Конспект урока по истории «Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР. Культура и искусство в предвоенное десятилетие» 11 класс

Путинцева Татьяна Николаевна

МКОУ Караяшниковская СОШ, Ольховатского района Воронежской области

Учитель истории и обществознания

Тема урока: Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР. Культура и искусство в предвоенное десятилетие.

Основные цели урока:

— Сформировать представления о специфике социально – политический процессов в СССР периода «культа личности»;

— сформировать представление о противоречиях теории и практики политико- правовых аспектов управления обществом в 1930-е годы. (провозглашение демократических свобод в Конституции СССР 1936 г. И массовые политические репрессии);

— сформировать представления об основных тенденциях развития советской культуры и искусства 1920-1930 гг.;

— сформировать представление о возрастании роли государственно – идеологического контроля за культурной жизнью страны («метод социалистического реализма», «воспитание нового человека»).

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник (§19,§20); компьютер, мультимидийный проектор, презентации

Важнейшие события: политические процессы конца 1920-х – 1930-х гг.; убийство С.М. Кирова; принятие Конституции 1936 г.; постановление «О перестройке литературно-художественных организаций» (19320.

Ключевые понятия и названия: ГУЛАГ; «враг народа»; культ личности; «чистка»; социалистический реализм.

Основные даты:

1928-1929 – процессы «вредителей» («Шахтинское дело», «дело Промпартии», дело «Трудовой крестьянской партии»)

1936 – принятие «сталинской» Конституции.

1936-1938 – московские политические процессы.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выполнение тестового задания.

III.Изучение нового материала


1.Возвышение И.В. Сталина.

Сегодня тема нашего урока: Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР. Культура и искусство в предвоенное десятилетие.

Мы с вами поговорим: о специфике социально – политических процессов в СССР периода «культа личности»;

о противоречиях теории и практики политико- правовых аспектов управления обществом в 1930-е годы. (провозглашение демократических свобод в Конституции СССР 1936 г. И массовые политические репрессии);

о советской культуре и искусстве 1920-1930 гг.;

Чтобы перейти к изучению новой темы, ответьте на следующий вопрос: Что послужило причиной обострения внутрипартийной борьбы в 1920-е годы?

(Борьба за «наследство» после смерти В.И. Ленина, разногласия о вопросах НЭПА)

Уже в 20-е годы пропагандистский аппарат большевистской партии начал возвеличивать своих лидеров. Их имена получали города, поселки, фабрики, артели и колхозы, улицы и площади, их прославляли в стихах и песнях.

Весной 1922 года Генеральным секретарем ЦК стал И.В. Сталин. Ленин считал, что эта должность должна наладить четкость в кадровой работе, а именно добиться, чтобы между центральным органом руководства партии и партийными организациями на местах был налажен оперативный обмен информацией. Сталин очень быстро поставил под свой контроль почти все стороны деятельности партийного аппарата. Под его влиянием оказались партийные средства массовой пропаганды и карательные органы.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100"

В 1923- 1928 г. В партии большевиков развернулась борьба за власть между Троцким, Зиновьевым, Каменевым, Бухариным и Сталиным.

В 1929 году победу во внутрипартийной борьбе одержал И.В. Сталин.

Результатами внутрипартийных дискуссий 20-х гг. были осуждение оппозиционных групп, изоляция, а затем- устранение противников Сталина, утверждения культа личности Сталина .

Партийная пропаганда 1930-х гг. рассматривала Сталина как верного продолжателя учения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Рядовые партийцы видели в Сталине борца за осуществление коммунистических идеалов, вождя международного революционного движения.

В действительности же взгляды И.В.Сталина во многом противоречили воззрениям классиков марксизма.

Провозгласив цели построения социализма в СССР, он обосновал право партии большевиков на монопольное удержание власти в стране на неопределенно длительный срок.

В образе мудрого, беспощадного к врагам народа, простого и доступного лидера партии и народа Сталин умело пользовался своей властью и настроением народных масс.

После разгрома оппозиций партия большевиков в СССР в 30-х гг. стала отлаженным механизмом: единым, строго централизованным, жестко соподчиненным.


Вопрос. Как вы думаете, к каким негативным последствиям привело возвышение И.В. Сталина?


Репрессии в СССР не прекращались со времени Гражданской войны и интервенции. Однако после завоевания Сталиным в 1929 г. позиции бесспорного лидера они неуклонно ужесточались. Подчеркивалось, что все достигнуто благодаря «мудрому руководству» Сталина. Формировался ореол непогрешимости вокруг его имени, складывался культ личности вождя. Формировалось массовое репрессивное сознание: искреннее желание выявить «врага», что поощрялось руководством всех уровней. Люди становились простыми исполнителями. Система пронизывала все сферы жизни, вплоть до внутреннего мира человека. Сопротивляться ей было трудно, почти невозможно. Если кто пытался это делать, то его постигали репрессии.

В 1928-1931 гг. были сфабрикованы дела: «Шахтинское», «Промышленной партии», «Трудовой крестьянской партии»)

Репрессии сверху дополнялись массовым доносительством снизу. Донос, особенно на вышестоящих начальников, становился удобным средством продвижения по службе для многих завистливых, карьеристски настроенных выдвиженцев. 80 % репрессированных в 30-е гг. погибли по доносам соседей и коллег по службе.

Продолжали действовать концентрационные лагеря. Наиболее известным был Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). В связи с резким увеличением количества заключенных после проведения кампании борьбы с кулачеством в 1930-1931 гг. было создано Главное управление лагерями (ГУЛАГ). Постоянные ужесточения законодательства позволяли направлять в лагеря рядовых граждан за малейшие проступки. Политика репрессий позволила в широких масштабах применить бесплатный труд заключенных на стройках первых пятилеток.

Свежие документы:  Урок по истории для 5 класса по теме «Возникновение театра»

Своего апогея репрессии достигли после трагедии, разразившейся в Ленинграде 1 декабря 1934 г. –убийства первого секретаря ленинградской партийной организации С.М. Кирова. Основанием вынесения приговора было личное признание подозреваемого. Следствию разрешалось использовать пытки, процесс проходил без участия прокурора и защитника, приговоры выносились без права обжалования и исполнялись незамедлительно.

Сообщение учащегося о репрессиях 1936-1938 гг.

-О репрессиях 1936-1938 гг. нам подготовила небольшое сообщение Хмыз Оля.

Создание Сталинской Конституции 1936 г.

Сталинское руководство сознавало, что репрессии создают неблагоприятное впечатление об СССР за рубежом, вызывая тревогу в стране. С учетом этого 5 декабря 1936 года была принята новая формально демократичная, чем прежняя, Конституция СССР.

Конституция «победившего социализма» представляла собой весьма противоречивый документ. С одной стоны, она содержала прогрессивные положения, в частности право на труд, право на отдых, на получение образования, на материальное обеспечение в старости. Однако с другой стороны, эти и иные пункты были не более, чем политической декларацией. Права и свободы граждан на проведение шествий и демонстраций не были регламентированы соответствующими законами. Пенсии и социальные выплаты были минимальными.

Статьи о неприкосновенности личности, жилища и тайны переписки в условиях начавшегося террора никто не вспоминал. 126-я статья Конституции закрепила особый статус коммунистической партии в политической системе. Закреплялось определение «враг народа».

Самое главное то, что Конституция ни в 1936 г., ни позже не была реализована в полной мере.

Культура и искусство в предвоенное десятилетие.

Выступления учащихся с сообщениями.

Мельникова Татьяна — Метод социалистического реализма в искусстве

Резникова Наталья – Кинематограф.

Клименко Мария – Оперное и балетное искусство.

Рефлексия.

-Что нового на уроке вы узнали?

-С какими новым терминами вы познакомились?

Репрессии – это карательные меры государства против своих граждан, нарушающие их политические, экономические, личные права и свободы; важный элемент управления в авторитарных и тоталитарных режимах.

Культ личности – это единовластие, сложившееся в СССР с 20-х гг. как культ И.В. Сталина. Возвеличивание роли одного человека, приписывание ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития, когда личность подменяет руководство партии, ликвидирует демократию, устанавливает диктаторский режим. Источники культа личности коренятся как в объективных, так и в субъективных условиях, сложившихся в советском обществе.

ГУЛАГ – это главное управление исправительно- трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения- образован в 1934 г. в ведении НКВД (Народного комиссариата внутренних дел). Ему переданы все исправительно-трудовые учреждения наркомата юстиции. Существовал до 1956 г.

Свежие документы:  Лабораторно-практическая работа "Создание и редактирование графических и табличных объектов" 10-11 класс

Термин «ГУЛАГ» используется как общее название системы лагерей и тюрем, где содержались жертвы массовых репрессий и произвола, периода культа личности, тоталитарного режима в СССР.

Социалисти́ческий реали́зм, соцреали́зм — основной художественный метод, использовавшийся в искусстве Советского Союза начиная с 1930-х годов, тесно связанный с идеологией и пропагандой.

IV.Домашнее задание. §19, 20. Подготовить сообщения «Шахтинское дело», «Промпартии», «Трудовой крестьянской партии»


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: