Грехова Юлия Евгеньевна
МБОУ Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, Арзамасский район, р. п. Выездное
Учитель истории
УРОК. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 г.
«..КРЕПОСТНОЕ ПРАВО НА КРЕСТЬЯН ОТМЕНЯЕТСЯ НАВСЕГДА» (АЛЕКСАНДР II)
Тип урока: урок-изучение нового материала
Цели:
— образовательная:
познакомить учащихся с личностью Александра II
сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права
путём анализа основных положений реформы выявить её прогрессивные и крепостнические черты
обратить внимание на роль личности в истории
— развивающая:
способствовать развитию информационной культуры учащихся
познакомить их с возможностями ПК
развивать у учащихся способность к воображению
развивать умение и навыки анализа, выделения главного, обобщения, личностных суждений и оценок
совершенствовать коммуникативные навыки
— воспитательная:
содействовать воспитанию уважения к истории России
воспитывать чувство патриотизма, духовно-нравственные ценности
Методы и приёмы:
— частично-поисковый;
— репродуктивный;
— дискуссия;
— работа с источниками;
— обобщение и конкретизация, сравнительный анализ;
— составление эссе
Литература
Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной “История государства и народов России XIX век”, М., 2002.
Поурочные разработки к учебнику “История государства и народов России XIX век”, М., 2001.
Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.
Ключевский В.О. Собрание сочинений. Том V. М, 1989.
Чулков Г.И. Императоры: психологические портреты. М., 1991.
Урок строится по схеме презентации, созданной в программе PowerPoint
Оборудование урока: компьютер и проектор.
ОБОСНОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ | ПРОГНОЗИРУЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | |
Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; готовность учащихся к уроку.
На доске слайд с темой урока, целью и планом урока Учитель обращает внимание учащихся на доску. Тема нашего урока: КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 ГОДА. Цель урока: Сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права; путём анализа основных положений реформы выявить её прогрессивные и крепостнические черты. План урока 1. Введение. 2. Основная часть урока:
3. Заключительная часть урока. 4. Домашнее задание.
Вступительное слово учителя. 18 февраля 1855 года в самый разгар Крымской войны, при весьма загадочных обстоятельствах умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей. “Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот” – говорил, умирая, сыну Александру Николай I. Рассматривается слайд с изображением Александра II, его жены Марии Александровны и его отца Николая I — Так какие же проблемы оставил Александру II его отец?
Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 года и получил блестящее воспитание как будущий император. Поэт В.А. Жуковский был главным наставником цесаревича, старался привить ему либеральные взгляды на общество. М.М. Сперанский преподавал ему право. Е.Ф. Канкрин – экономику.
(Рассматриваются слайды с изображением преподавателей Александра II – В.А. Жуковского, М.М. Сперанского, Е.Ф. Канкрина.) Во время путешествия заграницу Александр II познакомился со своей женой, а, побывав в Сибири, просил отца проявить милость к декабристам. Рассматривается слайд с изображением Александра II
— Как, по вашему мнению, воспитание Александра II повлияло на его характер? Как личные качества царя могли отразиться на ходе исторических событий?
Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Вспомните, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос.
слайд — предпосылки отмены крепостного права
Предпосылки отмены крепостного права
Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Прежде всего, она имела моральную сторону. — Какое было отношение в русском обществе к крепостному праву? Вспомните, кто из русских писателей обличал ужасы крепостного права? Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права?
Рассматривается слайд “Отношение к крепостному праву в российской печати”
Крепостное право, считал Кавелин,—это главный узел, в котором сплелось опутавшее Россию зло. Но этот узел надо развязать, а не разрубить. Насильственное решение вопроса не внесет успокоения. России, писал Кавелин, нужны мирные успехи. Надо провести такую реформу, чтобы обеспечить в стране “на пятьсот лет внутренний мир”. Нужно пренебречь правом помещиков на личность крестьянина, но нельзя забывать об их праве на его труд и в особенности на землю. Поэтому освобождение крестьян может быть проведено только при вознаграждении помещиков. Другое решение, заявлял Кавелин, “было бы весьма опасным примером нарушения права собственности”. Но нельзя, подчеркивал Кавелин, упускать из виду и интересы крестьян. Они должны быть освобождены от крепостной зависимости, за ними надо закрепить ту землю, которой они владеют в настоящее время. Разработку выкупной операции правительство должно взять на себя. Если оно сумеет учесть интересы помещиков и крестьян, то два сословия сначала сблизятся, а затем сольются в один земледельческий класс. Внутри его исчезнут сословные различия и останутся только имущественные. “Опытом доказано,— писал Кавелин,— что частная поземельная собственность и существование рядом с малыми и больших хозяйств суть совершенно необходимые условия процветания сельской промышленности”. Отмена крепостного права, как надеялся мыслитель, откроет путь другим реформам: преобразованию суда, устранению цензурного гнета, военной реформе, развитию просвещения. В 1855 г. А. И. Герцен приступил к изданию в Лондоне альманаха “Полярная звезда”. Поместив на обложке силуэты казненных декабристов, он подчеркнул, что их традиции и идеалы продолжают жить. Успех “Полярной звезды”привел Герцена к мысли о выпуске периодического бесцензурного издания, которое могло бы быстро откликаться на текущие события, пропагандировать идеи освободительного движения. С 1 июля 1857 г. Герцен и Огарев стали издавать газету “Колокол”. В первом номере Герцен выдвинул программу из трех пунктов: 1) освобождение крестьян; 2) упразднение цензуры; 3) отмена телесных наказаний. В дальнейшем Герцен уточнил, что он имеет в виду освобождение крестьян с землей, выкупленной государством. Это была программа-минимум. В то время Герцен не затрагивал, например, вопроса о конституции. Но реализация даже минимальной программы во многом изменила бы обстановку в России. В открытом письме Александру II, называя себя “неисправимым социалистом”, Герцен подчеркивал умеренность и реализм своих конкретных Требований: “Я стыжусь, как малым мы готовы довольствоваться, мы хотим вещей, в справедливости которых Вы так же мало сомневаетесь, как и все. На первый случай нам этого довольно”. Между тем в России продолжалась “оттепель”. В 1856—1857 гг. вернулись из ссылки декабристы и петрашевцы. Им, правда, запретили жить в столицах. Бывшие ссыльные разъехались по провинции и в дальнейшем приняли активное участие в подготовке и проведении крестьянской реформы. Многие из них гласно или негласно сотрудничали в “Колоколе”и “Полярной звезде”. Итак, ребята, какой вывод мы можем с вами сделать?
А теперь заполним таблицу «Причины отмены крепостного права». После заполнения таблицы работа проверяется по заранее составленному слайду. 30.03.1854 г. Александр II выступил с речью перед московским дворянством, где впервые заговорил о необходимости отмены крепостного права: “…лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершиться снизу”. Рассматриваются слайды подготовка к отмене крепостного права — Как вы думаете, почему Александр II добивался, чтобы инициатива в отмене крепостного права исходила от дворян? Какую роль в этих реформах он отводил себе?
А теперь предлагаю вам подумать. Известно, что сразу же после речи императора перед дворянством министр внутренних дел С.С. Ланской поручил своему помощнику А.И. Левшину собрать все имеющиеся в предыдущем царствовании проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян. — Каковы были эти варианты? Рассматривается слайд “Варианты освобождения крестьян, представленные Редакционной комиссией”. Как вы думаете, какой вариант и почему избрал Александр II? 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест “О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта”. В документе было записано: “Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда”. Рассматриваются слайды “Основные положения манифеста”. — Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест? Как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? Стал ли русский крестьянин собственником своей земли благодаря манифесту?
В апреле 1861 г. в деревне Бездна Казанской губернии войска жестоко подавили выступления крестьян, требовавших “полной воли” и немедленного предоставления земли. В конце 1861 г. в обществе происходит разочарование непоследовательностью реформ. — Как вы понимаете эти строки Н.А.Некрасова? “Распалась цепь великая, — Как автор оценивает события отмены крепостного права? — Как вы оцениваете эти события? Закрепление материала. — Какого же значение отмены крепостного права? Рассматривается слайд “Значение отмены крепостного права”.
Ученики получают задание: ответьте на вопросы и заполните таблицу.
Домашнее задание. Учебник параграф 17, задание № 2 (устно), выучить новые понятия. Творческое задание: написать “письмо” от лица освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьян на свободу, на имя императора Александра II.
| Подготовка учащихся к работе на уроке.
Нацеливает на урок. Обеспечение мотиваций и принятие учащимися цели учебно – познавательной деятельности.
Мотивирует учащихся к активной познавательной деятельности.
Заинтересовывает. Создает проблему, требующую решения.
Активизирует знания учащихся.
Развивается зрительная память, внимание.
Активизация мыслительной деятельности.
Активизирует деятельность учащихся.
Учитель совместно с учениками приходит к выводу.
Учитель ставит перед учениками проблемное задание.
Мотивирует учащихся к активной познавательной деятельности. Создает проблему, требующую решения.
Учитель должен попытаться привести учащихся не только к историческим, но и затронуть нравственные оценки.
Объясняет выполнение домашнего задания. | Готовность класса к уроку.
Учащиеся записывают тему урока. Готовятся к восприятию новой информации
Настраиваются слушать.
Отвечают на вопрос.
Проигранная Крымская война и достойный выход из неё России; отмена крепостного права; необходимость проведения реформ в Российском государстве.
Получают новые сведения.
Отвечают на вопросы.
Александр II воспитывался своими наставниками в духе либеральных идей, но не надо забывать, что жил он в николаевской стране. Новый император был милосердным (просил отца освободить декабристов), но в то же время как человек военный обладал жёсткостью характера, понимая, что на него возложена миссия реформатора.
Ученики записывают в хронологическом порядке предпосылки отмены крепостного права.
Отвечают на вопросы учителя.
Отношение было двойственное, но все понимали, что проблема требует решения. Из писателей можно вспомнить И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, И.А. Гончарова. Все члены тайных организаций включали в свои программы статьи об отмене крепостного права – декабристы, славянофилы и западники, петрашевцы.
Ученики обсуждают цитаты из периодической печати тех лет: К.Д. Кавелин “Записки об освобождении крестьян”, А.И.Герцен журнал “Полярная звезда”, А.И.Герцен, Н.П.Огарев “Колокол”.
В середине XIX века в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.
Ученики заполняют таблицу “Причины отмены крепостного права”.
Отвечают на вопросы. Александр II знал настроения большинства помещиков по этому вопросу, поэтому хотел от них реальных предложений. Александр отводил себе роль наблюдателя и координатора действий, но, когда потребовался решительный шаг, он его сделал.
Отвечают на вопрос.
Ученики начинают работу с основными положениями манифеста. Записывают основные положения манифеста.
Высказывают свои мнения по этим вопросам.
Слушают. Делают выводы.
Активная работа класса. Делают выводы. Учатся самостоятельно найти ответ на поставленные вопросы.
Делают выводы.
Записывают значение отмены крепостного права.
Заполняют самостоятельно таблицу.
Записывают домашнее задание. |