ротивостояние Запада и Востока: начало «холодной войны»/ 9 класс
[править]Автор
[править]Тема: Противостояние Запада и Востока: начало «холодной войны».
По программе на изучение данной темы отводится 1 час.
[править]Цель
помочь учащимся выявить причины противостояния СССР и США, оценить возможность предотвращения проявления характерных черт «холодной войны».
[править]Задачи
Образовательные:
В результате урока учащиеся должны
знать
что такое «холодная война»
общепринятую точку отсчёта начала «холодной войны»
причины «холодной войны»
представлять
динамику международных отношений в послевоенное время
понимать
содержание и значение планов и внешнеполитических доктрин,
разработанных в период нарастания противоречий между США и СССР
роль СССР и США в развязывании «холодной войны»
Развивающие:
умение анализировать ситуацию, сложившуюся в мире после второй Мировой войны
объяснять смысл основных понятий
излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов
объяснять в чём состояли мотивы и цели представителей противоборствующих блоков
определять и объяснять своё отношение к происходившим в послевоенный
период истории событиям, давать оценочные суждения
Воспитательные:
способствовать ориентации учащихся на демократические ценности в межличностных и межгосударственных отношениях, раскрывая негативные проявления и последствия внешней политики, выразившиеся в нетерпимости, враждебности,
недоверии, идеологическом противостоянии и агрессивности.
[править]Материалы конкурсной работы
Фрагмент тематического планирования
Урок
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы организации работы: фронтальная работа с классом, беседа
[править]Оборудование урока:
1)АРМ учителя + проектор
2)Программное обеспечение КМ-Школа
3)Интерактивная доска
4)Раздаточный материал – Рабочие листы
Учебное оборудование: О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа Всеобщая история Новейшая история – М.: «Просвещение», 2008; рабочая тетрадь
[править]План урока:
I.этап Организационный момент
II.этап Актуализация знаний
III.этап Изучение нового материала
IV.этап Рефлексия
V.этап Викторина
VI.этап Подведение итогов и домашнее задание
[править]Ход урока:
1.На первом этапе урока учитель знакомит учащихся с новой темой, планом и ставит перед классом цель и задачи урока. (Слайд № 1 – 2)
2.Актуализация знаний предполагает фронтальную работу с классом. Вводное слово учителя: второй период Новейшей истории является сложным и противоречивым этапом исторического процесса, для которого характерно наличие крупных перемен во всех сферах жизни общества, в системе международных отношений.
1)Какие проблемы возникли у государств-участниц второй Мировой войны после окончания военных действий? (проблемы послевоенного мироустройства: демобилизация, конверсия, репатриация)
2)Как называется новая система международных отношений, сформировавшаяся после второй Мировой войны? (вспомнить, как называлась система международных отношений, установленная после первой Мировой войны, причины неустойчивости) (Внимание учащихся обратить на Слайд № 3 – озвучить логическое задание)
3)Какие изменения произошли на карте мира после окончания второй Мировой войны? (работа с интерактивной картой – Слайд № 4)
4)Вспомните, что такое антигитлеровская коалиция? Когда и с какой целью сложился этот союз государств? Что способствовало распаду антигитлеровской коалиции после войны? (прийти к выводу об изначальной неустойчивости этого союза; с победой над агрессором исчезла необходимость в коалиции)
5)Какие государства утратили после войны статус сверхдержавы? С чем было связано ослабление позиций Великобритании и Франции? Как это повлияло на расстановку сил в мире?
6)Объясните, почему в числе сверхдержав оказались США и СССР?
3.Изучение нового материала.
Речь учителя: вторая Мировая война принесла массу страданий, материальных и людских потерь, масштабные разрушения.
Вопрос классу:
Назовите факты, свидетельствующие о продолжении совместной деятельности стран-союзниц по поддержанию мира. (ООН, Мирный договор об окончании войны, принятие Всеобщей декларации прав человека, Женевские конвенции)
Речь учителя: однако, уроки войны были восприняты правительствами держав-участниц не полностью. В результате обострившихся противоречий между СССР и США человечество оказалось втянутым в новую войну, которую стали называть «холодной войной».
«Холодная война» — это этап в развитии отношений Восток-Запад с 1946 – по 1991 гг., характеризующийся повышенной враждебностью и недоверием друг к другу (учащиеся записывают определение в рабочий лист).
В ходе обсуждения класс приходит к выводам об истоках «Холодной войны»:
— возникновение постсоветских режимов на территории Восточной Европы
— волна освободительного движения в колониях
— формирование в мире двух сверхдержав, обладающих господством в военно-политической и экономической сфере.
Для того чтобы определить причины противостояния учащимся задаётся ряд вопросов:
— Как изменился внешнеполитический курс США по сравнению с первой Мировой войной? (от политики изоляционизма к активной внешней политики)
-В чем проявилась противоположность интересов США и СССР после войны?
-Какие вопросы вызвали наибольшие разногласия между ведущими державами?
Учащиеся в своих ответах говорят о разногласиях по вопросам польских границ, об опасениях США по расширению сферы влияния СССР в странах Восточной Европы.
Причинами «Холодной войны» стали политические, идеологические и территориальные разногласия. (Слайд № 5)
Началом «Холодной войны», точкой отсчёта принято считать речь У. Черчилля в городе Фултоне. (Слайд № 7 – 8 – портрет У. Черчилля, медиалекция и источник. После ознакомления с объектами учащиеся отвечают на вопросы)
Вопросы для работы с документом:
1.Какие процессы в Европе и в мире отражает эта речь?
2.Что У. Черчилль вкладывал в понятие «железный занавес»?
3.Почему доктрина равновесия сил была признана несостоятельной?
Учащиеся совместно с учителем формулируют, отвечая на вопросы, признаки «Холодной войны».
В ходе обсуждения ученики заносят данные в рабочий лист. (Слайд №6)
1).Участие в локальных войнах
Как называются войны, охватывающие относительно небольшое число государств и ограниченный географический регион? (локальные войны).
Особенность «Холодной войны состояла в том, что противоборствующие стороны вели активное противостояние на территориях «третьих стран». Одним из таких конфликтов стала Корейская война 1950 – 1953 гг., в результате которой Корея была разделена по 38 параллели на Северную и Южную.
2).Проведение политики сдерживания.
Как называлась политика сверхдержав, целью которой было удержать противника от распространения своей идеологии, политики, власти? (политика сдерживания)
Опасаясь коммунистической экспансии, США меняет направленность внешней политики, на смену прежним доктринам в условиях «Холодной войны» были разработаны доктрины «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма.
Задание классу: Используя рабочую тетрадь на С. 70, выполните задание №7. Прочитайте документ «Доктрину Трумэна». (Слайд № 9 )
Вопрос классу: Почему США, находясь за тысячи километров от Греции и Турции, включили их в сферу обеспечения своих «национальных интересов»?
3).Создание военно-политических блоков
Как назывались объединения Западных государств с целью создания единой экономической и военной политики? (военные блоки) Какие военно-политические блоки были созданы в Европе в период «Холодной войны»? (1949 г НАТО, 1955 г Варшавский договор).
Учащиеся показывают на интерактивной карте страны, вошедшие в НАТО и в ОВД. (Слайд № 10)
Для оказания материальной помощи союзным государствам в США в 1948 году госсекретарь Джордж Маршалл разработал план экономической взаимопомощи. В ответ СССР в 1949 году создал Совет Экономической Взаимопомощи социалистическим странам. Учащиеся работают с интерактивной доской, разбирая смысл и значение планов. (Слайд № 12)
Усиление противостояния между СССР и США сопровождалось усилением гонки вооружений.
Начавшаяся гонка вооружений, с одной стороны, позволяла сохранять равновесие сил в мире, с другой стороны, давала возможность США и СССР участвовать в локальных вооруженных конфликтах, влиять на политику этих стран.
Вопрос классу:
Приведите конкретные примеры влияния США и СССР на политику других стран.
(Раздел Германии на ФРГ и ГДР в 1949 году (Слайд № 11), война в Корее в 1950-1953 гг., образование КНР в 1949 году).
4).Создание биполярного мира. Во главе со сверхдержавами
Как назывался мир, в котором активно развивалась борьба за лидерство между двумя сильнейшими мировыми лидерами? (биполярный мир)
А как назывались государства в 40-80-х годах, обладавшие ядерным оружием и мощным военно-промышленным комплексом, а также противостоявших в «холодной войне»? (сверхдержава).
Итак, страны оказались разделенными не только территориально, но и идейно, и политически, и экономически, и в военном отношении. Такой мир стал называться двух полюсным или биполярным.
Учащиеся обращаются к таблице в рабочем листе. И на основе полученных знаний заполняют пропущенные позиции. (Слайд № 13)
Возвращение к логическому заданию: Проанализируйте высказывание. Сбылся ли исторический прогноз философа? Объясните почему?
[править]Рефлексия:
1).Предположите, как бы развивался мир, если бы Черчилль не произнёс речь в Фултоне?
2).Как вы думаете, почему правительства США и СССР представляли позицию своих стран как сугубо оборонительную?
параграф 17; рабочая тетрадь – задания 3, 4, 5 на стр. 66 – 69.
[править]Творческое задание:
поразмышляйте, Кто являлся поджигателем «Холодной войны». На кого бы вы возложили ответственность? При ответе на вопрос используйте высказывание американского историка Дж. Геддиса: «Давайте считать, что ни та, ни другая сторона не желала «холодной войны» — и США и СССР заботились о своей безопасности. А трагедия заключалась в том, что каждая из сторон добивалась своей цели в одностороннем порядке вместо того, чтобы действовать сообща. Поэтому следует закрыть вопрос о происхождении «холодной войны» совместными констанциями, заявив, что все мы просто оказались «без вины виноватыми». Согласны ли вы с этой точкой зрения. Свой ответ аргументируйте.
«Противостояние Запада и Востока: начало «холодной войны».
1. «Холодная война» — это
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________.
2. Признаки «Холодной войны»:
•_____________________________________________________________ •_____________________________________________________________ •_____________________________________________________________ •_____________________________________________________________
3. США Противоречия СССР Идеология Политический режим Военно-политические блоки План экономической взаимопомощи
Вывод: _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ ________________________________________________________
Фрагмент тематического планирования.
Программа: О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа Всеобщая история Новейшая история – М.: «Просвещение», 2006
Учебник: О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа Всеобщая история Новейшая история – М.: «Просвещение», 2008
Тема урока Итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войны.
Ключевые понятия и названия темыПотсдамская конференция, Нюрнбергский процесс, демилитаризация
№ параграфа 16 стр. 152 — 154
Тема урокаКонтрольный тест по теме: «Вторая мировая и Великая Отечественная война».
Ключевые понятия и названия темыВсе изученные понятия в блоке Вторая мировая война
№ параграфа16 (учебник по Всеобщей истории, 29 – 34 (учебник по истории России)
Тема урокаРаздел II. Мир в 1945 – 2001 гг. (17 часов)
Новая расстановка сил в мире после Второй мировой войны.
Ключевые понятия и названия темыРепатриация, конверсия, Организация Объединённых Наций, Совет Безопасности ООН
№ параграфа17 стр. 156 – 160
Тема урокаПротивостояние Запада и Востока: начало «холодной войны».
Ключевые понятия и названия темыДоктрина, «холодная война», «план Маршалла», Совет экономической взаимопомощи, Организация Североатлантического договора, Организация Варшавского договора, гонка вооружений.
№ параграфа17 Стр. 161 – 165
[править]Отзывы учащихся:
«Несмотря на то, что темой урока была «Холодная война», занятие получилось очень тёплым и душевным! Информация была представлена оригинально. Мне понравились интерактивные карты» Сергей 9 В «Урок получился интересный. Красочные портреты. Удобно читать информацию. Особенно понравился видеоматериал».
Алиса 9 В
«Незаметно пролетел урок, потому что было очень интересно и занимательно. Даже посоревновались – викторина необычная и познавательная».
Таня 9 В
«Уроки с использованием интерактивной доски не похожи на наши ежедневные занятия. Вопросы составлены интересно. А все иллюстрации видны даже с последней парты. Удобно, что видеофрагмент не надо включать с проигрывателя. В меле нет необходимости. На карте можно рисовать маркерами, отмечая нужные районы».
Лера 9 В
навигация внутри км-вики
поиск по км-вики
Начало формы
Конец формы
инструменты км-вики
Последнее изменение этой страницы: 06:29, 4 мая 2011.