Конспект урока по истории «Международные отношения и внешняя политика СССР в З0-е годы» 11 класс











Открытый урок по истории Отечества

В 11 классе по теме:

Международные отношения и внешняя политика СССР в З0-е годы



Учитель истории и обществознания: Махмудова Асия Адгамовна













Тема урока: Международные отношения и внешняя политика СССР в 30-е годы.

Цель урока:

  • Подвести учащихся к пониманию причин изменения внешней политики нашей страны в 30-е годы.

  • Продолжить формирование умений давай сравнительную характеристику исторических событий, оценивать исторические факты, устанавливать причинно-следственные связи;

  • Умение работать с документами , анализировать и обобщать их;

  • Воспитывать такие качества личности, как познавательную активность , самостоятельность и чувство гражданской ответственности.



Оборудование урока:

  1. Карта: «Международное положение и внешняя политика СССР в 1021-1941гг.»

  2. Исторические источники: «Из секретного протокола к советско-германскому пакту о ненападении»

«Из воспоминаний премьер министра Англии У. Черчилля в 1940-1945гг».

  1. Схема: «Внешняя политика СССР в 30-е годы»

  2. Презентация (опережающие здание). Советско–германские отношения накануне войны «Секретный протокол».

  3. Учебник, рабочая тетрадь.



Основные понятия: геополитические интересы;

Имперская политика;

Лига Наций;

Система коллективной безопасности;

Фашизм; дуализм.

План урока:

  1. Возникновение очагов военной опасности в Азии и в Европе.

  2. СССР и проблема коллективной безопасности.

  3. Мюнхенский договор и его последствия.

  4. 4. Советско-германские отношения: «пакт о ненападении», «секретный протокол»



Вопросы на повторение:

— Каковы были итоги I мировой войны?

Подписание версальско-вашингтонской системы

Когда возникла Лига Наций?

1919г.

— С какой целью?

Предотвращение новой мировой войны, предусматривалась система мер воздействий против стран агрессоров, включая военные вмешательства.



Что позволяло сделать вывод

Жестокие и унизительные условия мира, тяжкие репарации для Германии это была бомба замедленного действия в центре Европы.

— В чем была непрочность Версальско-Вашингтонской системы?

  1. Мандатная система – официальный раздел колонии;

  2. образования новых мелких государств в Юго-Восточной Европе, создавало дополнительные условия для нестабильности и как следствие конфликтов и интриг великих держав;

  3. Советская Россия не была представлена на Парижской мирной конференции, ее отстранили не только от создания мирного послевоенного устройства, но и сделали объектом интервенции Западных держав;

  4. Последствием Версальско-Вашингтонской системы стало формирование в ряде стран Западной Европы 1918-1919гг. (Италия, Германия) экстремистского движений фашизма.

  5. Не было программы европейского экономического восстановления.

Проблемные задания:

  • Определить причины и сущность изменения внешней политики СССР в 30-е гг. в системе международных отношений.

  • И можно ли было оправдать политику дуализма?

  1. Столкновение двух идейно-политических течений либерально-демократической и тоталитарной стали основой европейской политической истории.

В начале 30-х годов положение СССР ухудшалось. Под предлогом борьбы с революционным движением в Китае Япония захватила (1931-1933гг.) Маньчжурию. Со стороны Запада ограничились лишь формальным осуждением агрессии Японии, не принимая ни каких мер. Япония вышла из Лиги Нации и продолжала агрессию в Китае до 1939 года (см.карту) так был создан первый в мире очаг войны на Дальнем Востоке.

Второй очаг войны возникает в Европе (см.карту). В 1933 к власти Германии приходят фашисты во главе с Адольфом Гитлером.

Самостоятельная работа учащихся с документом (§21 стр.202).

Вопросы по документу:

— Мог ли Коминтерн предотвратить приход к власти фашистов?

При условии единства левых партий, коммунистов и социал-демократов, победу фашизма в германии можно было предотвратить.

В чем проявлялась агрессивная политика фашисткой Германии?

В условиях мирового экономического кризиса (1929-1932гг). основные лозунги фашистов: «реванш за поражение в Первой мировой войне», борьба с «мировым коммунизмом».

Создание Антикоминтерновского пакта (1936 год) между Германией и Японией «О совместной борьбе с коммунистами». В 1937 году к ним присоединилась Италия

  1. Определить по карте основные геополитические интересы СССР в 30-е годы (см.карту).

Угроза экспансии Японии на Дальнем Востоке и опасность со стороны западных границ.

Какие попытки предпринимает СССР в создании системы коллективной безопасности?

  • Ищет пути улучшения отношений с приграничными государствами: Польшей, Прибалтикой, Финляндией, Румынией.

  • В 1933 году устанавливаются дипломатические отношения между СССР и США.

  • В 1934 году вступает в Лигу Наций.

  • На XVII съезде ВКП(б) было отмечено, что есть неагрессивные буржуазные государства с которыми возможно тесное сотрудничество.

  • В 1935 году подписан договор СССР с Францией и Чехословакией о взаимопомощи.

нарком

Работа с учебником (§21 стр.203-204).

Почему система коллективной безопасности, предложенная СССР, не была принята странами Запада?

Вывод:

Страны запада не доверяли СССР, боясь угрозы распространения коммунизма.

  1. В Мюнхене1938 году между Германией, Великобританией, Францией, Италией, не было подписано соглашение. По-которому признанные спорными территориями Чехословакии около 1,5 площади подлежали передаче Германии. Со своей стороны Германия подписала декларации о ненападение с Англией и Францией. В марте 1939 года Германия оккупировала в территорию Чехословакии. Затем выдвинула территориальные претензии Польше, расторгнув с ней договор о ненападении. Италия оккупировала Албанию в 1939 году, эти акции наглядно показали истинную цель фашистского блока.

Мюнхенское соглашение развязало руки дальнейшим агрессивным действиям «Антикоминтерновского блока» Германии, Италии и Японии, рассчитывая на фашистскую экспансию на Восток.



Вывод: Не имея союзников вреди ведущих стран мира, СССР обретает в лице Германии и Японии противников открыто декларирующих антикоммунистическую политику. См. схему «Внешняя политика СССР накануне войны».

  1. Учащиеся демонстрируют презентацию, заранее подготовленную по заданию учителя.

Советско-Германские отношения накануне войны. «Секретный протокол. Пакт о ненападении».



Обсуждение просмотренного материала в виде дискуссии:



Оправдана ли была смена курса внешней политики СССР в 30-е годы?



Плюсы:

  • Определение сфер влияния Западной Украины, Западной Беларуссии, Прибалтики, Финляндии, Бессарабии.



  • Была ликвидирована угроза войны на два фронта, обеспечение мира на Дальнем Востоке.



  • Если бы Англия и Франция начали новый торг с Германией, то СССР с гарантированной сферой влияния не стала бы размешанной картой в чужой игре.



Минусы:

  • Отказ СССР от ране проводившийся политики, борьбы с агрессивными устремлениями, т.е. «развязывание рук Германии».

  • Пакт фактически превращал СССР в невоюющего союзника Германии.

  • Разрушался образ страны последовательно выступавшей против фашизма.



Вывод:

В 30-е годы во внешней политике СССР наблюдается дуализм (двойственность) внешнеполитического курса, т.е. сочетание идеологических (курс на мировую революцию) и прагматических (деловое сотрудничество с капиталистическими странами) тенденций, а так же дуализм в сходстве режимов Германия (Фашизм), СССР (тоталитаризм).



Домашнее задание: §21.



Составить хронологическую таблицу «Развитие международных событий накануне Второй мировой войны.



Подготовить комментарий к схеме «Внешняя политика СССР в 30-е годы».









Внешняя политика СССР в 30-е годы

Коллективизация и социалистическая модернизация

Внешняя политика СССР

Плохая репутация СССР как экспортера революции

Агрессивные устремления Германии и Японии

Неудачна попытка создания системы коллективной безопасности в Европе

Военная помощь Китаю против Японии

Пакт Молотова-Риббентропа 23 августа 1939 г.

Советско-японские военные конфликты



Свежие документы:  Конспект урока по биологии в 5 классе по теме"Признаки живых организмов. Царства живой природы"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: