Технология педагогической мастерской
Урок по истории России (10 класс)
Тема: «Монгольские завоевания в Азии и русские земли», § 20, стр. 152.
Тип и форма урока: урок анализа и синтеза, групповое занятие.
Планируемые результаты освоения содержания образования:
— предметные: научатся осмысленно обьяснять сущность возможных вариантов развития Руси на основе углубленных исторических знаний о событиях 13 века;
— метапредметные: научаться работать с различными источниками знаний, мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, выявлять причинно-следственные связи;
— личностные: оценивать последствия утверждения цивилизационной альтернативы, проявлять чувство любви к Родине и уважение к ее истории.
3. Содержание видов универсальных учебных действий (УУД)
— познавательные:
-общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий, осознанное построение речевого высказыванияв устной и письменной форме;
— логические: анализ текста, выделение и осмысление существенной информации из текстов, документов.
— коммуникативные: коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника, согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в кооперации;
-регулятивные: постановка учебной задачи (формулировние проблемы) на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно, предстоить выяснить; принятие познавательной цели (целеполагание), определение последовательность решения промежуточных задач и целей с учетом основной учебной задачи.
4. Оборудование: учебник, дополнительная литература, презентации.
5.Предварительная работа.
Класс делится на три группы, что предпологает совместную реализацию проблемных задач, воспитание самоуважения друг к другу.
Сценарий урока:
Посмотрите фрагменты фильма и определите тему урока.
Показ фрагментов фильма «Чингисхан»;
Слайд №1
Как вы определите цель урока?
Цель урока заключается в определении цивилизационного выбора, который сделала Русь в 13 веке, держа щит меж двух враждебных рас – монголов и Европы.
Работая в составе 3 групп, выполните задания в рабочих листочках, используя материалы учебника и дополнительной литературы.
Слайд №2
*1 группа- дать характеристику монголо-татарам и определите цели нашествия.
*2 группа-дать характеристику крестоносцам и определить их цели накануне нашествия.
*3 группа – дать характеристику Руси в 30-ые годы 13 века.
8. Социализация: представление группами результатов своей работы через устные выступления.
9. Рефлексия: предположите, чем могла закончится противостояние сторон?
10. Разрыв: постановка новой проблемы.
11. Слайд №3.
Составьте хронологический ряд этапов борьбы русского народа с иноземными захватчиками:
1237 г.
1239 г.
1240 г.
1242 г.
12. Показ фрагментов фильма «Александр Невский»
13. Гипотеза: Посмотрев фрагменты фильма и получив новые знания по монгольским завоеваниям, какие гипотезы вы можете выдвигать?(Победа на стороне монголов)
14. Постановка новой проблемы: почему монголы оказались удачливее, чем крестоносцы?
15.Слайд № 4
Сила Батыева несравненно превосходила нашу и была единственною причиною его успехов мужестве, так и в искусстве исстреблять людей. Напрасно новые историки говорят о превосходстве монголов в ратном деле: древние россияне не уступали как в мужестве, так и в искусстве истреблять людей ни одному из тогдашних европейских народов. Но дружины князей и города не хотели соединиться, действовали особенно и весьма естесственным образом не могли устоять против Батыя.
Карамзин Н.М.
16.Социализация. «За» и «Против»
17.Общая рефлексия. Какой же цивилизационный выбор сделала Русь?
18. Домашнее задание. Заполнение таблицы «Завоевания монголов и борьба с крестоносцами»
Крестоносцы | ||
Общее | ||
1. | ||
2. | ||
Различия
| ||
1 | 1 | |
2 | 2 | |
3 | 3 | |
4 | 4 |