Прилуцкая Валентина Геннадьевна
МКОУ СОШ №19 п.Светлый Пластовский муниципальный район
Челябинской области
Конспект урока по истории России ХХ века.
9 класс.
ТЕМА: Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Цель: — познакомить учащихся с основными событиями в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне;
— научить на основе анализа фактического материала, делать выводы о соотношении сил и стратегической инициативы противников (на примере Сталинградской и Курской битвы);
— показать историческое значение Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге и роль советской армии в разгроме гитлеровской Германии в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.
Оборудование урока: компьютер, учебник А.А.Данилов История России ХХ века, рабочая тетрадь (вып.2), карта «Великая Отечественная война Советского Союза», мультимедийный проектор, слайды, контурные карты.
ПЛАН УРОКА.
СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.
СРАЖЕНИЕ НА КУРСКОЙ ДУГЕ.
БИТВА ЗА ДНЕПР.
4. ИТОГИ ВТОРОГО ПЕРИОДА.
Сталинградская битва 19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г.( слайд №3)
Вопрос: Охарактеризуйте стратегическую обстановку, сложившуюся к осени 1942 года?
Учитель: К ноябрю 1942 году ценой невероятных усилий Красной армии удалось остановить продвижение немецких войск к Волге. Сталинград стал непреодолимой преградой для фашистов. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении (слайд № 4)
Советские войска
| Немецкие войска | |
Личный состав (тыс. чел.) | 1134,8 | 1011,5 |
Количество танков | 1560 | 675 |
Количество орудий и минометов | 14934 | 10290 |
Количество самолетов | 1916 | 1219 |
Вопросы для анализа:
Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?
Почему это стало возможно?
Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов (слайды № 5,6,7) Юго-Западного – командующий Н.Ф.Ватутин
Донского — командующий К.К.Рокоссовский
Сталинградского – командующий А.И.Еременко
Был нанесен удар на правом и левом флангах (слайд №8), после чего советские войска окружили немецкую группировку численностью около 330 тыс. человек.
Попытка танковой группы под командованием генерала Манштейна прорвать окружение закончилась неудачей.
Задание: — обозначить на контурной карте направление ударов советских войск.
— обозначить направление контрудара танковой группы Манштейна.
Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса. (слайд № 9,10)).
Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
2.Битва на Курской дуге 5 июля – 5 августа 1943 года.( слайд №11)
Учитель: Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания фашистов с советской земли: (работа с картой)
-18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда;
— в феврале 1943 года началось освобождение восточного Донбасса. В результате мощного наступления войск Воронежского фронта на верхнем Дону были разбиты три армии противника и образовалась Курская дуга. ( работа с картой).
К лету 1943 года планы сторон были следующими (слайд №13))
Задание: работая с текстом учебника, выписать в таблицу планы сторон на летнюю кампанию 1943 года.
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ | |
План «Цитадель»: окружение и разгром советских войск, выход в тыл советской армии. | Активная оборона (изматывание сил противника) |
Массовая мобилизация ( 20 млн. чел.) | Переход в наступление |
50 дивизий | Активизация деятельности партизан в тылу врага |
Новые виды вооружений: танки «Тигр», «Пантера», «Фердинанд» |
|
Учитель: К лету 1943 года вновь меняется соотношение сил противников, сконцентрированных на Орловско-Курском направлении (слайд № 14)
Советский Союз | Германия | |
Личный состав (тыс. чел.) | 1136 | 900 |
Количество танков и САУ | 3444 | 2733 |
Количество орудий и минометов | 19100 | 10 000 |
Количество самолетов | 2172 | 2050 |
Задание: Сравните соотношение сил и сделайте вывод.
Учитель: Решающее сражение произошло в районе деревни Прохоровка. В нем принимала участие первая танковая армия под командованием М.Е.Катукова. Оно вошло в историю войны как крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков (слайд №15).
Перейдя в наступление, советская армия освободила города Орел и Белгород. В честь этого события в Москве был произведен первый победный салют (слайд № 15)
Задание: нанесите на контурную карту:
— направление планируемых ударов немецких войск;
— направление контрударов советских войск;
— место, где произошло крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение.
Битва за Днепр сентябрь- ноябрь 1943 года.
Учитель: Закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 года в битве за Днепр (карта). Советские войска форсировали Днепр. Не спасла фашистов и система укреплений «Восточный вал», которую они считали неприступной. 6 ноября 1943 года был освобожден город Киев (слайд № 16).
Коренной перелом в Великой Отечественной войне, начатый под Сталинградом, завершился. Военная инициатива окончательно перешла к Советской Армии.
Итоги второго периода. (Самостоятельная работа с учебником)
Тегеранская конференции ( слайд №17)
А) Представители каких стран принимали участие в работе конференции?
Б) Какие решения были приняты?
В) Как, на ваш взгляд, они могли повлиять на дальнейший ход войны?
Итоги второго периода.
Заключение урока.
Вопросы для проверки:
В чем заключался коренной перелом в ходе войны?
Почему он стал возможен?
Как повлиял на дальнейший ход войны?
Работа с тестом по теме урока.
Выберите правильный ответ.
Кто руководил действиями советских войск в ходе реализации плана «Уран»:
А) Н.Ф Ватутин, К.К.Рокоссовский, А.И.Егоров
Б) В.И.Чуйков, Р.Я.Малиновский, А.М.Василевский.
В честь какого события в Москве был дан первый победный салют:
А) капитуляция немецких войск в Сталинграде
Б) освобождение Орла и Белгорода
В) освобождение Киева.
Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»6
А) на правом берегу Днепра
Б) на Таманском полуострове
В) на южном берегу Сивашского залива.