| Алексей Алексеевич Подставкин Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 20 Усть-Лабинского района. Победитель конкурса «Лучший учитель России – 2006 года». Высшая категория. Телефон: 8(918) 947-97-71 e—mail: Podstavkin_a@mail.ru |
Введение новых образовательных стандартов требует от учителя истории искать нестандартных и интересных подходов к проведению уроков. Наиболее актуальным направлением в преподавании истории можно выделить деятельностный подход. Структура урока практически не меняется, а содержание и способы использования познавательных заданий другие: активное использование различных структурных компонентов школьного учебника истории (документы, иллюстрации, пояснительный текст, аппарат ориентировки) и вариативных источников (практическая работа над некоторыми узкими темами). В этом случае можно добиться многоуровневого результата изучения исторической дисциплины. Как пример, предлагаю конспект урока истории в 7 классе, который был предъявлен на суд зрителей в рамках курсов повышения квалификации учителей истории в декабре 2012 года.
Тема: Культура Западной и Центральной Европы в Раннее Средневековье.
Учебник: Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. М., «Просвещение» 2011г.
Цель урока:
1. Познакомить учащихся с культурой народов Западной и Центральной Европы эпохи раннего средневековья.
2. Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, давать оценку отдельным явлениям культуры.
3. Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создавали шедевры мировой культуры.
Ход урока:
На этом уроке класс можно разделить на команды. Учащиеся самостоятельно выбирают себе лидера, который будет их организовывать, делать выводы при поражении. За правильные ответы давать карточки.
Сегодня мы поговорим о том, как человек представлял себе мир в раннее средневековье.
1. В первые столетия средневековья немногие бывали за пределами своей сельской округи. При натуральном хозяйстве связи между селениями были крайне редкими. Путешествие было тогда опасным и трудным делом. Из-за плохих дорог скорость передвижения была небольшой. Даже верхом за сутки можно было проехать путь лишь в несколько десятков километров. О других странах поступали скудные, отрывочные сведения. Долгое время европейцы не знали, что делается за пределами Европы, и сочиняли небылицы о далеких странах.
Рассмотрите миниатюру XII века и описание страны Кокань (европейский фольклор XII века).
На основе этих двух исторических источников расскажите от имени средневекового крестьянина об их представлениях о живых существах, живущих в далеких землях и их условиях жизни.
(Капитаны должны проследить, чтобы группы выбрали разные изображения для ответа).
Дополнительные вопросы группам:
— Почему в XII веке были распространены такие сведения о внешнем мире?
— Какие приемы делают информацию в этих источниках фантастической?
— Как доказать, что изображенное на миниатюре и описанное в тексте это выдумка?
2. Представления древних ученых о том, что Земля – шар, не были полностью забыты. Но некоторые средневековые ученые это отвергали. Многие представляли себе Землю в виде диска, покрытого небом как колпаком, а по небу совершают свой путь Солнце, Луна и пять известных тогда планет.
Луна
| Меркурий | |
Венера
| Земля | Марс |
Юпитер | Сатурн |
|
— Определите, какой способ я использовал, располагая рисунки планет на доске? (по алфавиту).
Я могу сказать: классифицировал по алфавиту.
Каким еще способом можно расположить рисунки планет? (по удаленности от солнца, по размеру, по удаленности от Земли).
Сформулируйте определение понятия «классификация». (Классификация – группировка по какому-либо признаку).
Домашнее задание: найдите в интернете информацию о том, по какой очередности располагали не небе планеты древнегреческие ученые. Подсказка – планетарная система Платона, Аристотеля, Птолемея.
3. Время не считалось ценностью, и его не берегли. Люди и не стремились знать точное время. Лишь в монастырях и домах знати встречались известные с античных времен водяные и песочные часы. Для большинства людей время суток указывал звон церковных колоколов.
— Как узнавали время простые крестьяне? (По солнечным часам).
— Почему им не нужно было знать время с точностью до минуты или секунды?
По иллюстрации изучается устройство солнечных часов.
Раздаются материалы для изготовления солнечных часов.
— Почему наклон гномона равен 45 градусов? (Наклон равен географической широте места).
Часы необходимо направить на север. Как нам определить направления сторон света? (Компас или в 12.00 стрелка должна быть против солнца и не давать тени).
— Каким образом можно узнать по часам время? Как отметить на них точки времени? (Эксперимент – каждый час на часах отмечать черточки расположения тени).
Домашнее задание: расставить черточки обозначающие часы времени.
4. В средние века христианская церковь в Европе достигла большого могущества. Без ее участи или воздействия не совершалось ни одного крупного события.
Аббат | Католический храм | Монастырь Мария Лях
|
Священники и монахи ежедневно несли службы в церквах. Центрами духовной и религиозной культуры становились монастыри. Жизнью в монастыре руководил аббат.
— Какое понятие более широкое: аббат или монах?
— Расположите все термины от более широкого к более узкому по смыслу. (Монастырь, церковь, монах, аббат).
Рефлексия:
Баночка отзывов!
Что больше всего понравилось? Одним словом напишите на листке ваше отношение к уроку?
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 9, найдите в интернете информацию о том, по какой очередности располагали не небе планеты древнегреческие ученые, расставить черточки обозначающие часы времени.