Ожигова Екатерина Алексеевна
Учитель истории и обществознания
МОУ ИРМО «Оёкская СОШ»
Методическая разработка урока для 6 класса по истории средних веков.
Тема «Культура Византии».
Цели:
1.Познакомить учащихся с историческими условиями, повлиявшими на развитие культуры Византии.
2.Дать учащимся представление о важнейших достижениях византийского искусства в архитектуре, иконописи.
Основные понятия и термины: икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта, темпера.
Оборудование: иллюстрация «Собор Святой Софии в Константинополе», репродукция иконы «Владимирская Богоматерь»
ХОД УРОКА
Проверка домашнего задания. Вопросы:
— рассказать о природных, географических условиях Аравийского полуострова, населении и его образе жизни.
-сравнить системы государственного управления норманнов и арабов;
— охарактеризовать объединяющую роль ислама;
-основные обязанности мусульман;
-рассказать об основных завоеваниях арабов;
II. Изучение нового материала.
План изучения нового материала.
1.Исторические условия развития культуры Византии.
2.Образование, научные знания.
3.Искусство: архитектура, иконопись, мозаика.
4.Влияние культуры Византии на соседние страны.
1.Исторические условия развития культуры Византии.
Учитель начинает объяснение нового материала с постановкой проблемного задания: подумайте, какие исторические особенности Византии могли способствовать высокому уровню культурного развития? Учащиеся, опираясь на полученные знания по теме «Византия при Юстиниане I», отвечают так:
-Города оставались центрами торговли, ремесла, сильной власти и культуры.
-Византия становится наследницей античной культуры.
-Христианство повлияло на культурное развитие Византии.
2.Образование, научные знания.
Учитель обращает внимание учащихся на то, какие знания были нужны для строительства, развития ремесел, торговли, путешествий, для сбора налогов и управления государством.
Государство нуждалось в грамотных чиновниках, образованных государственных деятелях. Образованные люди достигли власти, высоких должностей и богатства. Потребности в грамотности и образовании была не только в столице Византии, но и в провинциях, среди крестьян и ремесленников встречались грамотные и образованные люди.
Были организованны церковные, государственные и частные школы. В школах обучали чтению, письму, счёту, церковному пению. Изучали священное писание, труды, древних учёных. В Константинополе в IX веке при дворе императора открылась высшая школа. В высшей школе преподавали риторику, мифологию, историю, географию, литературу. В XI веке был открыт первый в Европе университет.
Учитель задает следующие вопросы:
-Чем была вызвана потребность знать жизнь, обычаи других народов, чертить карты?
-Что способствовало развитию истории как науки в V-VII вв.?
Учащиеся могут дать такие ответы:
-Война, торговля, мореплавание;
-Война Юстиниана, изучение трудов античных историков;
3. Искусство: архитектура, иконопись, мозаика.
Раскрывая вопрос об особенностях византийского искусства, учитель характеризует некоторые его виды — архитектуру, мозаику и иконопись.
АРХИТЕКТУРА
Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию учебника «Храм Святой Софии в Константинополе» (стр.64).
Какое впечатление собор Святой Софии производит на нас, живущих в XXI веке?
Рассказ учителя:
Снаружи храм не кажется ни большим, ни нарядным, но вошедших внутрь он поражает огромным пространством, величественностью интерьера. Почему? Христианство изменило назначение храма, его архитектуру и интерьер. В христианском храме верующие собирались на богослужение внутри. Следовательно, внутреннее убранство храма Византии наряднее, чем внешний его вид.
В X-XI вв. вместо вытянутого прямоугольного здания утверждается крестово- купольный храм. В плане этот храм имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении — барабане.
Далее рассказываю о соборе Св. Софии в Константинополе .
МОЗАИКА
Важной задачей византийских архитекторов было распределение в храме света и тени.
Разноцветные кубики смальты (сплав стекла и краски) укреплялись в грунт с разным наклоном, поверхность смальты делали немного шероховатой. При движении верующих в храме кусочки смальты мерцали, искрились, переливались, отражали падающий свет своими гранями. ( Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрации в учебнике стр.66)
ИКОНОПИСЬ
Самым главным достижением культуры Византии данного периода явилась иконопись.В храмах, домах появились иконы — изображение Иисуса Христа, Богоматери, сюжет их Священного Писания. Поясняю — основные отличия иконы от картины. ( основное отличие стилистики иконы от реалистической картины — принцип изображения пространства (для примера показываю репродукцию любой картины). Для лучшего понимания прямой и обратной перспективы надо нарисовать или показать учащимся изображение железнодорожного полотна. Учащиеся видят, что рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта. Это прямая перспектива.
На иконе же точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в стоящем перед иконой человеке, в параллельные линии на и коне не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Это обратная перспектива. Иконы писали на деревянной основе-доске. В основном для этого использовался кипарис, а также и другие породы дерева — берёза, сосна, дуб, осина, ель.
Если сделать по перечный разрез иконы и посмотреть на неё сбоку, то можно обнаружить на нем 4 слоя. Слой первый — иконная доска. Иногда доску наносили на ткань- паволоку. Слой второй — грунт, то есть основа под краску. Грунтовая основа имеет белый цвет и называется левкасом. Слой третий — красочный. Для написания иконы используются темперные краски.
Темпера – краска сделанная на основе порошкообразных цветных пигментов, связывающих веществом которых служит эмульсия, составленная из воды желтка.
Слой четвертый- защитный- натуральная олифа. Ознакомив учащихся с основными особенностями иконописи, целесообразно представить репродукцию иконы «Владимирская Богоматерь». Эта икона создана в Константинополе в первой трети XII века и привезена на Русь в 1131-1132гг., а в 1155 году перенесена во Владимире, откуда и происходит её название. В византийской иконографии она называется «Богоматерь Елеуса», то есть милосердия, в русской — «Богоматерь Умиление». Богоматерь Умиление — самый лирический образ Богородицы.
Учитель обращает внимание учащихся на следующее: младенец Христос на руках Девы Марии доверчиво обхватывает её ручками и нежно прижимается своей щекой к её щеке. Это связано с трагической судьбой Божьего сына и скорбящей о нём матери.
Учитель показывает икону, акцентирует внимание учащихся на том, что икона находится в Москве в Третьяковской галерее. Поверхность сильно искажена многочисленными реставрациями, однако лики Богоматери и Младенца сохранились, и это даёт представление о содержании образов и стиле письма. Глаза Богородицы овеяны печально; её образ написан темными красками. Весь облик исполнен большой человеческой скорби и потому и так душевно близок всем.
Фигура Младенца светла, трогательна и беспомощна, т.к. он находится на заре своей жизни.
Икона до сих пор волнует нас, так как в ней воплощено общечеловеческое чувство — великая материнская любовь.
ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ НА СОСЕДНИЕ СТРАНЫ.
В заключение учитель рассказывает о влиянии культуры Византии на духовное развитие других стран и народов. Государство, принявшие христианство от Византии – Болгария, Сербия, Киевская Русь, Армения, Грузия – в значительной мере испытывали влияние византийской культуры. Достижения византийской культуры и искусства эти страны и народы применили творческие, сочетания их с собственными национальными традициями.
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Вопросы и ЗАДАНИЯ.
— Объясните, почему в Византии были востребованы образованные, грамотные люди?
— Укажите, в каких направлениях развивались научные знания?
-Какой существовал канон в оформлении христианского храма?
IV. ИТОГ УРОКА
Домашнее задание: п.7, ответить на вопросы письменно 1-3, с.67.
Подготовить сообщения:
«Собор Святой Софии в Константинополе». «Икона Владимирская Богоматерь».