Конспект урока по истории «Гражданская война — как историческое явление и историческая трагедия»


Тема урока: «Гражданская война — как историческое явление и историческая трагедия»


Цель урока: Доказать, что гражданская война — это величайшая трагедия в истории России.

Выделить ее причины, определить характер, расстановку политических сил, их идеалы.

Сравнивая, сопоставляя, анализируя исторические факты и явления учащиеся должны понять, что ее повторение недопустимо.


Тип урока: комбинированный


Оборудование урока: памятка (опорный конспект) для учащихся, карта «Гражданская война и иностранная интервенция», буклет «Краски войны», портреты, музыкальные фрагменты.



Ход урока (его этапы):



  1. Организационный момент.

  2. Определение (извлечение) цели урока.

  3. Объяснение нового материала согласно плану.

  4. Работа над проблемным заданием.

  5. Закрепление пройденного. Подведение итогов.



  1. Организационный момент.


Своеобразие урока:


  • отсутствие боязни высказать неточную мысль;

  • памятка — как помощник на уроке;



  1. Определение цели урока.


Существует высказывание:


«Нет пророка в своем Отечестве»


В своем нет, а в другой стране это возможно.

Так, в XVI в., во Франции жил знаменитый предсказатель и астролог Михаил Нострадамус, который создал свои пророческие произведения «Центурии». В них он предсказал будущее многих государств и народов (в том числе и России).

В одной из «Центурий» (1555 г.) говорилось:








? Что предвидел Нострадамус в истории России? Какое событие?


Таким образом, нами извлечена тема урока, а цель состоит в том, чтобы рассмотреть гражданскую войну в России в двух плоскостях и двух ипостасях: как историческое явление и трагедию русского народа.


Строить нашу работу мы будем на основе следующего плана:


П л а н:


  1. Что такое «гражданская война»?

  2. Ее хронологические (временные) рамки.

  3. Причины гражданской войны.

  4. Характер войны.

  5. Противоборствующие силы. Их идеалы и вожди.

  6. Символы и краски войны.



  1. Работа по пунктам плана.



1. Истории известно множество внутренних конфликтов именуемых «гражданская война»: Древний Рим, средневековая Европа, Англия после буржуазной революции 1640 г., США (Север и Юг). Не обошла эта война стороной и Россию после Октября 1917 года.


? Почему эта война называется «гражданская»?


В энциклопедиях дается следующее определение данному понятию (памятка):

Гражданская война — организационная, вооруженная борьба за власть внутри государства между классами и социальными группами.

Но данный термин можно оспорить, так как четко разграничить противников в этой войне по социальному признаку невозможно.



2. Также спорной является и хронология (временные рамки) гражданской войны в России.

В исторической науке принято считать, что ее основные события происходили с 1918 по 1920 гг.


? Можно ли точно определить хронологические рамки данного события? (памятка) № 2


3. Любое событие и явление в истории имеет свои причины. Возникает вопрос «Почему Россия вверглась в пучину гражданской войны?».


? Работая над п. 3 памятки и слушая мой рассказ, Вы должны определить какая причина стала главной?

(Высказывание китайского философа Конфуция.)

«Ещё Конфуций писал: «Три пути у человека есть, чтобы разумно поступать: первый – самый благородный – размышление, второй – самый легкий – подражание, третий – самый горький – опыт»

4. Согласно известной концепции войны бывают «справедливые и несправедливые», «захватнические и освободительные»


? Применимы к гражданской войне определения «справедливая и несправедливая?»

(Высказывание Б.Васильева)

«Гражданская война была отчаянным поиском утерянной родины для всего населения взорванной Российской империи.» 

«Всякая война разрушает традиционную нравственность. Все вооруженные столкновения несправедливы: некоторые из них можно рассматривать как средства необходимой обороны. Любая война есть состояние опрокинутой народной нравственности, так как она: 

А) Санкционирует убийства людей без суда и следствия.

Б) Ликвидирует демократические свободы, вводя власть военных (законы военного времени, комендантский час, трибунал и т.д.)

В) Санкционирует безвозмездное присвоение чужой собственности (реквизиции, трофеи, контрибуции и т.д.)

Г) Прививает взгляд на женщину противника, как на добычу, а на свою – как на награду.

Д) Вводит культ силы и жестокости и т.д. и т.п.»

Гражданская война есть самая преступная, самая бессмысленная и самая жестокая из войн.»




Таким образом, трагедия проявилась в том, что:

  • брат шел против брата, сын — против отца;

  • в войне Россия потеряла: 1,5 млн. убитыми, 7,5 млн. умершими от голода и болезней, 2 млн. покинувшими страну.

Главное — что оправдать эти жертвы нельзя.



5. Кто и почему принял участие в этой войне? Кто встал по разные стороны баррикад? За что велась борьба? Кто стал предводителями и вождями?

Обращаемся к п. 5 памятки


Таким образом, гражданская война была борьбой идей, народ России раскололся не по социальному и имущественному признаку, а по своим представлениям о будущем страны.

(Высказывание Б.Васильева.)

«Вопреки навязанному нам представлению, гражданская война была войной за завтрашнюю Россию, как с «красной», так и с «белой» стороны. Вчерашнеё России уже не существовало: буржуазная революция свершилась, и Государь отрёкся от престола»

Основной вопрос заключался совсем не в реставрации монархии, а в реставрации демократии. Белая Россия воевала во имя восстановления буржуазной законности, красная – во имя торжества законности социальной, в том её виде, как им это представлялось; «белые» видели идеал в парламентской буржуазной республике, «красные» поворачивали Россию на путь грядущего «царства социализма».

Населяющие Россию народы раскололись тоже по своему представлению о завтрашнем дне Родины. Русские офицеры защищали отнюдь не свои мифические поместья (у большинства из них просто не было) и доходы, а своё личное представление о счастье России. Ни какой собственности у них не было, чем и объясняется, почему весьма большое количество царских офицеров добровольно (или полудобровольно, боясь репрессий в отношении своих семей со стороны красных) служило в Красной Армии и честно воевало против своих же вчерашних однополчан.

01.01. 1919г. В Красной Армии числилось 165.113 военных специалистов, то есть бывших офицеров царской армии. Об их службе можно судить хотя бы на следующем примере.

Высшей военной наградой в Красной Армии — Почётным золотым оружием — были награждены 20 человек и половина среди них были офицеры царской армии – среди них:

Полковник Шорин В.И.

Полковник Каменев С.С.

Поручик Тухачевский М.Н.

Полковник Егоров А.И.

Штабс-капитан Казанский Е.С.

Подъесаул Каширин Н.Д.

Подполковник Корн А.И.

Старшина Миронов Ф.К.

Подпоручик Уборевич И.П.»


6. Символы и краски войны.


В годы гражданской войны сложилась определенная символика и форма у каждой из сторон.


(Использование буклета «Цвета и краски войны»).


I.Проблема


В годы гражданской войны сложено немало песен.

Я постараюсь исполнить 3 фрагмента из них, а Вы ребята определите:

(исполнение фрагментов песен: «Там вдали за рекой…», «Любо, братцы, любо…», «Напишу через час после смерти…». )


? Кому из 3-х группировок они принадлежат?

Какой общий смысл объединяет содержание этих фрагментов?


Общий смысл.


  1. Все они на русском языке.

  2. Русские мелодии (мотивы).

  3. Русская природа.

  4. Русская душа, бесстрашие, любовь.

А главное — всех их объединяет смерть — а это и есть трагедия гражданской войны.


II.Закрепление пройденного.


  1. Почему война, о которой мы говорили называется гражданская?

  2. Применимы ли к ней определения «справедливая и не справедливая»?

  3. Почему она стала трагедией русского народа?


Таким образом на сегодняшнем уроке мы ставили цель……….


Достигнута ли она?






Список используемой литературы:


  1. Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров. История России XX-начало XXI века, М., «Русское слово», 2010

  2. Борис Васильев «Покаянные дни», журнал «Родина» №10,1990











Свежие документы:  Тест для 5 класса «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: