Кущевская средняя школа №4
Кафедра истории.
Методические разработки по теме:
«Образование Российской империи»
(7 класс)
Учитель: Московченко Т. В.
Тема урока:
«Личность Петра в оценках и суждениях»
(методическая разработка урока)
7 класс
Учитель: Московченко Т.В.
Тема урока: Личность Петра в оценках и суждениях.
Задачи урока: помочь ученикам в мыслении знания учащихся петровских преобразований для истории России, обобщить знания учащихся о Петре I и его реформах об их влиянии на дальнейшую судьбу России.
Оборудование: -карта Российская империя в первой половине XVIIв.;
-выставка рисунков учащихся, посвященных Петру I и его реформам;
-выставка книг о Петре I и его времени;
-Портреты Петра I;
-кроссворд.
В ходе подготовки к уроку семиклассники пишут небольшие сочинения, на выбор предлагаются две темы: «Мне нравится Петр I» и «Мне не нравится Петр I». Ко всем занятиям темы школьники выполняют творческие задания- рисунки, посвященные эпохе петровских преобразований.
Важный элемент урока – инсценировка. Два школьника заранее разучивают роли Петраi и Меньшикова.
ПЛАН УРОКА:
I. Вступительное слово учителя.
II. Инсценировка.
III. Дискуссии учащихся.
IV. Сообщения учащихся об орденах, учрежденных Петром.
V. Обзор книг о Петре.
VI. Просмотр к/ф «Петр Великий».
VII.Разгадывание кроссворда.
VIII.Подведение итогов.
ХОД УРОКА:
I.Вступительное слово учителя.
28января 1725г. Умер первый российский император- Петр Алексеевич Романов. «Кого хороним?.. Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли Русской» — Эти слова произнес Феофан Прокопович один из самых преданных сподвижников Петра. «Солнце земли Русской»- высочайшая оценка; уже при жизни Петра высказывались однако и совсем другие суждения находились люди, которые считали царя виновником многих бед России. И так, почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются по сей день… одни восхищаются Петром: «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник»(А.С. Пушкин), «царь-просвятитель». А для других он – «злодей», «деспот», «тиран».
Так каким был Петр I? Мы и постараемся ответить на этот вопрос.
А вот и сам государь пожаловали со своим другом, президентом Военной коллегии Александром Даниловичем Меньшиковым. И что привело его сюда?
II.Инсценировка.
Петр: Ведомо нам стало, отроки и отроковицы, что Вы в спор о нас вступили, и зело любопытно нам стало , что Вы о делах наших говорить станните. Много ли о нас ведаете? А вот в 1792г. 300-летний юбилей мой в России скромненько отметили; царь, дескать, что о нем говорить много…
Меньшиков: Не волнуйся, мин херц, тогда во всем мире твой день рождения отмечали и дела твои поминали. А особенно шведы. Благодарны они тебе за то, что ты их разбил в Северной войне. Быть может благодаря этому-то они почти два столетия не воюют, жертв не несут.
Петр: Зело отрадно это нам друг Алексашка, слышать. Однако давай-ка послушаем сих отроков.
Учитель: Ребята, продолжим наш урок. Итак, каким же был Петр I?
III. Далее ученики делают краткие сообщения на основе сочинений. Ребята, которые выбрали тему «Мне нравится Петр I», отмечают трудолюбие царя, его простоту, любознательность, тягу к знаниям, ко всему новому, энергию и т.д.
Их оппоненты говорят о жесткости Петра, о его крутом нраве.
IV. Учитель: Страстное желание Петра I вывести Россию на новый уровень, стремление всячески поднимать и укреплять престиж Отечества коснулись многих сторон жизни. Многочисленные преобразования и реформы не обошли стороной и наградную систему. В частности решено было учредить в России кавалерийский орден для отличившихся в боях, а позже им награждались и гражданские чины за заслуги перед Отечеством.
Это орден Святого Андрея Первозванного учрежден в 1698г.
Орден Святой великомученицы Екатерины или освобождения учрежден в 1714г.
Орден Святого Александра Невского задуман Петром в 1724г.
Помимо российских орденов Петром I введено награждение императорским портретом. Эта награда расценивалась как особый знак отличия, демонстрирующий личное расположение государя к заслугам пожалованного им.
Учитель: А каким было отношение народа к царю?
Учащиеся вспоминают о равнодушии к судьбам простого народа, вспоминают о не красящей царя истории со смертью его сына Алексея.
Подводя итоги, учитель спрашивает о том, можно ли однозначно ответить на этот вопрос.
Приведем слова одного неизвестного крестьянина: «Вот так царь! – Даром хлеба не едал, пуще мужика работал».
V.Обзоры литературы
Учитель: А сколько книг написано о Петре! И у каждого автора свои представления о царе-реформаторе.
Учитель: Яркой иллюстрацией расправы над стрельцами, жесткости и деспотизма Петра, может ему служить картина Сурикова !Утро стрелецкой казни». Наверно, было куда эффективнее было бы изобразить саму казнь, потрясти зрителя мелодрамой страсти, ужасами кровопролития, состраданием к жертвам, но художник избирает величавую торжественность последних минут перед казнью. Что здесь происходит? Кого мы виним? Еще издали видны белые рубахи приговоренных , горячие свечи в руках, тут и стрелец, которого уже повели на казнь, другой, стоящий у телеги по русскому обычаю прощающийся с народом , жены стрельцов, их дети. Особую роль играет фигура стрельца со свечей в руке, расположенная на переднем плане картины, гордый поворот головы, непримиримый взгляд, направленный на монументальную неподвижную фигуру Петра. Он один не снял шапку перед царем. Все показывает, что герой здесь – восставший, побежденный, но не сломленный народ.
Царь был не только жестоким, но и неукротимым в приступе гнева. В одном случае он ударил Меньшикова так жестоко, что кровь била струей из раны, а в другом случае он собственноручно швырнул Лефорта на пол и пенал его ногами.
Используется картина Сурикова « Утро стрелецкой казни» и к/ф «Петр Великий».
В разговор Петр и Меньшиков.
Меньшиков Да, мин херц, вольно же отроки и отроковицы о тебе речи ведут, а того не ведают, какую ты державу принял.
Петр: Стыдно и больно мне за державу было. Промышленности никакой. Железо из Англии везли. Армии нет. Войско стрелецкое ненадежное. Флота нет, да и плавать негде. Бояре как затворники дома, сидят, рукава да бороды до пола свесив. Жены и дочери их вовсе не людях не показываются. Счет лет вели от сотворения мира. Ни газет, ни театра!!! Сонное царство. Ведаете ли о том?
Петр: Да, воистину Россия выдвинулась в ряд передовых держав, и я по праву этим горжусь.
Меньшиков: А давай-ка, мин херц, устроим сим любознательным отрокам экзамен.
Петр и Меньшиков задают вопросы к кроссворду.
1.Страна- союзница России в Северной войне.(Дания)
2. Земляное укрепление.(Редут)
3. Произведение Пушкина А.С., в котором изображен Петр I.(Полтава)
4. Он сделал головокружительную карьеру, начав с должности царского денщика, стал светлейшим князем и богатейшим вельможей.(Меньшиков)
5. Как назывались объединения для строительство судов.( Кумпаниии).
6. Гетман Украины, который перешел на сторону шведов в ходе Северной войны.(Мазепа)
7. Собрания-балы с участием женщин в домах российской знати, введенные и регламентированные ПетромI.(Ассамблеи)
8. Первая печатная газета в России, ее название.(«Ведомости»)
9. Первый в истории России музей.(Кунсткамера)
10. Меры покровительства отечественной промышленности и торговли.(Меркантилизм).
VIII.Подведение итогов.
Личность Петра и его реформы стали предметом острых споров, которые неизменно усиливаются как только наша странна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития. Так было и в XIXв., когда остро стоял вопрос об отмене крепостного права и в начале XXвека, когда правительство опоздало с обновлением общество, а Россия стала на путь кровопролитного революционного развития. И сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес. История продолжается, продолжаются раздумья о ней и в заключение уместно процитировать слова горького: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо».