Конспект урока по истории «Гражданская война: трагедия страны» 11 класс

Масленникова Галина Викторовна, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»


Урок № 11 класс, профиль

Тема: Гражданская война: трагедия страны

Цель и задачи урока: проанализировать состав противоборствующих сил; определить причины массового террора; оценить действия белых, преимущество и недостатки политики «военного коммунизма» и сделать вывод на чьей стороне была правда в Гражданской войне. Развивать умение работать с источниками, анализировать, делать выводы

Тип урока: изучение нового материала


ХОД УРОКА

Действия учителя

Действия учеников

  1. Оргмомент

  1. Постановка проблемы урока

Чтение документов на стр. 240

— Изучите тексты, о чём в них идет речь?


— Определите, какие образы «красных» и «белых» присутствуют в массовом сознании потомков – участников Гражданской войны в России.


-В чем, на ваш взгляд, они противоречат друг другу?


— Какой вопрос может возникнуть у вас на основе этого противоречия?


— Сформулируйте свой вариант учебной проблемы.


— А теперь сравните его с авторскими стр. 370













— На чьей стороне была правда в Гражданской войне?

  1. Актуализация знаний (повторение необходимых знаний)

— Объясните значение термина Гражданская война.







-Вспомните, в истории каких стран случались гражданские войны.


— -Какие события революции 1917-1918 гг. привели Россию к Гражданской войне?


Гражданская война – период острых классовых столкновений

Гражданская война – способ разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил

Гражданская война – противостояние классов и общественных групп.



  1. Решение проблемы

— В чем ее особенности?

  1. Не имеет четких границ – ни временных, ни пространственных.

  2. На первый план выходят классовые интересы.

  3. Сложное явление. Включает в себя борьбу социалистических, анархических, буржуазно-демократических, реакционно-монархических сил.

  4. Общечеловеческие ценности отступают на второй план, главный принцип – «Кто не с нами, тот против нас».

  5. Это величайшая трагедия нашей страны, т.к. несет взаимную жестокость, террор, непримиримую злобу.

  6. Здесь нет победителей и побежденных.

Чтение п. 1. Цвета периода Гражданской войны. Стр. 241-243


— Каковы причины Гражданской войны?














— Когда началась Гражданская война?


— Работа с таблицей стр. 242


-Кто же «свои» и кто «чужие» в гражданской войне.

См. стр. 241. схема

Три группы выделяются в войне

Большая часть промышленного и сельского пролетариата, городская и сельская беднота, низшая часть офицерства и интеллигенции

Этой группе противостоят: крупная промышленная и финансовая буржуазия, помещики, часть офицеров высококвалифицированная интеллигенция

Самая многочисленная: они пассивно наблюдали за событиями, искали возможность обойтись без классовой борьбы. Это городская и деревенская мелкая буржуазия, крестьянство,

пролетарские слои, желавшие «гражданского мира», часть офицеров и интеллигенции





  1. Классовые причины: ненависть к помещикам, буржуазии, офицерству.

  2. Брестский мир оскорбил патриотические чувства офицеров, интеллигенции.

  3. Недовольство «военной экономикой» (комбеды, продотряды, ревкомы, рабочий контроль и т.д.)

  4. Роспуск Учредительного собрания уменьшил число сторонников Советской власти.

  5. Психологические причины: общество было готово решать проблемы с помощью насилия и оружия – такой опыт был получен в ходе Первой мировой войны.



Стр. 242-243 учебника


— Проанализируйте состав противоборствующих сил.


-Сделайте вывод: На чьей стороне была правда в Гражданской войне?


Чтение п. 2. Белое движение и интервенция. Стр. 243 и работа по карте.


-Когда началось оформление белого движения и кто стоял во главе?


— Кто возглавлял добровольческую армию?


Работа по карте стр. 244-245


-Кто был лидером белых на востоке страны?


-На северо-западе?


-На юге?


-На севере?


— От кого зависел исход войны?


— Раньше в советской историографии роль интервенции преувеличивалась. Утверждалось, что именно ме6ждународный империализм вызвал у нас гражданскую войну. На самом деле это не так. Но несомненно, что без иностранного участия и помощи белое движение не смогло бы вести такую длительную войну.


-Что такое интервенция?





-Кто предоставлял помощь белому движению и почему? Каковы причины интервенции?


— Силы интервенции – чехославацкий корпус, войска Англии, Франции, США, Японии. Например, французы израсходовали на финансирование корпуса более 11 млн. франков, Англия – 80 тыс фунтов стерлингов, США – займ в 12 млн. долларов. На начало 1919 года в Сибири находилось 72 тыс. интервентов, из них 20 тыс. англичан и 13 тыс.американцев.


— Почему потерпели поражение, каковы причины?







— Почему белому движению не удалось добиться успеха?











— В начале 1918 г.



— Генерал Деникин




Адмирал Колчак


Генерал Юденич


Деникин


Е.Миллер


— От позиции деревни








Интервенция – насильственное вмешательство одной или несколько стран во внутренние дела другой страны или в ее взаимоотношения с третьими странами.


— Разделаться с Советской властью; защищали свою собственность; боялись социалистического влияния








  1. Широкая волна сочувствия к народу России внутри этих стран.

  2. Солдаты были интернационально настроены.

  3. Испугались влияния советской России.


  1. На деле пытались перерешить вопрос о земле в пользу помещиков.

  2. Лозунг единой и неделимой России оттолкнул население национальных окраин.

  3. Запретом и ограничением деятельности профсоюза.

  4. Жестоко пресекались выступления рабочих.

  5. Единственный метод наведения порядка был террор.

  6. Не сумели добиться единства в своих рядах.


«Нельзя охулом хаять народ!» А «белых», конечно, можно. Народу, революции все прощается — «все это только эксцессы». А у белых, у которых все отнято, поругано, изнасиловано, убито, — родина, родные колыбели и могилы матери, отцы, сестры, — «эксцессов», конечно, быть не должно. «Революция -стихия…» Землетрясения, чума, холера тоже стихия. Однако никто не прославляет их, никто не канонизирует, с ними борются. А революции всегда «углубляют». «Народ, давший Пушкина, Толстого». А белые — не народ». (Бунин И.А. Окаянные дни. М., 1990, с. 73 — 74)


— Как вы думаете, какие основания были у писателя для такого рода рассуждений? Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.


— Оцените действия белых и сделайте вывод по проблеме урока На чьей стороне была правда в Гражданской войне?


Чтение п. 3. Красный и белый террор. Стр. 246-247.


— Определите причины массового террора сторон. Сделайте вывод по проблеме урока: На чьей стороне была правда в Гражданской войне?


Чтение п. 4. «Военный коммунизм» стр. 247-249.


— Оцените преимущества и недостатки политики «военного коммунизма».

— Сделайте вывод по проблеме урока: На чьей стороне была правда в Гражданской войне?

Чтение п. 5. Оценки результатов Гражданской войны и их причин. Стр. 249


-Проанализируйте текст и сделайте вывод по проблеме урока: На чьей стороне была правда в Гражданской войне?


— Сравните свою формулировку решения проблемы с авторским стр. 249.



  1. Домашнее задание

§ 160 О, стр. 240-249


8


Свежие документы:  Конспект урока по истории древнего мира для 5 класса "Земельный закон братьев Гракхов"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: