Класс: 7
Тема урока: Международные отношения в 16-18вв.
Тип урока: комбинированный урок
Форма проведения урока: рассказ учителя, беседа, работа по учебнику
Цель урока: 1) Рассмотреть ход Тридцатилетней войны;
2) Охарактеризовать систему международных отношений в Европе в 18 в.
Задачи урока: 1)Показать учащимся как происходили международные отношения в Европе в эпоху Нового времени, раскрыть суть и причины международных конфликтов;
2)Умение анализировать, обобщать факты, систематизировать исторические факты в таблицу, умение выделять главное;
3)Воспитывать у учащихся уважительное отношение к историческому прошлому Эпохи Нового времени и любовь к истории.
Оборудование: учебник, § 18. Карты «Европа в XVII в.», «Европа в XVIII в.».
Ход урока:
На доске: план урока: 1.Начало Тридцатилетней войны
2.Война периода Валленштейна
3.Вступление Швеции в войну.
4.Вестфальский мир.Европа в 18 веке.
Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку и запись в журнал отсутствующих .
Проверка д.з.: в конце урока сдают тетради на проверку
(часть учащихся)
фронтальный опрос класса:
1.Расскажите о движениях протеста в годы английской революции. Назовите общее во взглядах левеллеров и диггеров?
2. Почему Англия стала называться парламентской монархией?
3.Почему Англию назвали «владычицей морей»?
За д.з. выставляются оценки.
Актуализация полученных знаний: Перед тем перейти к изучению новой теме нам необходимо вместе вспомнить и ответить на некоторые вопросы, которые находятся на стр. 160
1.Кто такие протестанты?
2.На какие уступки борцам Реформации за церковь вынужден был пойти император Карл 5?
Все то, что вы сейчас ответили, это относится к одной из причин международных конфликтов, но сегодня мы так же рассмотрим и остальные не маловажные проблемы и причины, которые вызывали противоречия между европейскими государствами, помимо всего прочего рассмотрим, ход Тридцатилетней войны, ее причины, участников, какие методы были использованы в ведение войны, а также итоги Вестфальского мира.
Стоит отметить, что в международной жизни Европы в 16-18 вв. существовали 2 точки зрения, на то как должно быть устроено политическое устройство.
Первая точка зрения принадлежала правителям Священной Римской империи-Габсбургам, смысл этот заключался в том, что должна существовать лишь одна единая империя, которая бы объединяла европейские страны, в главе, которой бы стоял- католический император, поддерживаемый Папой Римским, а все остальные должны являться ее вассалами.
Вспомните, существовало ли ранее такое государство или это всего лишь утопия?
Правильно, молодцы!
А в чем же суть второй точки зрения, она принадлежала Англии и Франции: в Европе должны существовать самостоятельные национальные абсолютистские государства.
Как вы думаете, все-таки как же были устроены европейские государства, правильно, потому, что большинство стран стремилось к абсолютизму.
А теперь давайте откроем ваши тетрадки и запищем дату урока, а также тему: Международные отношения в 16-18 вв. и запишем
Причины международных конфликтов:
1. Религиозное столкновение католиков и протестантов;
2.Экономические противоречия (т.е. это борьба за колонии, за рынки, за господство на морских торговых путях)
3.Столкновения интересов Франции, Англии и Испании (борьба Франции и Испании за влияние в богатой Италии привело к Итальянским войнам(1494-1559гг.) )
1.Начало 30-ей войны .
Объяснение и заполнение таблицы по 30-ей войне:
Предварительно начертив ее на доске:
Религиозные противоречия между католиками и протестантами | |
Состав участников | На стороне католиков и Габсбургов: Австрия, Германия и Испания Протестанты: Дания, Швеция, Франция и Россия |
Театр военный действий | Территория Германии, переходили на земли Франции, Испании, Италии, Польши, Нидерландов |
Итоги и значение | Был заключен Вестфальский мир |
Но Вестфальский мир мы рассмотрим чуть позже
Сейчас же вы должны будете поработать по учебнику стр.165-166, также я вам сейчас раздам задания, которое Вы должны будете сделать в течение 5 мин.
Задания на листочках
Подчеркните какие нижеперечисленные факты относятся к Валленштейну:
Родился в семье чешского дворянина, герцог Мекленбургский и Померанский, был королем Богемии, являлся генералиссимусом, в 1630 г. стал императором, разгромил шведов у Лютцена, захватил Балтийское побережье, генералиссимус Балтийского и Океанского морей.
Рассказ учителя:
Как Вы уже прочитали из п. «Война разгорается», что Франция на сторону своих союзников призвала новую крупную силу-протестансткую Швецию, но государство выступало в роли наемника, так, как французское правительство выплачивало шведскому королю 1млн. ливров, а король обещал держать в Германии 30 тыс. пехоты и 6 тыс. конницы. Почему же вступила в войну Швеция, она боялась усиленияпозиций императора Священно-Римской империи и стремилась к господству на Балтике.
Для этого Густав 2 Адольф провел ряд реформ, благодаря чему его полки стали боеспособными, армия состояла из рекрутов, а не наемников, это был шаг к регулярной армии, которая могла в течение долгого времени готовится к предстоящим военным действиям.
Была реформирована техника пехотной атаки, при этом он регулярно проводил маневры в ходе, которых комбинировались действия различных соединений.
Новая армия приносит ряд побед, но после гибели Густава 2 Адольфа шведские войска, которые пополнились наемниками и пленными, стали негативно влиять на армию, что не могло сказаться на ходе войны, но благодаря французской армии, которая принесла ряд значительных побед, что вынудило Фердинанда 2 подписать мир.
Итак, в 1648 г. был заключен Вестфальский мир в ходе, которого:
1) Франция получила Эльзас;
2)Швеция контрибуции и господство над Балтикой, контроль р.Одер;
3)получила независимость Голландия от Испании;
4)Политическая раздробленность Германии;
5)решились религиозные вопросы, которая уравняла католическую и протестанскую церковь;
6) Священная Римская империя распалась.
Закрепление нового материала:
1.Как были устроены международные отношения европейских государств?
2.Что было сделано шведским королем для усиления армии?
3.Каков был итог Тридцатилетней войны?
Рефлексия: что вы у знали и какой вывод к теме урока можете сделать?
Запись д.з. п.18, и сделать таблицу по пункту «Европа в 18 веке»