной войной, открыли
Источники:
Н. В. БЕЛЯЕВА А. Е. ИЛЛЮМИНАРСКАЯ В. А. ФАТКУЛЛОВА «ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС» М.: Просвещение,2010.
https://resoch.ru/pravda-vojny-v-sevastopolskix-rasskazax-tolstogo/
https://www.2fj.ru/istoriya/itogi_krymskoj_vojny_1853-56_godov.php