Открытый урок по истории Отечества
В 11 классе по теме:
Международные отношения и внешняя политика СССР в З0-е годы
Учитель истории и обществознания: Махмудова Асия Адгамовна
Тема урока: Международные отношения и внешняя политика СССР в 30-е годы.
Цель урока:
Подвести учащихся к пониманию причин изменения внешней политики нашей страны в 30-е годы.
Продолжить формирование умений давай сравнительную характеристику исторических событий, оценивать исторические факты, устанавливать причинно-следственные связи;
Умение работать с документами , анализировать и обобщать их;
Воспитывать такие качества личности, как познавательную активность , самостоятельность и чувство гражданской ответственности.
Оборудование урока:
Карта: «Международное положение и внешняя политика СССР в 1021-1941гг.»
Исторические источники: «Из секретного протокола к советско-германскому пакту о ненападении»
«Из воспоминаний премьер министра Англии У. Черчилля в 1940-1945гг».
Схема: «Внешняя политика СССР в 30-е годы»
Презентация (опережающие здание). Советско–германские отношения накануне войны «Секретный протокол».
Учебник, рабочая тетрадь.
Основные понятия: геополитические интересы;
Имперская политика;
Лига Наций;
Система коллективной безопасности;
Фашизм; дуализм.
План урока:
Возникновение очагов военной опасности в Азии и в Европе.
СССР и проблема коллективной безопасности.
Мюнхенский договор и его последствия.
4. Советско-германские отношения: «пакт о ненападении», «секретный протокол»
Вопросы на повторение:
— Каковы были итоги I мировой войны?
Подписание версальско-вашингтонской системы
— Когда возникла Лига Наций?
1919г.
— С какой целью?
Предотвращение новой мировой войны, предусматривалась система мер воздействий против стран агрессоров, включая военные вмешательства.
— Что позволяло сделать вывод
Жестокие и унизительные условия мира, тяжкие репарации для Германии это была бомба замедленного действия в центре Европы.
— В чем была непрочность Версальско-Вашингтонской системы?
Мандатная система – официальный раздел колонии;
образования новых мелких государств в Юго-Восточной Европе, создавало дополнительные условия для нестабильности и как следствие конфликтов и интриг великих держав;
Советская Россия не была представлена на Парижской мирной конференции, ее отстранили не только от создания мирного послевоенного устройства, но и сделали объектом интервенции Западных держав;
Последствием Версальско-Вашингтонской системы стало формирование в ряде стран Западной Европы 1918-1919гг. (Италия, Германия) экстремистского движений фашизма.
Не было программы европейского экономического восстановления.
Проблемные задания:
Определить причины и сущность изменения внешней политики СССР в 30-е гг. в системе международных отношений.
И можно ли было оправдать политику дуализма?
Столкновение двух идейно-политических течений либерально-демократической и тоталитарной стали основой европейской политической истории.
В начале 30-х годов положение СССР ухудшалось. Под предлогом борьбы с революционным движением в Китае Япония захватила (1931-1933гг.) Маньчжурию. Со стороны Запада ограничились лишь формальным осуждением агрессии Японии, не принимая ни каких мер. Япония вышла из Лиги Нации и продолжала агрессию в Китае до 1939 года (см.карту) так был создан первый в мире очаг войны на Дальнем Востоке.
Второй очаг войны возникает в Европе (см.карту). В 1933 к власти Германии приходят фашисты во главе с Адольфом Гитлером.
Самостоятельная работа учащихся с документом (§21 стр.202).
Вопросы по документу:
— Мог ли Коминтерн предотвратить приход к власти фашистов?
При условии единства левых партий, коммунистов и социал-демократов, победу фашизма в германии можно было предотвратить.
— В чем проявлялась агрессивная политика фашисткой Германии?
В условиях мирового экономического кризиса (1929-1932гг). основные лозунги фашистов: «реванш за поражение в Первой мировой войне», борьба с «мировым коммунизмом».
Создание Антикоминтерновского пакта (1936 год) между Германией и Японией «О совместной борьбе с коммунистами». В 1937 году к ним присоединилась Италия
Определить по карте основные геополитические интересы СССР в 30-е годы (см.карту).
Угроза экспансии Японии на Дальнем Востоке и опасность со стороны западных границ.
Какие попытки предпринимает СССР в создании системы коллективной безопасности?
Ищет пути улучшения отношений с приграничными государствами: Польшей, Прибалтикой, Финляндией, Румынией.
В 1933 году устанавливаются дипломатические отношения между СССР и США.
В 1934 году вступает в Лигу Наций.
На XVII съезде ВКП(б) было отмечено, что есть неагрессивные буржуазные государства с которыми возможно тесное сотрудничество.
В 1935 году подписан договор СССР с Францией и Чехословакией о взаимопомощи.
нарком
Работа с учебником (§21 стр.203-204).
Почему система коллективной безопасности, предложенная СССР, не была принята странами Запада?
Вывод:
Страны запада не доверяли СССР, боясь угрозы распространения коммунизма.
В Мюнхене1938 году между Германией, Великобританией, Францией, Италией, не было подписано соглашение. По-которому признанные спорными территориями Чехословакии около 1,5 площади подлежали передаче Германии. Со своей стороны Германия подписала декларации о ненападение с Англией и Францией. В марте 1939 года Германия оккупировала в территорию Чехословакии. Затем выдвинула территориальные претензии Польше, расторгнув с ней договор о ненападении. Италия оккупировала Албанию в 1939 году, эти акции наглядно показали истинную цель фашистского блока.
Мюнхенское соглашение развязало руки дальнейшим агрессивным действиям «Антикоминтерновского блока» Германии, Италии и Японии, рассчитывая на фашистскую экспансию на Восток.
Вывод: Не имея союзников вреди ведущих стран мира, СССР обретает в лице Германии и Японии противников открыто декларирующих антикоммунистическую политику. См. схему «Внешняя политика СССР накануне войны».
Учащиеся демонстрируют презентацию, заранее подготовленную по заданию учителя.
Советско-Германские отношения накануне войны. «Секретный протокол. Пакт о ненападении».
Обсуждение просмотренного материала в виде дискуссии:
Оправдана ли была смена курса внешней политики СССР в 30-е годы?
Плюсы:
Была ликвидирована угроза войны на два фронта, обеспечение мира на Дальнем Востоке.
Если бы Англия и Франция начали новый торг с Германией, то СССР с гарантированной сферой влияния не стала бы размешанной картой в чужой игре.
Минусы:
Отказ СССР от ране проводившийся политики, борьбы с агрессивными устремлениями, т.е. «развязывание рук Германии».
Пакт фактически превращал СССР в невоюющего союзника Германии.
Разрушался образ страны последовательно выступавшей против фашизма.
Вывод:
В 30-е годы во внешней политике СССР наблюдается дуализм (двойственность) внешнеполитического курса, т.е. сочетание идеологических (курс на мировую революцию) и прагматических (деловое сотрудничество с капиталистическими странами) тенденций, а так же дуализм в сходстве режимов Германия (Фашизм), СССР (тоталитаризм).
Домашнее задание: §21.
Составить хронологическую таблицу «Развитие международных событий накануне Второй мировой войны.
Подготовить комментарий к схеме «Внешняя политика СССР в 30-е годы».
Внешняя политика СССР в 30-е годы
Внешняя политика СССР |
Плохая репутация СССР как экспортера революции |
Агрессивные устремления Германии и Японии |
Неудачна попытка создания системы коллективной безопасности в Европе |
Военная помощь Китаю против Японии |
Пакт Молотова-Риббентропа 23 августа 1939 г. |
Советско-японские военные конфликты |